Как развивать креативные индустрии в регионе с нуля
Отраслевые эксперты говорят, что универсального рецепта для развития креативных индустрий нет. Но есть элементы, с которых оно начинается. Это лидеры, поддержка властей и профильный проектный офис.
Управленцы из Томска, Владивостока и Ростова-на-Дону рассказали, как действовали сами, чтобы наладить в регионе системную работу над креативной экономикой, и дали рекомендации тем, кто делает первые шаги в этом направлении.
Оцените свои силы
Ответьте себе на вопрос, действительно ли хотите заниматься развитием региональных креативных индустрий.
Сначала придётся в одиночку делать работу целого проектного офиса: объединять креативное сообщество, собирать лучшие практики, создавать сеть контактов, искать новые решения
Наберитесь профессиональных знаний в сфере креативных индустрий
Узнайте базовые определения и ключевые организации, изучите нормативные документы и практику.
Важно понимать расклад сил в отрасли. Как минимум стоит прочитать справочник по креативным индустриям Елены Зеленцовой. Там даже есть дорожная карта и алгоритм создания проектного офиса в регионе. Можно пользоваться ими как шаблоном.
Запишите цели своей работы над креативной экономикой
Ответьте письменно, зачем креативные индустрии региону. Посмотрите экспертные интервью, найдите статистику и аналитику, включите их в свой текст.
Чтобы усилия приносили результат, нужно понять, к чему вы стремитесь: каким должен быть вклад креативных индустрий в региональную экономику и как от этого изменится здешняя жизнь.
Составьте базу данных местного креативного сектора
Соберите информацию из открытых источников о проектах, людях и организациях в регионе, которые работают в сфере креативных индустрий. Так вы сформируете лонг-лист локальных отраслевых лидеров.
Из базы 2ГИС можно выгрузить все местные компании креативной сферы. Поверьте, вы удивитесь, как их много
Пригласите лидеров на неформальную встречу
Устройте нетворкинг, чтобы познакомиться и рассказать, кто чем живёт и над чем работает. Лучше делать встречу ориентированной на практику. Есть пара удачных тем, которые объединяют компании из разных креативных направлений: креативные кластеры и пространства, отраслевое образование и подготовка кадров. «Есть рабочий лайфхак для любой ступени развития региональных креативных индустрий: отраслевое сообщество полезно постоянно „перетасовывать” профильными событиями. На таких площадках всегда рождаются новые проекты, форматы и идеи, которые становятся катализаторами больших перемен», — делится опытом Оксана Коростиева, председатель комитета по развитию креативных индустрий Торгово-промышленной палаты Ростовской области, Ростов-на-Дону.
Ищите варианты сотрудничества с лидерами
Подумайте, чем можете поделиться с коллегами: ресурсами, знаниями, контактами. Здесь важно сразу идти по пути проектной деятельности и набираться практического опыта.
Совместные проекты с лидерами индустрий жизненно важны, поскольку абстрактное объединение вокруг коллективной идеи работает очень плохо. Заявить о себе получится не разговорами, а делами. Проекты же можно создавать с помощью президентских грантов. Мы, например, воплотили более 10 проектов в разных креативных отраслях.
Объединитесь в рабочую группу из 5–10 человек
Составьте из лонг-листа креативных лидеров шорт-лист. Рабочую группу можно даже превратить в региональную ассоциацию креативных индустрий. Хотя объединение может быть и неформальным — не обязательно регистрировать юридическое лицо. «Когда нашлись люди, с которыми у вас пересекаются видение, стратегия и тактика, можно вместе разрабатывать дальнейшие шаги. Включайтесь в конкретные проекты ресурсной, коммуникационной и информационной поддержкой. Из отдельных проектов постепенно вырастают системные», — поддерживает идею совместных разработок Оксана Коростиева.
Сформируйте запрос местного креативного сообщества
Работа над проектами покажет, чего не хватает в регионе. Когда есть конкретный запрос и портфолио с проектами, вам будет о чём поговорить с муниципальными и региональными властями.
Развитие проектного офиса начинается, когда выходишь за рамки одной индустрии. Направления могут быть смежные. Но принцип один: разговаривать о том, чего не хватает лидерам. Ключевой фактор здесь — это ресурс. Важно точно понимать, что у вас есть и что ещё нужно для достижения общих целей.
Запишитесь на личный приём к губернатору
Или к мэру. Подойдёт и замгубернатора, и глава министерства экономики, и министр культуры. Нужен человек, который отвечает за креативный сектор в регионе. Расскажите чиновнику, зачем нужны концепция и план развития креативных индустрий. Говорить придётся на языке цифр, результатов и достижений. Приведите в пример опыт других регионов, которые поддерживают креативный бизнес. «Визионеру и проводнику информации всегда важно говорить о практике со всей России и из других стран. Люди живут в своих информационных пузырях. И даже в эпоху интернета креативные индустрии нам в новинку», — подмечает Оксана Коростиева.
Стройте рабочие отношения с представителями власти
Это важная системная работа. Так вы создаёте сеть контактов, находите способы сотрудничества, наводите мосты.
Нужно показывать себя министрам и начальникам городской администрации в качестве системного игрока. Не стоит разговаривать с чиновниками через конфликт, обиду, недовольство и раздражение. Толку от этого не будет. Нужно обсуждать проблемы конструктивно. В таком случае вас сначала заметят, потом начнут воспринимать всерьёз, а затем будут обращаться к вам напрямую.
Предложите чиновникам создать в регионе проектный офис
Отраслевое сообщество и региональные власти должны объединить усилия: локальным креативным индустриям нужна законодательная база и стратегические документы, по которым формируются KPI и меры поддержки. Совместная работа может быть в формате проектного офиса или межведомственных рабочих групп.
Для начала не просите много. Одного помещения на три рабочих места и зарплаты для трёх сотрудников на этом этапе достаточно. Скоро местные власти войдут во вкус и поймут, как хорошо, что вы есть.
Чек-лист креативного лидера
- Примите осознанное решение заниматься креативными индустриями
Наберитесь профессиональных знаний об отрасли
Определите цель работы над региональными креативными индустриями
- Составьте лонг-лист локальных креативных лидеров
- Проведите тематическое событие с нетворкингом
- Сделайте несколько совместных креативных проектов
- Составьте шорт-лист местных лидеров
- Сформируйте запрос локального сообщества
- Расскажите о креативных индустриях чиновникам
- Поучаствуйте в государственных проектах
- Предложите властям создать профильный проектный офис