Медицинские информационные системы - в чём смысл
Многие люди недооценивают значимость медицинских информационных систем в повседневной жизни и совершенно зря. Качественно внедрённые МИСы способны сделать более удобными многие процедуры, а ещё они могут сэкономить массу времени, как медикам, так и пациентам и даже... как ни удивительно это прозвучит - чиновникам, фармацевтам и владельцам аптек!
Самая совершенная из тех, что я видел, медицинских информационных систем, которая внедрена по всему государству - это Эстонская. Наверное, это понятно и объяснимо, так как страна не очень большая, но при этом высокотехнологичная по всем сферам (чего стоит хотя бы программа электронного гражданства). На практике это выглядит так - после приёма у врача, выписанный рецепт и рекомендации попадают в единую базу данных. Доступ к этой информации будут иметь - сам пациент через личный кабинет, а также медики, к которым будет обращаться данный гражданин, частичный доступ будут иметь в том числе и фармацевты аптек, куда пришёл гражданин и предъявил ID-карту или паспорт. Называется это "дигирецепт" и вполне привычно жителям Эстонии и Финляндии. Кстати из-за близости данных стран "дигирецепты" являются взаимно признаваемыми.
В России что-то подобное пытаются внедрить уже больше 10 лет, хотя пока видимым внешним успехом подобное внедрение не увенчалось. Вполне возможно, что это связано с размерами страны, хотя не будем выкидывать и бюрократию с коррупцией. Как бы то ни было в период эпидемии пару лет назад сотрудники регистратур по прежнему пользовались ручкой и бумагой, а в системе учёта творился настоящий хаос. При этом за период с 2010 года, когда начали попытки создания национального МИС в России на эти нужды было потрачено не менее 30 млрд руб (если взять валовой расходы из федерального бюджета и региональные попытки внедрений).
Нельзя сказать, что системы вообще нет - она есть, создана ЕГИСЗ, разделённая на три сегмента. В теории там всё сделано логично и готово к массовому внедрению. Честно говоря, даже при наличии бюрократически-коррупционных проволочек, лично я не совсем понимаю, почему МИС до сих пор не заработала на том же уровне, что в Эстонии.
Лично сам был свидетелем, как Российский РЕГИСЗМ (региональные куски ЕГИСЗ) передавали сведенья (родовые сертификаты) в страховую по тем же перинатальным центрам и в целом у них там всё стыковалось, хотя и зачем-то дублировалось бумагами.
В регионах РФ по МИСам работает более десятка различных компаний, продукты большинства из них вполне себе не плохи и удобны в использовании. Однако то, что видел я - это не совсем качественное внедрение в самих медицинских учреждениях, так как часто медицинский персонал не использует и половины имеющихся возможностей установленных мединформсистем. Также лично для меня остаётся загадкой, почему ЕГИСЗ до сих пор не начал внедряться в аптеках - ведь это экономило бы очень много времени, а соответственно денег по всем линиям применения такого МИСа.
С точки зрения внедрения МИСов по медицинским учреждениям и полного перехода на электронный документооборот в том числе с страховыми компаниями (в тч с системой государственного страхования) большой рывок был сделан в мае 2023 года, когда правительство РФ разрешило Росздравнадзору взять палку и уже заставить все учреждения перейти в МИСы. Посмотрим какую это эффективность даст за пару лет.
Однако, если линию бюрократии понемногу и из под палки удалось увести в цифру, то линию конечного потребителя МИСа, то есть самих граждан пока нет. Более того - процесс даже практически и не начат. До каких пор в РФ придётся бегать с рецептами по аптекам, что странновато для цифрового государства. Хотя сами регионы и пытаются что-то с этим сделать, но работает это ситуативно и только в некоторых аптеках, что совсем не удобно для большинства людей.
Исходя из последних изменений в законах РФ и тому, какими темпами продвигается внедрение МИСов, возможность использования электронного рецепта и удобное межбольничное (плюс межрегиональное) мгновенное получение доступа к данным о пациентах граждан РФ ждёт не ранее 2030 года.
Недооценивать наличие скоростной единой государственной медицинской электронной системы просто нельзя. Если бы всё работало так, как должно - ретроспективная информация вовремя предоставленная врачу о пациента сэкономила был массу времени врача, работников медицины, а возможно в ряде случаев уберегло бы и от врачебной ошибки. Время в медицине - это очень важно не только в экстренном виде услуг, но и как очередь на операции и иные процедуры. Чем меньше очередь на медицинские услуги - тем здоровее общая масса населения и тем больше длительность жизни.
Удивляет также момент, что даже ряд южноамериканских стран, которые точно не замечены в качественной цифровизации, имеют объединенные быстро работающие мединформсистемы. Например Уругвай и Чили. Единая мединформсистема Чили является не совсем единой, но за счёт полу-автоматического режима функционирования и разрешения внутри каждой отдельно взятой МИС "расшаривать" данные в другие системы - всё выглядит вполне эффективным: от страхования до аптеки идет передача данных либо в полностью цифровом автоматическом режиме, либо (где нет соединения между системами, например не взаимодействующие между собой страховые и госпитали) в ручном режиме через так называемое "расшаривание" информации по обще-установленному формату. На стороне пациента - это выглядит, как нажатие одной кнопки или пересылка QR-кода.
Решение выглядит топорным, но тем не менее, уже применяется и было внедрено за каких-то 4 года с минимальными вложениями, большинство из которых были потрачены самими госпиталями вне госбюджета. И это работает!
Здесь вопрос, что из чего легче доделать - Российский вариант потихоньку расширять до функционирования в аптеках или такие как Чилийский сценарии улучшать уровень автоматизации обмена информации. Второй вариант явно дешевле.