Как будет развиваться рынок образования? Диалоги о будущем с Skypro
Какие направления в EdTech будут расти быстрее других, с чем связан рост количества репетиторов, как поменяется роль учителя. На эти и другие вопросы отвечает CBDO Skypro, Михаил Свердлов.
Привет! Это Solar Staff, сервис для безопасных сделок с вашими фрилансерами. Мы запустили масштабный проект «Диалоги о будущем», где рассказали, как будут развиваться разные секторы экономики — от EdTech до креативного рынка. Среди участников проекта: Яндекс. Дзен, Perfluence, Skypro, setters, Trinity Monsters, Affect.
Насколько вырастет рынок онлайн-образования в ближайшие 1-3 года? Что станет причиной его роста?
Накануне пандемии аналитическое агентство HolonIQ прогнозировало естественный рост мирового рынка онлайн-образования на 8,2%. Уже сейчас мы видим, что средний рост топ-100 EdTech-компаний в России составил 92%, а лидеры выросли на 180–400%.Я бы выделил две основные причины роста:
1. Текущие образовательные продукты традиционного образования — от школы до «вышки» и ДПО — не справляются с потребностями рынка и задачами клиентов. Поэтому только один Skillbox закрывает 2021 год с оборотом более 10 миллиардов рублей — а это бюджет на образование двух крупных вузов топ-15 списка Forbes.
2. Пандемия окунула весь мир в вынужденный онлайн. Например, исследование на выборке в 350.000 учеников в Нидерландах показало просадку на 3% в среднем и до 60% на детях из менее образованных семей, или в Италии, где уроки читали по губам, ввиду отсутствия у большинства населения ноубуков, ан а смартфоне приложение висло. Но несмотря на провалы реализации онлайн-обучения в системах образования по всему миру, большинство людей его всё-таки распробовало.
Сейчас от качественного обучения нас отделяет лишь наша мотивация.
Основное преимущество онлайн-образования — удобство: студент учится где угодно и когда угодно. Плюс онлайн-университеты дают возможность учиться у лучших практиков со всего мира. И не нужно тратить деньги и время, чтобы добраться в универ: всё в твоем компьютере.
Какие рынки онлайн-образования будут расти быстрее других в ближайшие 1-3 года?
Проведенные опросы показывают, что о смене профессии задумываются более 47% россиян. На основании отчета The Future of Jobs Report 2020 — 50% работников в 2025 году потребуется переобучение. Отсюда мы видим, что за следующие пять лет более 40% ключевых компетенций текущих сотрудников изменятся.
Мир стал меняться крайне быстро. Сейчас нет профессии, которая бы не потребовала постоянного развития навыков, — всем нам необходимо life-long-learning. Поэтому в ближайшее время мы будем наблюдать спрос на онлайн-образование с обеих сторон: и со стороны работодателя, и со стороны самих сотрудников. Одни будут ждать от кандидатов и сотрудников существенно новых компетенций, другие — смену своих текущих профессий и занимаемых социальных ниш.
Что вы думаете по поводу модели обучения peer-to-peer, когда два человека обучают друг друга, но не являются профессионалами в деле?
Мне кажется, тут очень важно, как спроектирована при этом образовательная среда. Можно учиться у человека с опытом преподавания 30 лет и не вынести ничего. Можно учиться у профессионала, наблюдая за ним, но потом ничего не уметь. А можно учиться одновременно с другим человеком и детально разобраться во всём.
Я приведу два примера:
1. Вспомните свое обучение в вузе. Как часто вы готовились вместе с кем-то к экзамену? Лично у меня это самые теплые воспоминания и самая результативная подготовка.
2. В религиозных еврейских школах для мальчиков (иешивах) и девочек (мидраша) есть такой формат изучения материала — хеврута. Два человека в паре читают талмуд и обсуждают места в книге, непонятные для обоих. Менее подготовленный задает вопросы более подготовленному. Более подготовленный — объясняет материал, тем самым углубляя свои знания в нем. Очевидная польза для обоих.
Кстати, в Южной Корее есть традиция приглашать таких «специалистов по изучению талмуда», чтобы они обучили подобному подходу. Не в религиозных целях, а как эффективный способ развития мышления у учеников.
Ну и в целом, мне кажется, вся наша цивилизация учится друг у друга и каждый из нас учитель. Ты что-то изучаешь, и делишься этим дальше. Просто сейчас это происходит на кофе-поинте на работе, на конференции в кулуарах, а может быть системно в формате формализованного peer-to-peer подхода.
Мы знаем, что в США сейчас настоящий кризис образования — учителя думают уходить из школ, а студенты всё чаще покидают вузы (во многом благодаря YOLO-экономике). Как это отразится на рынке онлайн-образования?
Я могу сказать про ситуацию в России. Пандемия заставила многих остановиться и немного переосмыслить происходящее. Появилось несколько вопросов к самому себе.
- «Тем ли я занимаюсь и мое ли это занятие? Не получил ли я его по инерции и не сделали ли родители выбор вместо меня?» К слову: посмотрите, как родители трепетно опекают своих чад: 17% планируют контролировать детей до их выхода на работу, а 11% признались, что будут делать это всю жизнь.
- «Хочу ли я жить на зарплату меньше 25 000 ₽ в месяц, как 70% работающих россиян, и не иметь средств на базовые вещи — например, качественную медицину?»
- «Ценит ли меня мой работодатель и доставляет ли мне комфорт мое окружение на работе?»
- И главное: «Насколько я счастлив и что в принципе доставляет мне счастье?»
