Как получать 5-7 заказов в день на технологически сложный продукт стоимостью от 2 млн.рублей с помощью маркетингового анализа и методики JTBD
Делюсь опытом, как мы упаковали ключевые смыслы бизнеса завода-изготовителя контейнерных автозаправок (КАЗС) СпецРешение с помощью маркетингового анализа и методики Jobs to be done, снизили стоимость целевой заявки до 400 рублей и увеличили количество заявок в десятки раз.
Содержание статьи:
- Какая задача стояла на старте
- Как решали — основные этапы работы
- Как применили меркетинговый анализ и методику Jobs to be done
- Какой результат получили
Время чтения — 7-10 минут.
Как упаковывать и продвигать технологически сложный продукт? Чаще всего производственные компании продвигают продукцию привычными для b2b способами — через прямые контакты с потенциальными клиентами, рассылкой однотипных КП и холодными звонками.
На сайтах размещают длинные тексты со сложными техническими терминами и характеристиками, разобраться с которыми не всегда под силу даже специалисту.
Умение рассказать про продукт простым и понятным языком с позиции выгод клиента - потенциальное преимущество перед конкурентамиА маркетинговые подходы к упаковке и продвижению дают сто очков вперед
На примере проекта завода-изготовителя контейнерных автозаправок (КАЗС) СпецРешение рассказываю, как с помощью маркетинговых подходов эффективно продвигать технологически сложную продукцию:
- обсудить и сформулировать задачу
- провести глубокое маркетинговое исследование рынка и конкурентов
- сегментировать целевую аудиторию и изучить путь клиента
- подобрать и разработать эффективные инструменты продвижения
- разработать посадочные страницы
- запустить трафик
- проанализировать результаты с помощью сквозной аналитики
ООО СпецРешение производит контейнерные АЗС, блочно-модульные автоматизированные насосные станции, модульные АЗС, мобильные топливо-заправочные модули, а также емкости для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов с 2012 г.
Обсудить и сформулировать задачу
Понимание задачи — ключевой этап работы.
Бизнес-задачи упаковки и продвижения могут быть разные — имиджевая история, утепление клиентов, площадка для знакомства с компанией, сайт как один из этапов воронки продаж.
Для производственных компаний чаще всего это — увеличение выручки.
У компании уже был сайт-многостраничник с общей информацией, подробным описанием каждого вида продукции, а также одноэкранный сайт-опросник (квиз), где предлагалось рассчитать стоимость производства контейнерной автозаправки.
Но лиды с таких опросников чаще всего «холодные», продавать им сложно - конверсия в продажу не превышает 1-2%.
Было решено сделать полноценный лендинг, где будет показан серьезный подход и опыт компании, кейсы внедрения.
Рассказать о продукте простым языком, с учетом реальных потребностей клиентов и особенностей сайтов для b2b ниш, о которых я говорила здесь.
Ключевую бизнес-задачу сформулировали как увеличение выручки компании за счет:
- проведения глубокого маркетингового исследования
- грамотной упаковки продукта и компании на лендинге
- отстройки от конкурентов
Так как в нише есть сильные игроки, множество посредников и конкурентов с невысоким качеством продукта, важно было провести маркетинговое исследование. Оно включает анализ рынка и целевой аудитории, интервью с текущими клиентами, анализ сайтов и инструментов продвижения конкурентов.
Такой подход позволил понять потребности аудитории и отразить их в смыслах на сайте и презентационных материалах компании, обойти предложения конкурентов.
Провести бизнес-интервью о продукте
«Бумажный» опросник о компании никогда не заменит живое бизнес-интервью. В ходе интервью у маркетолога есть возможность задать общие и уточняющие вопросы, чтобы выяснить действительно значимое и важное.
Обычно бизнес-интервью состоит из вопросов о компании, продукте, бизнес-процессах, конкурентах, целевой аудитории. В каждом блоке может быть от 20 до 50 вопросов.
Идеально, если бизнес-интервью проводится с несколькими ключевыми лицами компании — собственником, директором по развитию, руководителем отдела продаж.
По итогам интервью мы составили карту смыслов, которая легла в основу маркетинговой упаковки продукта.
Карта смыслов фиксирует ключевые факты о продукте. Факты гораздо важнее водянистых текстов с длинными обтекаемыми формулировками, которые никак не фиксируются мозгом.
В итоге собрали в карте:
- факты о компании
- факты о продукте
- факты о производстве
- факты о гарантии
- факты о цене
- факты о сроках
- факты о доставке
- факты об индивидуальных решениях и проектировании КАЗС
- преимущества компании
Приведу примеры фактов, чтобы было понятно, о чем речь.
