Социологическое исследование: как абитуриенты выбирают вуз для поступления
Университеты часто используют методы приемной кампании, ориентируясь на опыт прошлых лет. Но эффективны ли эти способы для работы с современными абитуриентами? Мы провели масштабное исследование и ответили, правда ли так важен сайт для приемной кампании, в каком формате абитуриенты лучше воспринимают контент и так далее.
Всего было опрошено 650 первокурсников — 69,8% девушек и 30,2% юношей. Средний возраст опрошенных составил 18,5 лет. В исследовании участвовали первокурсники региональных вузов, для столичных университетов мы планируем провести отдельное исследование.
На образовательные планы поступающих влияет множество факторов. Время, которое требуется для выбора вуза — один из них. Опрос показал, что 50,6% выбирают вуз за год, два-три года и больший период, а 42,6% — за полгода и меньше. Чем раньше абитуриент определяется с университетом, тем больше у него времени на подготовку к вступительным испытаниям и знакомство с его особенностями обучения.
Как оказалось, юноши и девушки готовятся к поступлению по-разному. Девушки подходят к этому процессу более ответственно и планомерно: они раньше определяются с университетом, используют больше способов подготовки, изучают больше источников информации о вузах при поступлении.
Для юношей характерен элемент спонтанности: они позднее определяются с университетом, чаще реагируют на внешнюю рекламу вузов, чаще не готовятся к поступлению или используют меньшее количество способов подготовки.
Репутация — основополагающий мотив выбора университета. Вуз по-прежнему воспринимается как часть социального статуса и положения в обществе.
Исследование показало, что каждый второй студент учитывал при выборе вуза мнение родителей (53%). Несмотря на то, что сегодня университетам стоит обращаться к абитуриентам напрямую, окончательный выбор вуза все же происходит внутри семьи.
Выяснилось, что девять из десяти студентов готовятся к поступлению в вуз (90,9%). И хотя сегодня существует множество предложений и способов подготовки к поступлению, чаще всего студенты готовятся к сдаче ЕГЭ самостоятельно (66%), с репетитором (46,7%) или на онлайн курсах (46,7%). То есть чаще всего подготовка проходит в доступном формате из дома или в «шаговой доступности».
Исследование показало, что сайт вуза и сайт абитуриента — главные источники, к которым обращаются абитуриенты на этапе выбора университета, откуда они черпают сведения о высших учебных заведениях, за них проголосовало 75,6% и 59,5% соответственно. Это подтвердило нашу гипотезу о том, что сайт вуза — эффективный, общедоступный и мобильный способ привлечения целевой аудитории, основной инструмент и площадка для информирования и сбора контактов наиболее образованных, активных и заинтересованных поступающих.
Удобнее всего студентам получать информацию в видеоформате (85,4%), он обходит текст (60,3%) и аудио (13,8%). То есть видео на какую-то тему скорее привлечет внимание первокурсников, нежели текст или подкаст на эту же тему.
В процессе обучения сайты становятся менее востребованными источниками информации. На смену им приходят чаты, беседы и группы учебных групп и кафедр в социальных сетях.
Восемь из десяти первокурсников удовлетворены выбором вуза. И хотя уровень осведомленности первокурсников о получаемой специальности относительно невысокий, работать по специальности планирует большинство (девять из десяти). На первом курсе декларируется высокий потенциал к научной карьере — каждый третий хочет заниматься наукой и построить академическую карьеру.
Условно «идеальными» образовательными мероприятиями для первокурсников будут:
- мастер-класс, тренинг или семинар;
- видео, вебинар или образовательный курс для самостоятельного прохождения;
- самообразование через поиск информации в сети.
Все это указывает на интерес к автономизации образовательного процесса и его практикоориентированности. Такие форматы позволяют регулировать график обучения.
Ознакомиться с полным отчетом можно здесь.