Пожиратели жизни: Что мы знаем о хронофагах, и как их усмирить
Всем привет! Меня зовут Аня Устина, я — Project Manager в компании Joy Dev. В этой статье я расскажу про хронофаги (с греч. “поглотители”) и поделюсь результатами своего эксперимента планирования рабочего времени.
“У меня совершенно не хватает ни на что времени… ”
“Постараюсь найти пару свободных часов в марте… ”
Эти фразы хотя бы раз в жизни каждый из нас слышал или использовал сам. Обычно они произносятся на эмоциях, и помощи лучше не ждать. Но как так получается, что рабочие задачи занимают весь день и “захватывают” то время, которое положено использовать на отдых, семью и друзей.
Время — это ценный и невозвратный ресурс, и к нему нужно относиться бережно. Как к своему, так и к чужому. Поэтому я расскажу о рассеивании времени, которого можно избежать или минимизировать.
Прежде чем мы поговорим о хронофагах (или современные пожиратели времени), давайте для начала обратимся к статистике. У офисных работников социологи выделяют несколько основных хронофагов.
Среди них:
С чего все началось
Хронофаги имеют две природы происхождения:
- Живые
- Цифровые
Живыми или человеческими хронофагами можно считать всё непродуктивное общение, негативно влияющее на эффективность работы:
- Разговоры по телефону на отвлеченные и часто навязанные темы
- Отсутствие контекста и приоритета задач
- Отсутствие самодисциплины
- Неумение делегировать полномочия
- Желание “отсидеть положенные часы” или переложить свою работу на других исполнителей
Все эти факторы негативно влияют на KPI любого сотрудника: от разработчика до тимлида. Такие потери времени могут составлять до 60% рабочего времени.
Но, пожалуйста, не путайте действительные потери рабочего времени с обычной деловой коммуникацией. Если вы будете изображать из себя разведчика в тылу врага и перестанете отвечать на текущие вопросы коллег, то такой способ взаимодействия с командой не приведёт ни к чему хорошему
К цифровым хронофагам можно отнести:
- Соцсети / мессенджеры
- Развлекательные хостинги
- Зависающее программное обеспечение
- Низкий уровень хард-скиллов, где специалисту приходится много гуглить
- Информационный шум
Сложнее всего избегать цифровых хронофагов людям, работающим в сфере IT или находящимся в прямом взаимодействии с цифровым оборудованием.
Есть ещё одна условная классификация хронофагов:
- Приобретённые
- Навязанные
Приобретённые хронофаги
Работник может столкнуться с такой проблемой: без проверки всех мессенджеров, соцсетей, электронной почты и новостных ресурсов он физически не может приступить к работе. При этом на протяжении рабочего дня подобные проверки могут быть многократными. На таком этапе психологи часто отмечают пониженную концентрацию внимания и снижение эффективности до 30-50% от заявленного потенциала работника.
Навязанные хронофаги
Когда вы постигли высокую философию ключевых показателей эффективности, ваш ритм могут нарушить и цифровые, и человеческие навязанные факторы.
- Подскажи, как это сделать?
- А ты гуглил?
- Нет, решил сэкономить время и спросить у тебя.
В примере коллега не понимает, что крадёт наше время. Мало того, что приходится переключаться на задачу часто без контекста, ведь деловая этика не позволяет сразу напомнить, что в поисковых агрегаторах не банят. Поэтому мы, как эффективные и внимательные менеджеры, активно включаемся в решение задачи.
Но зачастую оказывается, что решение вопроса находится на 1-3 релевантной ссылке в поиске, решается сочетанием клавиш Ctrl+F или простым дочитыванием статьи или параграфа технического задания. Более детально о софт-скиллах мы рассказали здесь.
Научный подход
Сейчас я кратко расскажу и напомню известную многим матрицу Эйзенхауэра.
Дуайт Дэвид Эйзенхауэр собрал в единую таблицу все предстоящие основные, неосновные, дополнительные и побочные действия и потенциальные решения.
Рассмотрим секторы чуть подробней:
- Сектор кризисов
Говорит о том, что нерешённое дело обязательно приведёт к тяжёлым последствиям: здесь нас с вами ждут оперативные решения и кризис-менеджмент.
- Сектор отголоска кризисов
Чуть менее важен, но сроки решений также требуют непосредственного участия заинтересованных лиц. Невыполнение этих задач может привести к последствиям, аналогичным сектору кризисов.
- Сектор качества
Это наиболее комфортная зона взаимодействия с процессами. Здесь находятся привычки и автоматизация, значительно повышающие качество процессов.
- Сектор деградации
Любого специалиста потянет вниз: неважное и несрочное всегда можно отложить, и от этого ничего не изменится. А если дело несколько раз откладывается в “долгий ящик”, то через какое-то время оно напрочь теряет свою актуальность.
Именно в последнем секторе притаились те самые хронофаги.
На практике
Я решила провести собственный эксперимент, используя данную матрицу.
Возьмём усреднённую неделю проджекта. Для наглядности была выбрана неделя, на которой происходит смена месяца: 28.01.23 — 02.02.23. Ниже приводим перечень задач, выполненных менеджером на протяжении этого периода. Их можно условно разделить на несколько источников поступления (далее по тексту приведены условные сокращения: сайлент-дейли (СД), аутстаф-разработчики (АР), аутстаф-проект (АП), аутсорс-проект (АсП), внутренний проект (ВП).
