Как не надо делать стартап: руководство для любителей мемов
Привет, vc.ru! Мое имя Андрей. Расскажу историю запуска приложения для изучения английского языка по мемам. Что пришлось пережить. От идеи до релиза в App Store и Google Play.
За три месяца до факапа
В 2019 году я работал UI/UX дизайнером в Cuberto. Примерно через 1,5 года работы на одном месте мне стало скучно, я начал выгорать и мне хотелось уйти.
Когда работаешь в агентстве, через дизайнера проходит очень много проектов. Приходят стартапы и просят сделать им дизайн, а иногда и довести приложение до прода. Через меня проходило куча идей: от сервиса продажи насекомых до Blockchain платформ. Начинаешь задумываться: «Почему я не могу сделать свой проект? Чем я хуже ребят, которые приходят к нам?».
Вместе со мной работают более семи дизайнеров высокого уровня, разработчики – почему мы не можем пилить свой проект? Почему ко мне приходит менеджер и говорит мне, как я должен делать? Из-за ощущения, что я могу всё делать сам, я потихоньку начал превращаться в человека, которого не должно быть в агентстве. Я начал говорить коллегам, что мы можем делать нечто большее, чем работать по найму.
Как я начал делать Memo
Среди моих друзей много кто пытается сделать свой проект, но мало кто запускает. Один из тех кто запустил – Эдуард. Он сделал Vocapp – приложение для изучения английских слов по уведомлениям. Проект стрельнул.
Эд на встречах часто рассказывал как перевалили за 🍋 выручки и всякие другие ништяки. Это очень сильно мотивировало работать, хотелось сделать не хуже.
Смотря на Vocapp я понимал, что могу сделать приложение намного лучше, плюс понимал, что сейчас у них застой и можно быстро обойти. Что-то они долго морозятся с релизами, за полгода ничего не выпускали. На работе я такие приложения рисовал за четыре дня «Сейчас всё будет. Через 1,5 месяца запустимся 😎» – думал я. Но в реальности всё произошло не так.
UX
Сперва я думал сделать просто Vocapp, но только лучше. Пока продумаю UX, а после добавлю уникальных фичей.
Мне было безумно интересно продумать всё, что меня не касалось на работе в Cuberto. Я хотел придумать, как будут работать подписки, сколько это будет стоить. Сейчас я понимаю, что мне хотелось свободы от менеджеров и заказчиков.
Последние два месяца я кучу раз предлагал коллегам делать стартап, но всё заминалось. Когда UX был готов, я решил ещё раз рассказать о проекте самому крутому дизайнеру Cuberto – Грише Рягузову.
Гриха сказал, что изучать английские слова по уведомлениям скучно, но готов взяться за проект и развить идею.
По словам Skyeng, отсутствие интереса – одна из главных причин, почему люди забрасывают изучение языка. Мы устроили брейншторм и решили, что хорошее приложении по изучению английского языка это:
- Развлекательный контент. Мемы и гифки.
- Самостоятельная работа. Переводить будем не весь мем, а только самую сложную часть.
- Английский небольшими порциями. В течение дня будут приходить пуши с английскими мемами.
Начало разработки
В Cuberto был классный iOS разработчик. От менеджеров я слышал, что он был самым дорогим разработчиком для компании. Работал классно и быстро. Я подумал, что раз у нас в команде есть топ-дизайнер, то пусть будет и топ-разработчик.
И вот нас трое: звёздная команда созвонилась. Пообщались и спланировали подробный план до запуска приложения.
Факап №1
Разработчик оценил проект в один месяц кодинга, и мы начали. Первые две недели были продуктивные. Написали около 30% приложения. Но потом что-то пошло не так.
Задачи начали растягиваться, сроки откладывались, много стало забываться. Всё превратилось в нудное и долгое пинание разработчика по каждой задаче.
Большой ошибкой был отказ от канбан-доски (таблица задач и статусов). Без нее всё превратилось в хаос.
Разработчик оказался из тех людей, которые не могут говорить слово «нет». Постоянно переоценивал свои силы, набирал всё больше и больше задач и в какой-то момент пропал.
