Дизайн: между искусством и ремеслом

Три условия совершить прорыв

Дизайн, как результат творческой деятельности человека, очень непросто переводить в плоскость оценки. Даже опытные дизайнеры не всегда имеют стратегию и четкое понимание куда двигаться, чтобы достичь желаемого результата. Отсюда возникают некоторые сложности, которые могут тормозить развитие и рост. К счастью, профессиональный опыт показывает, что универсальные условия, при которых можно получить желаемую оценку и произвести своей работой нужное впечатление, все же существуют. Опираясь на них, можно управлять качеством продукта, делая его еще лучше. Успех проекта, будь то брендинг, моушен или промо-сайт, зависит всего от трех вещей: идеи (темы), образа (сюжета) и исполнения (выразительности). А вопрос, получится ли без них создать что-то поистине стоящее, – риторический.

Начни с идеи, чтобы она стала чем-то еще

Все начинается с идеи в голове. Как фундамент служит основной в строительстве здания, так и идея, иными словами, символизирует каркас для будущего продукта. Не нужно пытаться создавать только абстрактный и бестелесный образ в голове. Напротив, важно определить цели, расставить правильно приоритеты и нащупать самые чувствительные точки проекта еще в самом начале пути.

Дизайн имеет гораздо большую связь с искусством, чем можно себе представить. Наиболее ярко она прослеживается в процессе оценки, когда необходимо найти ту самую изюминку, которая будет выделять конкретную работу из десятка других. Для дизайна не ново опираться на те же стандарты качества, что и в искусстве.

В целом для искусства характерно наличие проблемы, вокруг которой строится все остальное, обрастая смыслами и образами. Взять хотя бы литературу, где в основе произведения лежит конфликт. Как правило, он разрешается в финальной главе или по замыслу автору остается открытым. Для решения проблемы более простым приемам авторы иногда предпочитают метафорические. Однако на конечное впечатление влияет не столько смелость, яркость и выразительность приема, сколько способность и умение правильно донести идею.

Концепция играет особую роль еще потому, что она определяет характер, стилистику продукта и ценность личного бренда.

Идея может пониматься в более широком или узком смысле в зависимости от специфики конкретной области дизайна. Под влиянием технологий в индустрию постоянно проникают разные новшества, и именно они двигают ее вперед. В таких направлениях дизайна, как сервисный дизайн, моушен и брендинг, дизайнеру понадобится начать с инсайта. Причем, в моушене и брендинге он будет раскрываться через метафору.

На старте не менее значимо выстроить концепцию. Тесно вплетенная в проект она должна полностью соответствовать целям и задачам своего создателя. Без четко сформулированной концепции невозможно успешно воплотить свою задумку в жизнь и добиться необходимого результата. В одном из публичных выступлений Сергей Кулинкович, например, обращает внимание на необходимость выработать критерии оценки, а также следовать определенной стратегии при принятии любых решений, даже локальных. В противном случае труд дизайнера могут просто недооценить, что принесет разочарование, а некоторых случаях и профессиональное выгорание. А что может быть хуже, чем работать впустую?

Концепция играет особую роль еще потому, что она определяет характер, стилистику продукта и ценность личного бренда. Поэтому не стоит преуменьшать её значение на этапе генерирования идеи, благодаря которой авторская задумка обретает конкретную форму и затем воплощается в жизнь.

Придать мысли смысл

Следующий шаг после определения идеи и концепции — это создание образа. Бывает, что «нащупать» нужный образ все равно что достать жемчуг со дна. Для этого требуется проворность и особенная чуткость. Но и определившись с ним не менее важно правильно передать смысл, ведь даже маленькая деталь может скрывать в себе целый мир. Убедиться в этом нам снова помогает искусство, к которому можно постоянно обращаться как самому надежному источнику для большего понимания различных тонкостей.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.


И снится ей всё, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна, на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

— М. Лермонтов

Из сотен поэтических произведений немецкого поэта Генриха Гейне стихотворение «Сосна и Пальма», пожалуй, – одно из самых известных и дошедших до нас в виде вольных переводов многих русских литературных классиков. В интерпретации Михаила Лермонтова и Афанасия Фета можно найти существенные отличия. Если Лермонтов немецкое «Fichtenbaum» переводит как сосна, то Фет останавливается на варианте кедр, который более точно соответствует смыслу автора, сохраняя как и в оригинале мужской род слова.

На севере кедр одинокий

Стоит на пригорке крутом;

Он дремлет, сурово покрытый

И снежным и льдяным ковром.


Во сне ему видится пальма,

В далёкой, восточной стране,

В безмолвной, глубокой печали,

Одна на горячей скале…

— А. Фет

Несмотря на то, что попытка передать поэтичность и красоту слога писателем удалась, тема стихотворений раскрывается по-разному. В версии Фета более явным обнаруживается любовный конфликт, а деревья — лишь как аллегория на возлюбленных, которые не могут быть вместе в силу независящих от них обстоятельств.

Помимо Лермонтова и Фета к стихотворению Гёте обращались еще несколько десятков русских поэтов в желании представить свое авторское видение известной поэтической работы. История с переводом — это лишь пример того, как важно найти правильный образ, чтобы максимально четко интерпретировать идею и донести истинный смысл на подходящем для этого языке.

Важно, как через форму будет передан образ.

