С чего начинать поиск работы в 2022 году. Часть 3: узнаём потребности работодателей
В первой части вы узнали, как выжать выгоду из прокрастинации, во второй - научились ставить карьерные цели.
Но вам всё равно еще рано хвататься составлять резюме. И вот почему.
Представьте, что вы собираетесь ехать в Европу на машине. Уверена, что каждый из вас основательно подготовится к дороге. Во-первых, вы изучите маршрут, узнаете, какие сложности могут поджидать в дороге, какие документы нужно иметь при себе, какую визу сделать и так далее. Во-вторых, вы подготовите автомобиль к дальней дороге - пройдете техосмотр, поменяете шины, колодки, возможно докупите какое-то оборудование, то есть приведете автомобиль в боевую готовность. Чем лучше вы подготовитесь к дороге, тем комфортнее пройдет путешествие и тем проще вам будет добраться до места назначения.
Точно так же обстоят дела и с поиском работы. Чтобы попасть в искомую точку, нужно изучить рынок, компанию вашей мечты и поработать над собой таким образом, чтобы стать интересным для нее и готовым работать в ней. Сейчас я объясню, как это сделать. Это не сложно!
Как стать интересным компании вашей мечты:
1) Исследовать рынок.
2) Работать над собой.
Чтобы стать интересным кандидатом для компании вашей мечты, вам необходимо провести основательную работу: вам нужно тщательно изучить компанию и использовать полученную информацию, чтобы превратиться в интересного для нее кандидата.
Изучаем рынок и компанию вашей мечты
Итак, вы нашли свою цель: вы хотите стать знаменитым специалистом в своей области и работать в одной из лучших компаний мира. Отличная цель. Что для этого надо сделать? Надо разработать тактику.
Подозреваю, что многим не терпится перейти к составлению резюме, но подождите! Для начала вам нужно понять, что в него писать. Для этого необходимо исследовать компанию вашей мечты и рынок, на котором она работает. Для того, чтобы стать интересным работодателю вашей мечты, вам придется провести небольшое маркетинговое исследование. Не пугайтесь заранее - это не сложно и очень увлекательно.
Вам нужно будет изучить:
- Историю компании.
- Продукты, которые она производит и/или продает.
- Ознакомиться с публикациями компании и ее аккаунтами в социальных сетях.
- Найти новостные и пользовательские публикации о ней.
- Изучить профили сотрудников компании.
Как собрать досье на компанию вашей мечты
Тут вам на помощь приходит интернет. Учитесь искать информацию! В интернете ее бесконечное множество. Учитесь анализировать информацию! Среди километров шума умейте выделять главное.
Подойдите к этому вопросу максимально серьезно! Чем больше информации вы соберете о компании, тем проще вам будет составить привлекательное резюме и подготовиться к собеседованиям.
Это раньше, когда интернет еще не был таким умным и развитым, сложно было собирать информацию. Сейчас в наших руках бесценные ресурсы и источники знаний - поисковые системы Google, Yandex, сайты Glassdoor.com, Otrude.net, LinkedIn.com, блоги компаний, их аккаунты в соцсетях. Учитесь искать информацию и анализировать ее! Это умение всегда пригодится.
Блок 1: сведения общего характера
Начните с простого: нагуглите историю компании вашей мечты и информацию о ее продуктах. Эти знания нужны вам для общего развития. Кроме того, если дело дойдет до собеседований, у вас могут спросить, что вы знаете о компании.
Блок 2: понимание культуры компании
Для того, чтобы соответствовать компании не только в академическом, но и культурном плане, необходимо изучить публикации о ней, публикации ее сотрудников, аккаунты компании в соцсетях, отзывы сотрудников, посмотреть, как выглядит рабочее пространство.
# Лайфхак
Если компания проводит экскурсии по офису, обязательно воспользуйтесь этой возможностью. Вам удастся посмотреть на условия работы и сотрудников и задать интересующие вопросы.
Для изучения иностранных компаний можно использовать сайты Glassdoor и LinkedIn, для российских - Otrude.net, для поиска отзывов для компаний из других стран воспользуйтесь поисковыми системами.
Блок 3: портрет идеального сотрудника
Чтобы стать идеальным кандидатом, необходимо узнать, какой соискатель считается идеальным. Для этого вам надо узнать портрет идеального сотрудника. Как это сделать? Поищите открытые у компании вакансии и тщательно изучите требования, поищите резюме текущих и бывших сотрудников и посмотрите, какие функции они выполняли, какое у них образование и откуда они переходили в эту компанию.