На один из созвонов наш кодер просто не пришел. Прошла неделя, он снова не явился. Я написал общему знакомому и спросил, что с ним. Тот ответил что, тоже давно его не видел, и вроде бы он болеет.
Так продолжалось месяц. От энтузиазма, что был на старте, не осталось и следа. В какой-то момент у меня опустились руки и я думал, что это – конец проекта. Я писал ему везде, где только можно, звонил каждый день, он сбрасывал или не отвечал. Потом я нашел его жену в инсте и написал ей. Она сказала, что передаст моё сообщение. Но он так и не ответил. Не ответил до сих пор. Весь код остался у него.
Я реально долгое время думал, что он умер. Была даже мысль написать в поле о разработчике скорбящую записку. Мне казалось, что не может человек просто взять и уйти без слов. Не было на то причин, мы хорошо общались и не гнобили друг друга.
Оказалось, что такое бывает. Просто не справился с тем, что сам на себя взял, а сообщить команде о провале не хватило смелости. Потом я видел в инсте его фото, где он живой и всё у него хорошо.
Факап №2
Через 2 месяца, как «умер» наш разработчик, уныние ушло. Вновь появилась мотивация работать. Сделав выводы, мы нашли нового разработчика и начали писать проект заново.
Это тоже был разработчик высокого уровня. На встречах он позиционировал себя как сильный кодер, и все знакомые так же говорили о нем.
Оценка времени на разработку была также оптимистична: один месяц, может, и три недели. Это сильно насторожило. Казалось, что мы ступаем на дорогу, по которой уже ходили. Так оно и произошло. Мы опять отказались от ведения списка задач и статусов. Все считали, что это приблуда от манагеров, которая нам не нужна.
Через один месяц не было готово и половины. Я понял, что скоро всё загнется и всё-таки внедрил Trello в проект. Это немного улучшило ситуацию на пару недель. Задачи начали продвигаться быстрее и меньше забывались. Но крах этому составу уже был предначертан.
Я очень сильно хотел сохранить команду и доделать проект. Это сдерживало меня в жёстких высказываниях и настойчивости. Мне казалось, чем меньше я указываю, тем комфортнее всем работать. Но это было не так.
Проект кодили опытный разработчик + джун. Изначально был договор, что проект будет под ответственностью опытного разработчика, а джун будет обучаться. В итоге получилось что проект делал джун, а опытный разработчик только иногда помогал. Схожесть с первым факапом была поразительна: всё дошло до того, что они просто давали обещания и ничего не делали на протяжении месяца. И, казалось бы, ну всё уже, обосрались, напиши команде, скажи об этом, и расходимся. Нет, сидят и дают обещания.
Чему меня это научило?
- Среди наших знакомых есть те, кто просто не могут адекватно оценивать свои силы. По каким-то соображениям они думают, что могут сделать многое, почти всё, но нет. Такие люди могут выглядеть абсолютными профи, иметь кучу хороших отзывов, но внутри них сидит ребёнок, который в определённых ситуациях готов убежать и спрятаться, а не решить проблему. Порой отказаться, сказать «нет» сложнее, чем отстраниться, забыть все косяки и думать, что косяков и не было.
- Всегда записывайте все задачи на канбан-доску и указывайте исполнителя и дедлайн. Иначе всё развалится, и ничего хорошего вы не построите.
- Адекватность, хорошие коммуникации и ответственность – на вес золота. Таких людей встречаю очень редко.
Для кого-то эти пункты очевидны. Для меня тоже были очевидными. Но на деле я вел себя иначе.
Новая команда
Спустя месяца я решил дать проекту еще один шанс. В третий раз я собрал новую команду. Нам удалось избежать всех проблем, которые были с прошлыми разработчиками, но проект оценили так же в 1,5 месяца, а делали пол года.
В этот раз вся команда очень сильно хотела завершить проект. За спинами было уже более 2-3 неудачных приложений. Это был словно последний бросок. Каждый был сильно мотивирован и подкреплял дух в стартапе.
Всегда, когда будете делать проект, у вас будет упадок сил и мотивации. Этот момент надо пережить, за ним наступает подъём.
Мы дошли до запуска, и уже сейчас вы можете заценить приложение на iOS и Android