В Норвегии упало потребление моторного топлива
Напомню читателям что Норвегия мировой лидер по внедрению электромобилей. Страна реализует долгосрочную политику по отказу от ДВС, в 2025 в стране вступит в силу запрет на продажу ДВС. Но уже сейчас ДВС практически ушли с рынка. В сентябре доля ДВС на рынке продаж составила 2,7%.
Процесс ухода с рынка ДВС не может не сказывается на продажах нефтепродуктов на внутреннем рынке. Ранее ExxonMobil закрыла предпоследний НПЗ в стране, большая часть продукции нефтеперерабатывающего завода шла на экспорт, теперь предприятие переформатировано в отгрузочный терминал. Сейчас под вопросом судьба последнего НПЗ Equinor в Монгстаде, падающий спрос ставит под сомнение будущее предприятия, отправляющего большую часть своей продукции на экспорт.
Такой же процесс затрагивает АЗС и автосервисы и если у первых есть шанс переформатировать свой формат с топлива для ДВС на электроэнергию и конкурировать с домашними солнечными электростанциями, то для сервисов такой возможности нет.
В сентябре продажи топлива для ДВС упали на 9% по данным Норвежского статистического агентства SSB. Помимо снижения потребления нефти, страна практически завершила переход на отопление тепловыми насосами жилого сектора и активно внедряет ТН в промышленности для замены ископаемого газа. Все эти меры дают возможность наращивать нефтегазовый экспорт на внешний рынок так в 2022 году страна заработала 140 млрд. $.
К сказанному еще стоит добавить, что часть доходов от нефтегазового экспорта поступает в Фонд будущих поколений крупнейшего инвестора четвертого энергоперехода. Норвежцы активно развивают производство зеленого Н2 для химической промышленности, а электролизеры норвежского производителя Hydrogen Pro AS способны производить Н2 по цене 1,5 $ за кг.
Норвегия удивительная страна, это здесь долго живут (82,6 года) и радуются жизни (7 место по уровню счастья), много зарабатывают (500 000 руб. средняя з/п), бесплатно обучаются в том числе и в высших учебных заведениях.