А что к этому привело — YOLO-экономика или обычное желание осознанности происходящего, — отличный вопрос.
У нас есть гипотеза, что сейчас больше предпочитают онлайновое обучение, нежели классическое. Люди всё чаще думают: зачем им работать учителем в вузе, если они могут работать на платформах и зарабатывать куда больше. Насколько вы согласны с данным утверждением?
Если мы говорим про учителей, то они уходят в репетиторство. Почти 50% учителей в России занимаются репетиторством, а для 16% опрошенных деньги, полученные от репетиторства, составляют более 50% от общего дохода.
А уж где оно происходит — офлайн или онлайн, — не так критично. Везде нужно проектировать образовательную среду и опыт, чтобы получился хороший результат. А уходят в репетиторство они по двум причинам:
1. Вырастет доход. На платформе или самостоятельно ты можешь зарабатывать сильно больше, чем в школе. Сейчас работая из провинции можно получать 100+ тысяч в месяц. И для этого не нужно брать две ставки и классное руководство.
2. Тебе не нужно учить многих — ты обучаешь каждого. И если делаешь это хорошо, то сразу видишь результат.
В целом меня смущает ситуация, когда текущая система школьного образования, при всех ее миллиардных затратах, не дает ожидаемого учеником или его родителями уровня образования. А репетиторство при этом так процветает.
Кажется, что обучением теперь занимается любой эксперт в своей сфере. Мы видим, что есть люди, у которых не так много опыта (3-5 лет), но они учат условному английскому. Будет ли таких людей больше/меньше? Если их будет больше, то с чем это связан?
Я считаю и вижу на сотнях примеров, что опыт с десяток лет не всегда плюс для преподавателя. Мир меняется очень быстро. Если преподаватель постоянно обновляет свои знания и практический опыт вслед за этими изменениями, то это ок. Если нет — то качество образования, которое он дает, сильно падает. Как правило, это зависит от желания самого преподавателя.
В целом три — пять лет для практика, работающего в индустрии, вполне достаточно, чтобы обучать новичков. Например, в IT за это время программист или аналитик может легко дорасти до уровня сеньора или эксперта в своей области. Конечно, если будет развиваться.
А будет ли таких людей больше или меньше — зависит от спроса и количества курсов в соответствующей области. Что про IT, то только по подсчетам Минцифры, не хватает от 500 тыс. до 1 млн таких специалистов в различных сферах информационных технологий, в то время, когда вузы готовят по 40000 в год.
Много курсов сейчас строится на основе AI и аналитики. Интересно, как меняется роль самого учителя/лектора/человека, который преподает материал? Будут ли в будущем люди придумывать программы обучения — или это всё отдадут на откуп машинам?
Я бы с радостью ознакомился с этим «многим количеством курсов».
К сожалению, у образования огромный технический долг по сравнению с другими отраслями. Например, в маркетинге мы давно получаем персонализированный контент. В финансовой сфере — нас оценивают (проводят скоринг). Мы привыкли к технологиям в обычной жизни: получать все сервисы удобно, быстро, с телефона. Но в это же время в образовании нас всех учат как класс, группу, поток — по «одному» учебнику, мелом у доски.
Примеры аналитики в образовании, известные лично мне, можно пересчитать по пальцам. Я говорю не об аналитике из научных работ с теорией, а о действительно доказательном подходе к образованию. Например, мы в Skyeng в 2020 году увеличили скорость освоения навыков владения английским языком у взрослых на 26,5% — только с помощью модели прогресса и рекомендательных систем. При этом научились доучивать преподавателей исходя из их точек роста — создали для них своеобразный экзоскелет, как у Тони Старка: когда система помогает им, подсказывает лучшее образовательное действие для ученика, чтобы он скорее добрался к своей цели.
Отдадут ли всё на откуп машинам — хороший вопрос. Но мне кажется, что в данный момент без человеческого участия никуда. Возможно, чуть позже преподавателей заменят на алгоритмы, Илон Маск совершит прорыв со своими нейроинтерфейсами. Тогда знания можно будет закачивать в мозг в моменте.
Как будут выглядеть ученики и учителя будущег?
Основное отличие учеников будущего будет в том, что они начнут более тщательно выбирать образовательный продукт — как в сфере формального, так и в системе высшего и профессионального образования. Возможно, они не пойдут в вуз, так как захотят получить востребованную профессию и начать пробовать себя в ней прямо сейчас. Не через четыре года, а, например, через 10–15 недель, после интенсивного модуля. Сейчас ввиду дефицита, высокий спрос и на новичков, особенно в IT. Часто компании сами запускают курсы по переобучению (reskilling), чтобы готовить себе кадры. А у нас в Skypro на сегодня, самое длинное трудоустройство выпускника составило 30 календарных дня, а в среднем, это 2-3 недели.
Что же касается учителей, то я уверен, что роль сместится от рассказа теории «у доски» к партнерскому взаимодействию с учеником. Мне очень нравится диалог коллег из «Хорошколы» и МПГУ на эту тему. Там рождается смысл роли учителя настоящего и будущего.
Хороший учитель уже сейчас помогает определить потребности учеников, их образовательные цели, навыки и знания. Исходя из этого такой учитель выстраивает учебный процесс: решает, по каким сценариям и каким материалам надо работать, каких целей добиться и как организовать пространство. Он тьютор и навигатор. Помогает открыть ученику этот мир, помочь попробовать разные варианты, осмыслить их, понять, что больше понравилось.