К чему приводит деньгосмешение или как перестать путать деньги бизнеса и свои

Очень часто в нашей практике возникают ситуации, когда предприниматели начинают путать свои деньги с деньгами бизнеса. То для компании что-то купят из своего кошелька, то потом мебель себе на дачу напрямую с расчетного счета. Вроде бы ничего страшного — деньги есть, все равно себе выводить хотел, да и вообще чего привязались.

В статье постараемся разобраться, почему это работает только для совсем маленьких компаний и с ростом бизнеса приводит к проблемам.

Зарплата продавцам, оплата аренды, диван на дачу, шуба жене, щепотку соли... Перемешать.
Зарплата продавцам, оплата аренды, диван на дачу, шуба жене, щепотку соли... Перемешать.

Почему вообще так происходит

Вообще, есть несколько причин почему предприниматели начинают путать деньги и начинать тратить средства компании не на то, на что нужно.

Обычно корень проблемы чисто технический и характерен для ИПшек. Бизнесовые карты привязаны к расчетному счету, но внешне являются самыми обычными картами, которые и к Apple pay привязать можно, и просто расплатиться в кафе. Возникает ложное чувство, что вот они деньги - бери.

На личной карте денег нет, на бизнесовой есть - почему бы не потратить и потом вернуть... когда-нибудь... может быть... А потом в расходах бардак.

Бывает и обратная ситуация. Например, пытаемся убежать от налогов. Если заплатить сотруднику с РС - придется платить до кучи малы. А так переведу пока человеку с личной, а потом верну себе с бизнесовой. А потом в учете круглая неучтенная сумма, просто выведенная на вашу личную карту. Попробуй разобраться в конце месяца, что, на что и про что.

А иногда путаем личные расходы с представительскими. Это вот вообще любимая для многих история. "Я ведь был в командировке, ну и что что 3 дня жил, ел и веселился, а еще купил в дьюти фри жене духи и себе вискарь за счет компании?"

В общем, вариантов много. Давайте теперь разберемся, к чему это ведет.

Чем это грозит

Будем последовательными.

1. Деньги путаются, и в конце периода крайне сложно собрать факт

Представьте, что деньги вашего бизнеса и ваши собственные - левый и правый проводной наушник. Если не воспользоваться специальным разделителем и положить их в карман, то все мы знаем, что будет в итоге. Потом фиг разберешься.

Так же и с деньгами. Если слишком часто переливать их с одного счета на другой, или просто платить не оттуда и не за то, за что надо, то в конце месяца вам будет ооочень непросто разобраться, где что. А это критически важно, если мы хотим правильно управлять нашей компанией.

Про важность правильного учета движения денег можете прочитать в нашей статье о ДДС:

2. Повышается риск попасть в кассовый разрыв

Если мы не знаем, как на самом деле двигались деньги бизнеса и сколько их вообще осталось на самом деле, то не можем и нормально планировать будущее. А это напрямую ведет к кассовым разрывам.

Что-то не учли или переучли, начали опираться на цифры некорректно собранного периода, где вперемешку и траты компании, и личные, из-за этого неправильно построили платежный календарь, и вот прилетели.

Не поверите, насколько часто такое встречается, особенно в компаниях, где и так высок риск попадания в кассовые разрывы, если не считать цифры - в первую очередь производственных и оптовых.

3. Не понятен размер прибыли

Если не умеем считать деньги, то скорее всего косячим и в подсчете обязательств. А потом не можем посчитать свою реальную чистую прибыль.

А как ее посчитать, если бизнес платит и за себя, и за собственника? Или, наоборот, собственник постоянно несет расходы по своей карте. Половина операций теряется и нигде не учитывается. Чистую прибыль так не посчитаешь.

Так же обычно с деньгами с деньгами бизнеса и собственными, если их не разделять
Так же обычно с деньгами с деньгами бизнеса и собственными, если их не разделять

Понял, страшно. Как лечить?

Давайте теперь разберемся, как все таки правильно это все разделять.

Начнем с корня - чтобы не было соблазна снова заниматься деньгосмешением, надо чтобы личных денег нам хватало. А для этого сперва надо научиться правильно их себе платить. Давайте пройдемся кратко.

1. Платите себе зарплату

Да, даже если вы собственник, вы все равно как правило выполняете в компании какие-то функции. Чаще всего, директора. В таком случае правильный и важный шаг - узнать рыночную зарплату человека, чьи функции вы выполняете, и начать себе ее платить.

Таким образом вы и себе правильный постоянный доход обеспечите, и перестанете питать себя иллюзией, что чистая прибыль у вас ого-го. После выплаты зарплаты уже, может, и не ого-го.

2. Платите себе дивиденды

Помимо какой-то фактически занимаемой роли, за которую надо платить себе зп, собственник все таки остается собственником и должен получать свою законную долю чистой прибыли - дивиденды.

Как правильно платить себе дивиденды, мы разобрали в нашем посте в инстаграме. Когда-нибудь и статью отдельно напишем.

Итак, себе заплатили. И зарплату, и дивиденды. Больше нам компания ничего должна, все, что осталось - ее деньги.

Но есть еще несколько важных советов.

3. Разделяйте свои деньги и деньги бизнеса физически

Мы прекрасно понимаем, что далеко не всегда расходы или приходы бизнеса осуществляются через расчетный счет. Не привыкли еще работать в белую. Но ничего не мешает нам завести отдельную дебетовую карту для нужд бизнеса.

Таким образом в идеале картинка должна быть следующая - есть РС, есть карта с деньгами только бизнеса, и отдельно есть наша личная карта, куда мы платим себе зарплату и дивиденды.

Приучите себя правильно этим пользоваться и проблем не будет.

4. Нужно закинуть денег в компанию? Дайте ей в долг

Иногда бывает такое, что по той или иной причине денег бизнеса не хватает. Кассовый разрыв или еще что. Компанию надо спасать и докинуть из своих.

Но и это следует делать правильно.

Если уж приходится заводить деньги с личного счета в бизнес, то в учете это должно проходить как займ. Да, займ компании от вас. Теперь она вам должна. Тогда не будет никакой путаницы и будет четко понятно, где что. А когда волны утихнут - этот займ мы себе возвращаем.

И наоборот - если вдруг резко понадобились деньги на новую машину, то можем взять в долг уже у своего бизнеса. Не забудьте только вернуть.

Выводы

Собственно, на этом все. Если будете придерживаться этих на самом деле не сложных правил, то сильно облегчите жизнь себе и своему финансисту. Сэкономите кучу нервов... и денег.

По традиции, в конце статьи делимся с вами полезностями. Держите шаблон отчета ДДС, где и нужно правильно вести деньги компании.

А если все таки хочется найти себе специалиста-волшебника, который придет, все посчитает, разделит деньги и скажет, что надо делать - записывайтесь к нам на консультацию. Она бесплатна и полезна. Успехов!

Ваш Финвед

26
25 комментариев