Легкий текст: как зацепить внимание аудитории с первых секунд
У меня есть восемь секунд, чтобы заинтересовать вас этой статьей. И столько же есть у вас, чтобы захватить внимание людей, когда вы пишете письмо, пост, статью или выходите на сцену с готовой речью. С чего начать, чтобы вас действительно выслушали, а текст прочитали?
Авторы книги «Легкий текст» Нина Зверева и Светлана Иконникова отвечают: начинайте с самой сути.
Ни в коем случае нельзя начинать с общих фраз или скучных представлений. Начало должно быть коротким, ярким, неожиданным и содержательным. Расскажу вам, как бизнес-тренер Нина Зверева и эксперт по письменным коммуникациям Светлана Иконникова предлагают строить вступление.
Пять способов зацепить внимание читателя
1. Провокация
«Собаку я завела, чтобы не бить детей»
Так начинается один из постов блогера и кулинарного критика Катерины Смирновой. Дальше из текста становится понятно, что Катерина взяла собаку из приюта, чтобы опробовать свои педагогические способности. Детей у нее на тот момент не было, но она хотела подготовить себя к материнству. Эксперимент, к слову, прошел успешно — и собака, и дети выросли довольными и счастливыми.
Если начать с шок-контента, читатель невольно обратит внимание на текст. Правда, если использовать провокацию постоянно, эффект теряется.
2. Важная мысль для читателя
«Расстояние между вами и самой длинной канатной дорогой Европы — четыре часа»
Это начало текста о Нижнем Новгороде, цель которого — привлечь москвичей провести в городе выходные. Автор начинает не с описания лучших локаций, не с исторической справки, а с самого интересного — всего в четырех часах езды от читателя находится любопытная достопримечательность.
Особенно хорошо этот прием работает в деловых письмах. Начиная с сути, вы экономите время адресата и позволяете сразу понять, какую пользу он получит от текста.
3. Прямая речь
«— Ну что, сидим на каплях от насморка? Наркоманка, значит? — так начался мой разговор с опытным лором»
Еще одно вступление для поста, на этот раз для блога о медицине. Диалог погружает читателя в историю, которая развивается у него на глазах. А люди обожают истории. Этому есть даже научное объяснение — когда мы слышим историю и сопереживаем персонажам, происходит выброс окситоцина, который заставляет нас чувствовать себя спокойно и удовлетворенно. Мы испытываем симпатию и доверие к рассказчику.
4. Оборванная фраза
«Или, например, курицы. Точнее, бройлерные ципилята. Казалось бы, какая связь между тремя неделями жары 30+ и ципилятами. А прямая»
Когда люди щелкают пультом в поисках чего-нибудь интересного и попадают на уже начавшийся фильм, большинство из них не переключат канал. Они задержатся, чтобы разобраться, что происходит на экране. Такой же интерес сработает и в этом тексте — его прочитают даже те, кто совсем не интересуется разведением кур.
Отсутствие вступления, как и прямая речь, вовлекает в историю. Но она должна быть действительно интересной.
5. Шутка
«В детском игровом центре — вечер пятницы и три тысячи детей на квадратный метр. Шабаш экстравертов. Мне 46, но ощущается как 90, если применять погодные аналогии. Вокруг стоит писк человекообразных хомяков, мне страшно. К тому же меня чуть не зашибла пролетающая мимо на косе Рапунцель. Присмотревшись, я понял, что это не коса, а канат, но легче от этого не стало»
Юмор работает всегда, если использовать его уместно. Если вы хорошо знаете свою аудиторию и умеете использовать иронию, не переходя в грубый сарказм, — действуйте.
А если голосом?
Нина Зверева предлагает начинать публичные выступления следующими способами:
● Вопрос
— Как так? (пауза) Ну как так? (пауза) Почему в нашем регионе один из самых высоких уровней образованности, но одна из самых низких долей молодежи? Почему они уезжают?
Вопрос должен затрагивать важную для аудитории проблему. В данном примере первый вопрос и пауза привлекли внимание людей, а второй усилил интерес.
● История
— Однажды я выступала во Владивостоке…
«Однажды» — это магическое слово, которое сразу заставляет прислушаться. Аудитории интересно узнать о личном опыте, заглянуть за кулисы чужой жизни и примерить ситуацию на себя. Как мы уже убедились выше, сторителлинг — один из самых сильных инструментов рассказчика.
● Интересный факт
— Вы знаете, что прямо под Красной площадью лежат останки динозавров?
Интересный факт может быть вопросом, а может быть загадкой. Вы можете предложить слушателям озвучить их предположения и таким образом вовлечь их в беседу с самого начала.
● Короткое яркое представление
— Всем привет! Меня зовут Саша, и за свою недолгую жизнь я сменил 32 места работы. Сегодня я расскажу, как мне удавалось очаровывать людей на собеседованиях.
Если аудитория вас не знает, нужно коротко представиться. Постарайтесь в одном предложении показать свою экспертность и рассказать уместный яркий факт из биографии.
Удачное вступление важно, но оно не гарантирует, что аудитория дослушает вас и прочитает ваш текст до конца. В книге «Легкий текст» Нина Зверева и Светлана Иконникова помогают построить хороший текст для любых ситуаций — будь это рабочее письмо или тост на свадебном банкете.
И напоследок: эта книга не для копирайтеров или редакторов, а для обычных людей, которым приходится иногда писать тексты, а иногда готовить речь для выступлений. Поэтому пригодится она каждому — если вы, конечно, хотите быть услышанными : )