В этом плане перед дизайнером стоит не менее ответственная задача. Чтобы подобрать ключ к искомому образу, нужно уловить настроение и ценности, которые определяют специфику продукта и бренда, с которым он работает. Это можно проиллюстрировать примером из жизни. Предположим, вам поступил запрос на создание материалов, компании по производство экодомов. Важно, как через форму будет передан образ.

  • Выбирая цветовую гамму в иллюстрациях, вам лучше остановиться на естественных цветах, которые встречаются только в природе. Силуэты при этом необходимо сделать плавными, а композицию статичной.
  • Работая над промо-сайтом, необходимо сохранить «воздух» в макете, чтобы добиться эффекта наличия пространства и тем самым подчеркнуть экологичность «зеленых» домов. В типографике следует избегать гротескных шрифтов, а в интерфейсах – сложных и нагроможденных решений.
  • При создании промо-видео на тему экодомов количество склеек и переходов в монтаже должно быть минимальным, ритм повествования плавным, закадровый голос спокойным и не слишком артистичным. Все должно быть в меру непринужденно и ненавязчиво, чтобы создавалось впечатление, как будто за кадром говорит знакомый голос.

Держаться четкой линии, не потерять целостность художественного образа и стилистики помогут мудборды. Повесьте их рядом с рабочим местом, и тогда все самое необходимое от цветовой палитры до иллюстраций и интерфейсов будет храниться в одном удобном месте прямо перед глазами. Это позволит максимально проникнуться идеей и погрузиться в нужную атмосферу.

Собрать пазл до конца

Так мы плавно подошли к последнему критерию, который безусловно будет влиять на итоговое качество и оценку продукта – это его исполнение или, другими словами, выразительность. Даже самую гениальную и успешную задумку важно довести до конца, проконтролировать все стадии процесса и всех вовлеченных в него участников. Неправильно скоординированные действия или потеря главной нити сюжета и настроения могут стать той самой "ложкой дегтя», которая испортит все дело и не позволит произвести нужное впечатление от вашей работы. Чтобы получить награду, придется немало потрудиться, не упуская из вида все, что напрямую влияет на конечный результат.

Даже самую гениальную и успешную задумку важно довести до конца, проконтролировать все стадии процесса и всех вовлеченных в него участников.

Часто хороший дизайнер — это командный игрок. Его работа над проектом, если она не ограничена вкладом только одного человека, похожа на дирижирование оркестром. Так же как дирижер управляет музыкантами, становясь посредником между ними и слушателями, дизайнер руководит работой оператора, звукорежиссера и других профессионалов. Когда вы чувствуете, что приближаетесь к финишу, например, на стадии верстки макета и взаимодействия с разработчиками, существует опасность ослабить внимание. Именно здесь надо проявить особую заботу и чуткость и вместе с front-end разработчиком приложить всевозможные усилия, чтобы максимально воплотить все задуманное в жизнь.

Существует также несколько простых способов благодаря которым дизайнер может поднять качество своей работы на новый уровень. Придерживаться этих универсальных правил в работе совсем несложно. Самое базовое — нужно стремиться к созданию простой и четкой дизайн-системы. Кроме того, существует еще несколько моментов, о которых лучше не забывать.

Язык дизайна и искусства

Дизайн, как часть креативной индустрии, очень интересно рассматривать сквозь призму искусства. Вы удивитесь, обнаружив насколько схожи происходящие здесь процессы и закономерности. Идея, образ и исполнение сопровождают эти два, казалось бы, непересекающихся друг с другом мира и становятся главной опорной точкой при оценке произведения, созданного будь то рукой писателя, музыканта, художника или дизайнера. И каждый передает свое личное видение мира.

Книга переносит в другую реальность через захватывающий сюжет и жизнь персонажей, вместе с которыми мы проживаем их эмоции. Картина передает настроение также с помощью системы образов и послания художника, заложенного в каждом мазке кисти. Мелодия заставляет сопереживать и чувствовать своим ритмом, гармоничным сочетанием звуков и непрекращающимся развитием звучания. В дизайне используется свой язык общения, также требующий погружения в него.

Дизайн, как часть креативной индустрии, очень интересно рассматривать сквозь призму искусства. Вы удивитесь, обнаружив насколько схожи происходящие здесь процессы и закономерности.

От зарождения идеи в голове до ее материального воплощения в макете нужно преодолеть непростой путь. Однако если иметь четкий план и построить с его помощью правильное отношение к делу, ориентируясь на проверенные опытом правила и критерии, считайте ключик успеха уже в ваших руках. Хотя другие получают его путем собственных проб и ошибок в поиске лучших решений. Не менее важно в процессе роста найти себя, свой персональный стиль, который будет отличать вас от других.

Дизайн, включая такие области, как моушен, брендинг и промо, – всегда очень живая динамичная среда, куда проникают самые передовые практики. Получая знания о них, а также постоянно упражняясь, дизайнер может «оттачивать» свой дизайн до совершенства. В результате, его работа становится привлекательнее как эмоционально, так и функционально, приобретая особую ценность и уникальность.

Кроме того, сегодня в нашем мире никуда без расширения кругозора. Дизайнеру необходимо постоянно развивать себя, тем более что для этого есть теперь все возможности. В этом помогут книги, кино, искусство и музыка, откуда можно не только черпать вдохновение, но и набираться опыта, чтобы находить лучшие примеры и делать уверенные шаги к успеху и реализации.

1
1 комментарий