Задачи проджекта по источникам поступления:
1) запланированные самим проджектом
2) запланированные другими людьми в отношении проджекта
3) приходящие извне:
3.1) запросы от сотрудников внутри компании
3.2) запросы от партнёров по бизнесу и контрагентов
3.3) запросы от заказчиков
Выше перечислены только основные рабочие моменты. Но мы добавим и хронофаги:
1) Обед фактически не является хронофагом, но трудовой кодексе этот пункт обязательный
2) Перерыв на чай/кофе: тоже весьма условно, так как многие могут параллельно работать и употреблять данные бодрящие напитки
3) Перекуры или просто подышать свежим воздухом
4) Переговоры по телефону, не относящиеся к работе
5) Зависание в соцсетях и прочих ресурсах, не относящихся к профессиональной деятельности.
Данные категории сведём в таблицу и оценим по следующим факторам:
- Длительность (ч, мин)
- Срочность (от А до Г, где А — очень срочно)
- Важность (от 1 до 3, где 1 — важно, 2 — текущая задача, 3 — не важно)
- Соответствие рабочему графику относительно календарной линейки (+ или -)
Исходя из вышесказанного, составим матрицу Эйзенхауэра(*, **) с небольшой оговоркой:
* в ячейках указан порядковый номер задачи из таблицы выше, в скобках рядом с номером задачи указано количество времени, затрачиваемое на задачу
** расчётное время указано усреднённое
За исследуемый период получены следующие результаты:
К чему пришли
- 15% рабочего времени проджекта составляют важные срочные дела из сектора кризиса — это значит, что нерешение данных вопросов повлечёт за собой серьёзные последствия
Почти 1/5 занятости топ-менеджера компании составляет решение отголосков кризиса
- 50% всей занятости проджекта составляют несрочные важные задачи, направленные на улучшение качества выполняемой работы, то есть поддержка текущих процессов
- 1/7 времени, примерно равная по значению кризисному сектору, занимает сектор деградации, то есть дела, не связанные с профессиональной деятельностью.
Как мы видим по таблице ранжирования, общие затраты рабочего времени, включая хронофаги, явно превышают ежедневную 8-часовую норму.
Если рассматривать детально каждую часть матрицы, мы увидим, если проджект не потратит в неделю 450 минут на решение вопросов из сектора кризиса, то это может обернуться ещё бОльшими затратами времени на устранение последствий. Чаще всего на него затрачивается х2…х3 времени.
Сектор отголоска кризиса в небольшом превышении (+4% от кризиса) говорит, что значительная часть была решена ранее или не была допущена в принципе. При дальнейшем анализе следует уделить внимание сектору в плане прироста затрат времени. Если тенденция положительная, это означает, что вас “догоняют” флешбеки нерешённых ранее важных и срочных вопросов.
Сектор качества: объём работ по нему составляет половину рабочего времени. Повышение качества работ в потенциале ведёт к сокращению общих затрат рабочего времени.
К повышению эффективности относятся следующие факторы:
- Оптимизация и распределение обязанностей в команде
- Наличие достаточного количества методических материалов, ведь проще найти и почитать, чем тратить время на малопродуктивное выяснение подробностей
- Селф-менеджмент
- Сокращение непроизводственных затрат: своевременное предоставление или получение информации, минимизация простоев за счёт перекрестных или дополнительных задач, автоматизация части процессов
- Улучшение условий труда: это только кажется, что на удалёнке мы отличные специалисты. Но и работа в офисе имеет ряд преимуществ с точки зрения продуктивности, качества выполняемой работы.
Мне кажется, что следует подключить психологическую сторону вопроса: без переключения видов деятельности когнитивные способности в течение рабочего дня снижаются, так как мозг получает долю расслабления для того, чтобы при обратном включении работать более продуктивно.
Есть решение
Планирование, расставление приоритетов, электронные календари и ежедневники, включение напоминаний и отключение пуш-уведомлений — все эти способы активно помогают бороться с непродуктивными потерями рабочего времени и делают из нас эффективных управленцев и лидеров команды.
Мои личные рекомендации:
- Научиться правильно пользоваться гугл-календарём: это современно и удобно, плюс уведомления о встречах можно получить на любой гаджет
- Завести ежедневник: наглядно и по старинке, а когда маркером выделяешь выполненное дело, то от этого особенно приятно
- Сделать красивую канбан-доску, чтобы все в офисе видели вашу продуктивность
- Отключать уведомления в соцсетях: котики из тик-тока не сильно обидятся, если вы посмотрите их в обед или по дороге домой — голова переключится с рабочих задач в режим отдыха
Выключить пуш-уведомления: всё равно раньше завершения рабочего дня вы вряд ли пойдёте в ПВЗ, чтобы получить космический бластер
- Разговоры с мамой: это самое сложное, маме не стоит отказывать. Но и сказать о своей занятости тоже никто не запрещает. В этом случае можно перенести разговор на вечер или кратко обменяться информацией
Я бы рекомендовала приобрести на рабочий стол песочные часы. Например, длительностью в три минуты. При разговорах со слова “Привет”, начинайте отсчёт времени. Скоро вы увидите, как убегающие песчинки мотивируют разговаривать быстрее и конкретнее.
Кстати, в этом способе есть ещё один невероятно крутой бонус: вы постепенно научитесь излагать мысли точнее и без пространных рассуждений. А это верный путь к становлению крутого специалиста.
Надеюсь, что статья поможет вам при учете планирования своего времени. Буду рада вашим комментариям. Всем Joy!