Комментарии в СМИ: что это и зачем они нужны?
- «Вы могли бы прокомментировать, что вы думаете о повышении пенсионного возраста?»
- «А как вам Clubhouse, и как скоро он всем надоест?»
Кто эти люди, к которым приходят с подобными вопросами и чьим мнением активно интересуются?
- Всякие знаменитости и прочие медийные личности, - ответят многие. Про то, что и о них когда-то никто не знал, не будем сейчас углубляться, но в целом — это далеко не так.
Так кто же эти люди, цитируемые в популярных изданиях?
Помимо уже упомянутых знаменитостей, это:
1) эксперты в своих областях, которым нравится делиться своим экспертным мнением;
2) те, кто осознанно занимается продвижением своего личного бренда (и при этом, разумеется, им есть, что сказать);
3) руководители компаний, которых волнует репутация их организации в информационном пространстве;
4) случайные люди… хотя, нет, все-таки нет.
А как попасть туда – на страницы этих печатных и электронных СМИ с большой посещаемостью и широкой аудиторией?
Как говорится, тут у всех свой путь.
У экспертов, которые действительно хорошо разбираются в своей теме – он наиболее простой, их мнение нужно и интересно, но есть нюанс – частота появлений зависит от внешних инфоповодов (соответственно, если вы известный адвокат – вы будете очень востребованы, а если вы специалист по психологии животных и недавно попали в популярное издание с большим комментарием о необычном поведении енотов в замкнутом пространстве зоопарка, то нет уверенности, что следующий комментарий понадобится скоро).
У тех, кто продвигает свой личный бренд, и у первых лиц компаний в работе со СМИ много общего (ведь и там, и там за комментарием приходят к конкретному человеку), отличается обычно только масштаб и частота публикаций, хотя, и тут бывают исключения.
Механизм здесь такой: эксперт заявляется определенному кругу журналистов по тем СМИ, в сотрудничестве с которыми он заинтересован, и мы начинаем принимать запросы в рамках тех тем, по которым был обозначен эксперт. Занятие это трудоемкое, поэтому обычно эту работу выполняют специальные люди (их еще пиарщиками называют).
Не только комментаторы, но и комментарии делятся на разные типы. Бывают срочные комментарии по горячему инфоповоду, бывают относительно неспешные комментарии к готовящейся статье, а бывает развернутый экспертный комментарий, еще именуемый иногда авторским материалом.
Кухня. Как мы это делаем?
В нашей работе мы используем несколько фильтров на запросы журналистов, прежде чем они попадут к клиенту. Сначала специалист по работе со СМИ отбирает из общего числа запросов те, что в целом подходят эксперту по теме. Далее к отбору подключается специалист, который непосредственно ведет общение с клиентом и может определить, будет ли интересен запрос данному эксперту. Поэтому у экспертов складывается мнение, что все запросы такие релевантные и СМИ уже так хорошо их знают.
Далее – передаем запрос эксперту. Здесь не стоит пребывать в иллюзиях – эксперт может отказаться дать комментарий даже без объяснения причин. А если согласился – то тут начинается самое интересное.
Комментарий надо написать! А главное – быстро написать. Иногда – очень быстро.
Нередко, изучив позицию эксперта, мы сами пишем основу его комментария и только присылаем его на согласование, ведь многим непросто бросить текущие дела и за час прислать осмысленный текст.
Отведенное время пролетает быстро и здесь главное не потерять его на непринципиальных правках.
Отдельные эксперты хорошо и быстро пишут сами – так обычно бывает, когда на стороне клиента есть своя пресс-служба.
Итак, комментарий передан журналисту, и мы ждем заветную публикацию.
Передача ссылки с опубликованным комментарием эксперту – особенно радостный момент.
Как это в итоге выглядит: новости из основных СМИ индексируются поисковыми системами, и уже в день публикации вашего экспертного мнения вы сможете увидеть себя, процитированного в популярном издании, на верхней строчке Яндекс Новостей по соответствующему запросу.
Что это вам дает:
- создается образ эксперта, который в итоге подтверждается поисковой выдачей;
- о вас узнают журналисты, и все чаще вы становитесь незаменимым участником их публикаций;
- имиджевый функционал тоже очень полезен – публикации в своих социальных сетях и демонстрация очередной публикации в профессиональном сообществе значительно прибавит вам очков.
Кстати, еще бывают аудио- и видео-комментарии для ТВ, радио и различных интернет-СМИ. Об этом - в следующий раз. А пока – надо прокомментировать что-нибудь интересное.