Факты о продукте:
- чистый сварной шов без шпаклевок и герметика (утечки топлива исключены)
- используем сталь марки 09Г2С (топливный контейнер сохранит форму и не заржавеет)
- комплектующие ведущих российских производителей (не зависим от Европы и санкций)
- продукция имеет все сертификаты как единое заводское изделие (соответствует всем нормам, абсолютно безопасно)
Факты о производстве:
- собственное производство полного цикла - от конструирования под запрос до пуска-наладки и сервисного обслуживания (отвечаем за все этапы работ)
- храним 1-2 месячный запас комплектующих на складе (выполним работы точно в срок по фиксированной цене)
- автоматизировали ключевые участки производства (стоимость ниже, чем у конкурентов за счет автоматизации)
Исследовать спрос
Основной инструмент исследования спроса — сервис Яндекс.Вордстат.
Что мы там можем узнать?
- уровень спроса на товар/услугу по регионам
- как часто ищут продукцию напрямую от производителей
- какого типа казс ищут чаще всего
- для каких нужд ищут продукт
- ключевых конкурентов
Проанализировать потребности и сегментировать целевую аудиторию
Основные источники информации по анализу потребностей аудитории — интервью с РОПами и менеджерами отдела продаж, соцсети, блоги, CRM (записи звонков и анализ обращений), живое анкетирование состоявшихся и несостоявшихся клиентов.
В этом проекте мне удалось поговорить с экспертами отдела продаж, изучить данные CRM и провести кастдевы (проблемные интервью) с ключевыми клиентами.
При составлении карты целевой аудитории я опираюсь на подход JTBD — ‘работа, которая должна быть сделана’. Проще говоря, сегментировать аудиторию лучше по потребностям, которые может закрыть продукт или услуга. В этом случае на сайте можно четко прописать офферы под каждую потребность, отработать критерии принятия решения, снять возражения.
Прописываем:
- кто эти люди
- в какой ситуации находятся
- потребности, связанные с продуктом
- боли (граничат с потребностями)
- возражения
- страхи, сомнения
- критерии принятия решения
- теплота клиента (холодные, теплые, горячие) по отношению к продукту
Ключевой сегмент в этом проекте — предприятия, имеющие собственное топливообеспечение и предприятия, зарабатывающие на продаже топлива. Это не только топливозаправочные компании, но и предприятия из сельскохозяйственной, лесной, угледобывающей и других отраслей с собственными автопарками, которые в больших объемах потребляют топливо (больше 20 тыс. горючего в месяц).
Кроме проблемы высоких расходов на заправку автопарков, многие предприятия столкнулись с тем, собственные топливо-заправочные комплексы старого формата уже не проходят по нормам пожарной безопасности.
В ходе анализа выяснили, что на самом деле важно для нашей ЦА:
- соответствие КАЗС нормативным документам
- безопасность
- цена
- сроки окупаемости
- гарантии прохождения проверок надзорных органов
- напрямую от производителя
- срок выполнения
- гарантия
- поставка под ключ
- простота использования
- возможности автоматизации
Именно эти смыслы транслируем на сайте.
Выяснить путь клиента и продумать нестрессовый первый шаг
Тут нам помог анализ звонков и обращений в CRM, а также интервью с РОПом и менеджерами отдела продаж.
Путь клиента в проекте — стандартный для b2b запрос на подбор и расчет стоимости, запрос коммерческого предложения.
Однако учитываем, что на лендинг приходит аудитория разной теплоты (готовности к покупке), и разной осведомленности о продукте. Поэтому кроме стандартных целевых действий предлагаем и другие, подходящие под каждую ситуацию:
- приглашение на производство
- продающие видео о компании
- получение презентации
- онлайн-демонстрация работы оборудования
- расчет сроков окупаемости КАЗС
- анализ КП конкурентов
Проанализировать конкурентов
Анализировать конкурентов лучше везде, где можно до них дотянуться: органическая и рекламная выдача в поисковиках, баннерная реклама, анализ соцсетей конкурентов.
Акцент на тот канал трафика, который считаем приоритетным. Если это контекст, необходимо проанализировать как минимум 10-15 конкурентов. Что анализируем и сравниваем:
- структуру сайта
- контент сайта
- офферы, позиционирование, УТП
- призывы к действию
- конверсионный слой - формы обратной связи
- подключенные сервисы, наличие живых чатов, чат-ботов
- акции, специальные предложения
- всплывающие окна, страницы благодарности
- дизайн и эргономику
Можно воспользоваться специальными сервисами анализа сайтов и дополнительно выяснить:
- по каким запросам продвигаются конкуренты
- скорость загрузки сайтов
- сео-показатели, объем трафика
- источники трафика, поведенческие факторы (время просмотра сайта, процент отказов)
Для анализа сильных и слабых сторон конкурентов проанализировали порядка 20 сайтов конкурентов, а после проанализировали их рекламные материалы и КП с помощью “тайного покупателя”
По итогам сравнительного анализа сильных и слабых сторон конкурентов, зафиксировали идеи, которые помогут оторваться на сайте и в рекламных материалах.
