LA-на-Дону
Cлово – Игорю М. Намаконову.
Как турист я много раз проезжал через Ростов-на-Дону, и у меня сложилось о городе впечатление. Его можно выразить короткой фразой: транспортный хаб у реки. Без негативного окраса, без эмоциональной связи и целостного образа. Очень резануло сочетание «человейников» со старой купеческой застройкой. Запомнился ландшафт с перепадами высот. Река. И всё.
В этот раз, когда поездка была плотно спланирована и заполнена общением с яркими представителями местного профсообщества, сформировалась абсолютно новая картина. Спасибо за это Торгово-промышленной палате Ростовской области и лично Оксане Коростиевой, лидеру своего региона по развитию креативных индустрий, которая организовала мой приезд.
А я обращаю внимание, что если вам нужно сдвинуть с места развитие региональной инфраструктуры, то бизнес-миссии ФКИ — эффективный для этого инструмент.
Теперь по порядку про Ростов-на-Дону.
Здесь выбирают модульный подход к развитию пространства
Как-то на программе по прокачке сообщества в Дзержинске Нижегородской области я познакомился с Александром Кулешовым, который возглавляет первый креативный кластер Ростова – C52. Такое название кластер получил из аббревиатуры адреса: Суворова, 52.
Нужно сказать, что подход к неймингу прижился в городе и теперь новые кластеры тоже такие названия получают — например, D30 на Донской, 30. Мне кажется, яркий отличительный метод.
Александр рассказал мне про модульный подход к развитию своего пространства: площади в здании арендовались постепенно в зависимости от спроса и развития сообщества.
Главное, что делала команда C52 — развивала среду и привлекательность места, выступала держателем общей идеологии. Никаких госсредств. Всё от оборота и естественного спроса.
В одну из своих турпоездок я специально заехал в C52, чтобы сложить впечатление о городских креативных индустриях. И беглый взгляд дал мне картину живого пространства, но многого, как оказалось, я всё равно не уловил.
Что нового я узнал в этот раз
• Пространство не в собственности, а в аренде. Но собственник вообще не лезет в концепт и правила, поэтому кураторы делают, что считают нужным. Так, например, на крыше есть потрясающий летний кинотеатр, а пространство открыто круглые сутки 365 дней в году.
• Главные индустрии в кластере, если судить по сданным площадям, — это IT, фото, тату, мода, ремёсла.
• Спрос на аренду выше имеющегося предложения. В очереди на расширение в C52 стоят текущие же резиденты. Даже при том, что цена выше рыночной в городе — 300 руб./м2.
• Парни уже берут на развитие новые пространства. Новое, которое взяли, заполнили арендаторами за первый месяц.
• Общий объём площадей, на который уже есть спрос и который хоть завтра готовы закрыть кураторы C52 — 5000 м2. При этом площадь С52 около 3000м2, то есть ещё два таких места можно смело открывать. Такое количество проявленных креативных предпринимателей уже есть в городе.
Очевидно, что скрытый спрос ещё выше.
В частности, на заседании Комитета Торгово-промышленной палаты Ростовской области по развитию креативных индустрий об этом сказал Сергей Зуев, сооснователь пространства D30 и учредитель театрального кластера «Линии». По его оценке, количество недостающих площадей — 10 000 м2.
Меня вообще удивил факт существования театрального кластера в Ростове-на-Дону.
Сегодня здесь работают 5 независимых труп. Пространство всего 700 м2, которое находится в здании бывшей макаронной фабрики в армянском районе Нахичевань.
Есть зал для выставок. Есть свои спектакли-бестселлеры, на которые билеты проданы на месяцы вперёд. Один из таких — «Морфий» по Булгакову: минималистичный и аутентичный, играют всего два актера. Мне удалось попасть на один из показов, и я точно советую его посетить.
Что интересно, по разным оценкам, сейчас в городе около 15 независимых театров и все востребованы. Например, в «Линиях» даже в подсобном помещении идут спектакли, один из которых — «Мухи» — нам очень рекомендовали к просмотру. После «Морфия» верю, что постановка стоит того.