# Лайфхак
Если вы заметите тенденцию, вы сможете использовать ее, чтобы ускорить и упростить процесс (например, если вы хотите работать в компании X и из профилей сотрудников видите, что многие перешли из компании A или B, можете устроиться в одну из этих двух компаний, чтобы набраться опыта и повысить свою привлекательность для искомой компании X).
После того, как вы собрали и проанализировали информацию, можете приступать к разработке плана самосовершенствования.
Еще раз повторю, что на данном этапе ваша задача - собрать как можно больше информации о вашем будущем работодателе:
- Откуда любит нанимать компания вашей мечты?
- Откуда она категорически не берет?
- Какие навыки и опыт ищет ваш будущий работодатель?
- Портрет идеального сотрудника.
Разберем по порядку перечисленное выше.
Откуда любит нанимать компания?
Узнать это не так уж и сложно. Идем, например, в LinkedIN, ищем сотрудников интересующей вас компании и смотрим их резюме. Таким образом можно выявить интересные паттерны, которые помогут вам в достижении вашей амбициозной цели. Вы видите, например, что большое количество персонала переходит из 2-3 определенных компаний. Почему это может происходить? Очевидно, что эти компании дают своим сотрудникам опыт и связи, необходимые компании вашей мечты. Если устроиться в эти компании проще, то почему бы для начала не поработать в них. Это поможет вам набраться опыта, получить уникальную квалификацию и вырасти в глазах вашего идеального работодателя.
Откуда она категорически не принимает кандидатов?
Иногда между компанией и ее партнерами существует пакт о непереманивании.
# Memory 2008.
Я работаю в Cisco, к нам очень хочет устроиться на работу отличный инженер из системного интегратора. Cisco тоже очень хочет его нанять, но, к сожалению, у Cisco договор с этим интегратором и клятвенное обещание не брать оттуда людей. Решение пришло само: инженер уволился из интегратора и устроился на работу в другой вендор - конкурент Cisco, а уже оттуда планировал перейти в Cisco через какое-то время.
Какие навыки и опыт ищет компания вашей мечты?
Тщательно изучите список клиентов компании и проекты, над которыми она работает. Это поможет вам детальнее оценить требуемую квалификацию. Внимательно читайте описания вакансий. Погуглите: наверняка найдется пара веток с обсуждением вопросов на собеседованиях, из которых можно сделать выводы о требованиях к кандидатам.
Портрет идеального сотрудника
Внешний вид: если в компании сотрудники ходят в мятом кэжуал, а вы придете на собеседование в костюме и белой рубашке, это существенно снизит ваши шансы на успех, имейте ввиду! Наоборот: если вы хотите работать в банке, то на собеседование лучше идти в деловом костюме, а не в свитере и джинсах.
Стиль общения в компании: это нужно выяснить до первого звонка из компании, чтобы не зарубить себя как кандидата уже на этапе телефонного скрининга. Откройте Facebook или Instagram и найдите сотрудников компании вашей мечты. Посмотрите, что и как они пишут, как они одеваются, какие обороты речи они позволяют себе, о чем не говорят. Корпоративная культура наносит огромный отпечаток на повседневный стиль человека. Подпишитесь на аккаунты сотрудников компании вашей мечты, наблюдайте за ними и учитесь у них. Если вы хотите стать частью их команды, вам придется соответствовать.
Чек-лист идеальности
После того, как информация об ожиданиях компании и требованиях к кандидатам получена, садитесь составлять чек-лист идеальности.
Во-первых, это даст вам наглядную картину текущего положения дел.
Во-вторых, если компания вашей мечты вдруг позовет вас на собеседование и попросит рассказать о ваших сильных и слабых сторонах, у вас уже будет готовый список. Вы сможете без запинки назвать все ваши положительные качества, которые будут ценны для компании, и честно признаетесь, что вот таких знаний пока нет, но вы в курсе, что они нужны, и уже вовсю работаете над собой. Таким образом вы покажете себя рациональным и думающим, ответственным и готовым учиться человеком.
Ваши СОФТ и ХАРД скиллз
Вы - это ваши СОФТ и ХАРД скиллз. ХАРД СКИЛЛЗ (hard skills) - это ваше образование, опыт, таланты, экспертиза. СОФТ СКИЛЛЗ (soft skills) - это ваша речь, поведение, привычки, характер. Если с первым (хард) всё более-менее понятно (нужно знать Python - записываемся на курсы и учим), то со вторым сразу возникает много вопросов.
При работе над собой очень мало кто занимается прокачиванием своих софт скиллов, а зря, ведь на собеседовании "принимают по одежке", особенно на первом.
Продолжение в четвертой части.