В результате конкурентного анализа выделили преимущества, которые раскрываем на сайте через выгоды потенциального клиента.
Оффер и ключевые выгоды разместили на главном экране:
Главная ошибка первых экранов — отсутствие оффера.
Оффер это не обязательно УТП (уникальное торговое предложение).Оффер — это про какую-то самую важную центрально образующую черту вашего бизнеса.
Оффер должен выглядеть как конкретное предложение, с которым вы заходите к потенциальному клиенту.
В b2b в отличие от b2с решения принимаются из позиции выгод, а не эмоций.
В b2b всего 3 ключевых посыла, которые нужно транслировать в оффере: увеличение прибыли, снижение расходов, и снижение рисков. Если предложение свести к этим выгодам, будет 100% попадание в потребности ЛПР.
Второй экран отвели под основное целевое действие — получение коммерческого предложения.
Основная цель лендинга — перевести на следующий этап воронки. Это значит предложить легкое, нестрессовое действие: запрос прайса, расчет стоимости, коммерческого предложения, бесплатную консультацию.
Ценность шага усилили — предлагаем получить КП с ценами и сроком изготовления КАЗС в 3-х комплектациях: Базовая, Стандарт, Премиум (реализация через квиз).
Традиционно в b2b запрашивают коммерческое предложение по имейл, но общение в мессенджерах становится все более удобным и предпочтительным.
А вот так делать не стоит — вряд ли кто-то закажет сложный дорогой продукт прямо с сайта, без промежуточных шагов.
Третий экран: раскрываем оффер — говорим, что мы производим (КАЗС), как мы производим (по нормам пожарной безопасности, в соответствии со всеми стандартами), для кого производим.
На четвертом: кейсы внедрения. Блоки с кейсами лучше размещать в первой половине лендинга. Это ключевой элемент доверия, а в подвале сайта его мало, кто увидит.
Ниже продолжаем тему доверия — приводим слова руководителей компании, размещаем сертификаты и лицензии на продукцию, размещаем логотипы клиентов и финансовые показатели компании (показываем устойчивость и рост).
Далее размещаем продуктовые блоки, где рассказываем о ключевых характеристиках продукта. Все характеристики описаны через выгоды клиента.
Особенность проекта — сложность продукта. Важно рассказать про него простым языком, без терминов и навороченных формулировок.
Поэтому используем жизненные сравнения, которые без лишнего пафоса передают смысл.
Важно показать экономическую целесообразность приобретения — продумали наглядный блок со сроками окупаемости и выгодой от внедрения в деньгах.
Зацепить всех ЛПР — в B2B решения принимают несколько человек
Далеко не всегда первичный сбор информации проводит собственник компании или ЛПР. Это могут быть сотрудники отделов закупок, инженеры, секретари и другие люди, которые могут не разбираться в продукте от слова совсем. А итоговое решение принимает закупочный комитет.
Поэтому важно понять критерии принятия решения всей цепочки и отразить это в маркетинговых материалах.
На лендинге должны быть ключевые выгоды вашего предложения, преимущества компании и продукта, а также личные выгоды того, кто собирает КП (например, бонусы).
Результат: лендинг работает уже больше года и каждый день приводит 5-7 заявок не дороже 400 р. на продукт стоимостью свыше 2 млн.руб.
Давайте еще раз посмотрим, что нужно для привлечения новых клиентов в b2b с максимальной конверсией в заявку с лендинга:
- Сформулировать задачу
- Провести глубокое маркетинговое исследование
- Продумать оффер и сделать продающий первый экран сайта
- Продумать целевое действие
- Зацепить всех ЛПР
- Говорить понятным языком, без сложных технических терминов
- Рассказать про продукт с точки зрения бизнес-процессов клиента
- Использовать визуализацию смыслов: схемы, таблицы, инфографику
- Вызвать доверие
Сайт можно посмотреть по ссылке
Нужно улучшить упаковку и результаты продвижения вашего бизнеса?
Записывайтесь на 30-минутную консультацию и я покажу 3 точки роста:
Отличная проработка, особенно учет выгод для разных ЛПР. Карта смыслов - отличный инструмент, который пригодится не только для разработки сайта, но и рекламщикам, и отделу продаж.
Спасибо) Да, карту передаю потом дальше в работу спецам)