По Ростову-на-Дону можно совершить гастротур
Между нашими встречами мы очень много ходили по городу и мне бросилось разнообразие гастроконцептов. И, конечно, это заслуживает отдельного турмаршрута, поскольку без рекомендаций разобраться сложно — глаза разбегаются. Как понять, что скрывается за неоновой вывеской «Хинкали и эклеры»?
А таких оксюморонов довольно много. Но при этом нейминг и брендинг, в целом, максимально со вкусом: «Рогалик», «Какавочная», «Министерство культуры» и др.
Я точно рекомендую местечко «Начало» на Московской, 81. Уровень готовки (рецептура) и атмосфера (интерьер, обслуживание, музыка) очень хороши. Хумус из баклажанов до сих пор бередит мои вкусовые рецепторы.
Город не засыпает, просыпается архитектура
Атмосфера города включается на полную с наступлением темноты. Ростов-на-Дону умеет работать со светом. Архитектура становится более проявленной и подчёркнутой.
Начинаешь замечать множество маленьких заведений. Улицы заполняются красивыми людьми и музыкой.
Я был в городе в середине недели, но казалось, что идёт какой-то фестиваль. А это был обычный ростовский вечер.
Гуляя и анализируя новые факты и свои впечатления, я вспомнил, что в «Лагере креативных лидеров», который поддерживает ФКИ и который я открывал пару недель назад в Ульяновске модулем по креативному мышлению, учится два человека из Ростова-на-Дону. Всего отобрали 10 человек со всей страны. Из 1500 тысяч кандидатов. 150 человек на место. И двое из Ростова! С одним из них — Анастасией Ерёменко — на пресс-конференции в Интерфакс мы открывали Акселератор креативных предпринимателей Ростова-на-Дону.
«Но где Ростов-на-Дону на карте креативных индустрий?!» — восклицаю я
Уж сколько событий я провёл и посетил с 2020 года, когда креативные индустрии стали набирать обороты в России, но я никогда ничего толком не слышал о Ростове-на-Дону.
Нет ни центра развития, ни проектного офиса.
Нет зафиксированных приоритетных направлений.
И при этом не хватает площадей для креативных предпринимателей!
«Добили» меня на следующий день в центре «Новый Ростов» (типа «Моего бизнеса», но исключительно для Ростова), который поддерживает молодых предпринимателей города.
Самым востребованным сервисом в центре оказалась регистрация торговых знаков. Занавес!
То есть и уровень предпринимательской осознанности оказался выше того, что я вижу обычно в регионах.
В итоге обо всём этом мы говорили на расширенной встрече с замглавы города Юрием Овчинниковым.
Я обозначил важные условия запуска инфраструктуры, которые мы в ФКИ разработали совместно с Минкультом. И сразу на встрече были отданы поручения соответствующим департаментам. Будем следить за развитием событий.
Эфиры на местном радио и ТВ дали мне возможность выразить все свои впечатления и удивление по поводу неприметности Ростова в публичном поле креативных индустрий и, надеюсь, вовлечь в наблюдение за изменением этого статуса широкую публику.
Ростов-на-Дону как давно созревшее яблоко в креативных индустриях
Пока я ехал обратно сутки на поезде (именно столько сейчас идут поезда из Ростова до Москвы; самолёты не летают) меня Ростов догонял разными интересными фактами. Я узнал, что из Ростова компания TradingView, которая является мировым лидером в своем сегменте. А ещё в этом году началось строительство завода по производству ноутбуков от ростовской компании, которая владеет патентами на уникальные разработки, обеспечившие прямой контракт с Microsoft.
Думал я обо всём этом и в определённый момент осознал, что Ростов-на-Дону как давно созревшее яблоко в креативных индустриях: его срочно надо срывать и перерабатывать. Спросите, во что? Вот Эдуард из C52 мне подсказал: «Ростов, он как Лос-Анджелес». И действительно, подумалось: холмистый, город-декорация, буйство света ночью, музыка отовсюду, толпы туристов, речные пляжи. Разве что Аллеи звёзд не хватает. Вот её бы и собрать из креативных лидеров, которых просто надо вывести в публичное поле.