Патент как игра в го: что нужно учесть при патентовании своей разработки
Всем привет, на связи патентное бюро IntuLogic. Мы помогаем технологичным компаниям получать патенты и делать это по-умному — так, чтобы патент действительно защищал от конкурентов, а был не для галочки. Делимся кейсом: помогли компании получить патент, который, с одной стороны, не пересекается с разработками двадцатилетней давности, а с другой — обеспечивает выгодную позицию стартапу при выходе на международный рынок. Расскажем, как выработали патентную стратегию, проводили патентный поиск и в целом поясним работу патентоведа.
О клиенте
К нам обратилась команда Denet, которая разработала систему для децентрализованного хранения информации. Они берут ваши файлы, делят их на куски и раскидывают по тысячам разных устройств с резервными копиями. В итоге вся информация хранится безопасно, а хранители зарабатывают на свободных мощностях своих ноутбуков и компьютеров. На серверах Denet нет ни байта информации от клиентов — все распределено.
Тема хранения данных актуальная, решений на рынке довольно много. Но только если говорить про централизованное и облачное хранение. Поэтому технологии, ядро Denet — относительно уникальны.
Клиент поставил задачу — максимально защитить разработку и обеспечить сохранность ее ценности до выхода на масштабный рынок. Проще говоря, чтобы чтобы разработку не отжали, не скопировали и компании не пришлось что-то переделывать на ходу.
Патент как игра в го
Мы решили оформлять патент на изобретение. Было другое решение — защитить «права на программу для ЭВМ», но стало понятно, что с кодом компанию обставят в два счета: достаточно поменять логику решения той или иной задачи и все — твои права уже ничего не значат. Если есть возможность оформлять патент на изобретение, а не программу для ЭВМ, выбирайте первый вариант.
Оформить патент на изобретение не так уж сложно. Берешь, описываешь самое уникальное, что у тебя есть, подаешь заявку в Роспатент. Все, патент на руках. Но патент в таком виде — это по большей части просто бумага, которая подтверждает, что вы молодец, и больше ничего.
В нашем понимании патентование разработок больше похоже на игру в го или нарды:
— важно выбрать позицию так, чтобы конкуренты не смогли «съесть» твою разработку, взяв ее в кольцо;
— важно выбрать позицию так, чтобы захватить не одну точку, а все поле вокруг нее, заблокировав ход конкурентам;
— важно выбрать позицию так, чтобы камни не попадали в чужую сферу влияния, и ход не пропал зря.
Патент на изобретение — это не просто документ, подтверждающий авторские права, но и определяющий стратегию всех остальных разработок. Поэтому мы, собственно, занимались не столько патентом, сколько патентной стратегией.
Что такое патентная стратегия
Стратегия определяет точки, с которых можно зайти в рынок (не залезть на территорию чужого патента), учитывает будущие патенты (чтобы они не перекрывали друг друга) и помогает найти направления дальнейших разработок (свободные, чтобы защитить свою разработку от конкурентов).
Это инструмент, который добавляет порядка в патентную деятельности компании. Он помогает определиться, что нужно патентовать, а что нет, задает направление развития творческой мысли, чтобы создавать не только полезные, но и патентоспособные, а поэтому более выгодные с точки зрения бизнеса решения.
Поэтому мы сразу обсуждали с Denet разработку патентной стратегии. Начали общаться весной 2018 года и стали определять начальную точку — насколько в целом компания патентоспособна и что нужно патентовать в первую очередь. Например, мы изначально говорили только про хранение, но, оценив дорожную карту, увидели, что в дальнейшем ребята планируют заниматься еще и хостингом и другими подпродуктами. Соответственно, патент на хранение данных — лишь элемент всей картины, и мы уже учитывали следующие разработки в нем.
Одно дело — работать с корпорациями. Они знают, что делать с патентами, но чаще всего оформляют их бессознательно. Таким компаниями мы чаще всего ставим руку и составляем патентные стратегии с учетом всех основных конкурентов, их патентных портфелей и существующих патентных трендов.
Со стартапами по-другому. Будущие разработки зачастую находятся только на дорожной карте, и роль патентного бюро трансформируется из простого бюрократа, который подает заявку, в провидца, который должен не только сформулировать общую картину, но и подсказать разработчикам, где и как нужно действовать.
Вспомните, как бывает обидно, когда вы ставили два нолика подряд, а соперник все портил своим крестиком. Разрабатывая патентную стратегию, мы делаем так, чтобы сопернику было просто некуда поставить крестик.
Чтобы разобраться со всеми тонкостями, мы сначала проводим исследование, а затем патентный поиск.
Исследование и патентный поиск
Исследование. Мы очень, очень долго разбирались с бизнесом клиента и изучали их решения, чтобы максимально верно и точно сформулировать предмет патентования. Объем охраны определяется формулой изобретения, и по факту в ней вся суть патента. Самое важное — правильно отобразить независимый пункт формулы. Он не должен быть слишком подробным, иначе объем защиты будет слишком мелким. Есть есть возможность не писать «колесо», пишите «движущий элемент», если это подходит под вашу патентную стратегию.
Наша формула звучит так:
Она сложная и довольно широкая. И это правильно — патент таким и должен быть.
Патентный поиск. Его суть — в поиске максимально близких решений других компаний. Если таких нет — отлично, если есть — надо додумывать то, что вы делаете, и уходить в детали. При патентном поиске важно, чтобы патентовед был знаком с технической сутью: если клиент сделал чашку, а он ищет блюдце, результаты будут не те.
