Озон рвется в лидеры. Сбер опять разводится. Анализ развития интернет-торговли в России в 2020 году
Подготовили короткое видео с анализом развития интернет-торговли в России в 2020 году (видео)
Цифровая трансформация ритейла. Неудачные попытки Сбера попасть на поляну
Сбер терпит уже третью неудачу к ряду в попытке наладить партнерство с российской технологической компанией с целью выхода на рынок онлайн-торговли
Новостные ленты заполонили слухи о том, что теперь уже компания mail.ru разводится со Сбером
До этого потерпела неудача попытка установить контроль над другим крупным игроком - OZON
А еще раньше случился аналогичный развод Сбера с Яндексом
В июне 20го года «Яндекс» и Сбербанк объявили о разделе активов
По результатам бракоразводного процесса Сбербанку достались Яндекс.Деньги, а Яндекс выкупил у Сбера 45% Яндекс.Маркета за 45 миллиардов рублей
Чтобы привлечь данные средства - Яндексу пришлось выпустить дополнительные акции на 800 миллионов долларов
На момент развода с яндексом и потерей Яндекс.Маркета - летом 2020 года в залоге у Сбера находились пакеты акций компаний, контролирующих деятельность другого крупного игрока рынка - интернет-магазина ОЗОН
Предыстория такова:
В марте 2020 года Сбер выдал кредит интернет-магазину ОЗОН в размере 6 миллиардов рублей по ставке 15% годовых.
Для обеспечения кредита Сберу были переданы в залог акции следующих компаний - 100% основной операционной компании "Интернет решения" и 100% "Озон Холдинг" (ей принадлежит 99% компании "Интернет Решения").
Договоры залога действовали до полного погашения выданного кредита
При этом по слухам - в дальнейшем - Сбер был намерен войти в состав акционеров ритейлера Озон
Вместе с тем - начавшаяся пандемия короновируса сыграла против Сбербанка и на руку его новой жертве - Озону
Введенный в России в марте 20го года локдаун - закрыл торговые центры и перенаправил поток покупателей в онлайн
А для многих товарных категорий интернет стал единственным каналом продаж
В марте 20го года рынок интернет-торговли сразу же вырос более чем в полтора раза в сравнении с февралем, с 205,8 млрд рублей до 316,3 млрд рублей
В апреле рынок вырос еще на 9,5% и составил 346,1 млрд рублей
В по итогам первого полугодия 2020 года - ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ - на онлайн-торговлю пришлось более 10% продаж от всей российской розничной торговли
Суммарно рынок онлайн-ритейла в России в первом полугодии 2020 года составил 1,654 трлн рублей - и показал 100% рост по сравнению с 2019 годом
Акционеры ОЗОН воспользовались столь благоприятным изменением во внешней среде
24 ноября 20го года ОЗОН провел IPO - разместив акции на бирже NASDQ и Московской бирже
Изначально руководство компании планировало привлечь 990 млн долларов
Однако реальность превзошла ожидания
Размещение акций ОЗОН вызвало ажиотаж среди инвесторов и по факту компании удалось привлечь 1,2 млрд долларов
Привлеченных средств с лихвой хватило чтобы профинансировать развод со Сбербанком - откупившись от входа банка в состав акционеров ОЗОН
Компания ОЗОН не только погасила всю кредитную задолженность в размере 6 млрд рублей, но еще и выплатила неустойку Сберу в размере 1 млрд рублей
С учетом уплаченной неустойки Сберу - фактический ссудный процент для ОЗОНа составил 31% годовых, что в несколько раз выше средних рыночных ставок
Вместе с тем - 2020 год оказался крайне удачным для компании ОЗОН
Компания не только избавилась от кабалы Сбера, но и показала крайней впечатляющие финансовые результаты
Продажи старейшего российского онлайн-ритейлера Ozon в 2020 г. выросли в 2,5 раза по сравнению с 2019 г. — до 195 млрд руб.
- число покупателей выросло на 75% до 13,8 млн человек
Компания ОЗОН продемонстрировала самый впечатляющий рост на рынке онлайн-ритейла в 20 году
Так - крупнейший игрок рынка - компания Wildberries смогла добиться в 2020 увеличения продаж на 96%
Суммарный оборот составил 437,2 млрд рублей.
Другой крупный игрок - Ситилинк - по разным оценкам - также не смог вырасти более чем в 2 раза - с выручкой не более 200 млрд рублей
В свою очередь Яндекс.Маркет - продемонстрировал самый скромный темп роста - выручка компании в 2020 году выросла на 50% и составила 28,8 млрд рублей
В целом российский рынок интернет-торговли в 2020 году вырос на 50% до 3 трлн рублей
Тот факт, что на российский рынок интернет-торговли приходится пока лишь 10% от общего объема торговли в стране - иллюстрируют крайне радужные перспективы роста данной отрасли
Для сравнение - аналогичный показатель в США составляет 13,9%, а в Китае - 29,9% (практически тридцать процентов)
Таким образом - в 2021 году крупнейшие онлайн-ритейлеры продолжат жаркую битву на растущем рынке интернет-торговли, агрессивно увеличивая количество пунктов выдачи заказов
А оказавшийся не у дел Сбер - продолжит искать жертву для поглощения с целью выхода на перспективный рынок онлайн-ритейла