Позже эта работа поможет показать изобретательский уровень: важно так сформулировать свое решение, чтобы был неожиданный технический результат, неожиданный полезный эффект.
Работая с Denet при патентном поиске, мы, например, нашли решение 1999 года, которое создало для нас сложности. В область этого патента попадали все решения децентрализованного хранения данных, поэтому нам нужно было доказать, что мы улучшили, и правильно описать это улучшение. Патентный поиск как раз помогает найти такие чужие зоны и найти, в чем отличие решений.
Слева — не влияющие друг на друга патенты, справа — ситуация, в которой компания, занявшая зеленую нишу, оказала влияние на компанию, занявшую светло-оранжевую область своим патентом. Последней пришлось получить много патентов для ограничения конкурента. Например, первая компания запатентовала новый аккумулятор, а вторая — способы быстрой зарядки, обслуживания, охлаждения и утилизации. «Зеленой» будет сложно.
Важно в зависимых пунктах формулировки предусмотреть все возможные непредвиденные ситуации и описать дополнительные варианты, которые помогут сузить свое решение, полностью не убив патент.
Может показаться, что вся наша работа сводится к играм с формулировками. Они, конечно, очень важны, но под ними должно быть техническое корректное основание. Можно поиграть со словами и получить патент на что угодно. Но какой в этом толк, если это «что угодно» не будет вашим решением?
Все эти работы заняли месяц, а потом мы подали заявку в Роспатент. С этого момента у компании был еще год на то, чтобы выйти с этой заявкой на международный уровень. Если этого не сделать, патент останется только российским.
— Российская заявка стоит 120-140 тыс. рублей, международная — чуть больше.
— Среднерыночные цены на работу патентоведа (исследование, поиск, подготовка заявки) — около 70 тыс. рублей.
В целом, должно произойти что-то экстраординарное, чтобы Роспатент не принял заявку. В этих случаях можно жаловаться в палату патентных споров и оспорить неправомерное решение. Но обычно патентоведы, если и берутся за работу, то гарантируют получение патента.
После подачи заявки обычно проходит год-полтора до получения патента. Делопроизводство можно и ускорить, но это дорого — более 100 тыс. рублей. В большинстве случаев в этом нет особого смысла — защита начинает действовать с момента подачи заявки.
На данный момент делопроизводство по заявке еще идет, но судя по результатам экспертизы Роспатента, патент будет выдан в ближайшее время.
Результат
Мы определили, что рынок есть и на него можно выходить, потому что с помощью патента Denet подтверждает свою дееспособность.
По словам заказчика, он использует его еще и как инструмент для коммуникации с инвестором: теперь Denet — не просто стартап с идеей, а с уже подтвержденным изобретением и его защитой. Ну и конкурентов закатать можно, чего уж.
Рафик Сингатуллин, сооснователь Denet:
«Мы получили некую безопасность для партнеров. С патентом все наши труды, наш вклад, наши ресурсы подтверждены, а мы — связаны. Независимо от того, где у нас будет компания — в России, штатах, Гонконге — у нас есть общий связывающий документ и основа будущей компании. Теперь нас невозможно просто скопировать. Имея этот патент, мы понимаем, как делать другие патенты и как их реально связывать. Первый патент дает тебе свет, на который ты ориентируешься.
Кроме того, работа с Intulogic для нас была похоже на независимую оценку собственного проекта. Мы смогли посмотреть на свое дело с точки зрения изобретения, с точки зрения внешнего рынка. Нам показали, что мы не изобретаем велосипед. При этом все это обошлось примерно в одну зарплату разработчика, так что это неплохое вложение
Мы продолжаем сотрудничать с компанией, следующий шаг — запатентовать их корпоративное решение Denet Box, которое помогает хранить данные на неиспользуемых мощностях компьютеров внутри компании».
Советы
Если у вас есть решение, которое вы хотите запатентовать, поделимся несколькими советами:
Ищите патентоведа, у которого есть техническое образование. Или хотя бы соответствующее. Человек должен хотя бы в общих чертах понимать (именно понимать, а не просто послушать вас), как работает та или иная технология. Иначе без косяков не обойтись. Большой плюс — если у патентоведа тоже есть жилка изобретателя или разработчика.
Обобщайте все, что можно обобщить. Если вы договорились с патентоведом о гарантии получения патента, у него будет соблазн сузить его область, потому что это проще, но невыгодно для бизнеса. Поэтому сотню раз перечитайте формулу изобретения (если мы говорим именно про патент на изобретение, который чаще всего встречается в технологических компаниях). В независимом пункте решение не должно быть описано слишком подробно.
Цельтесь сразу на международный патент. На международной фазе экспертиза лучше, и вы получаете более глубокую оценку ваших идей. Если вы планируете выходить на международный рынок, адаптируйте российский патент под стандарты тех стран, в которых планируете работать.
Не цепляйтесь за один патент. Защита одной точки, одного решения, одной детали довольно слаба. Думайте о том, как защитить еще и некую область вокруг них. В этом поможет патентная стратегия.
Если вам нужна помощь с патентами, заходите на наш сайт IntuLogic. Если просто интересно почитать о патентной стратегии — подписывайтесь на телеграм-канал. Там, правда, пока пусто, но мы будем делиться инструкциями и кейсами.