"Лоси" в производстве или как воспитать в сотрудниках ответственность
«ЛОСЬ» на производстве, в процессах, проектах.
Как часто вам приходилось слышать такие фразы от коллег, подчиненных и просто товарищей:
"Оно сама сломаЛОСЬ" — оператор на производстве про оборудование.
"Письмо не отправиЛОСЬ" — менеджер продаж про рассылку рекламных материалов.
"Оно не пересчитаЛОСЬ" — специалист планирования про производственный план.
«ЛОСИ» подстерегают нас на каждом шагу, они тихонечко выглядывают из темного леса ответственности.
Почему вроде бы взрослые люди не могут брать на себя ответственность и винят во всем мифического "ЛОСЯ".
Три всадника на "ЛОСЕ"
- Прошлый опыт. Найти Виновника. Любой сотрудник, когда-либо бравший ответственность за какую-то задачу - получал "по шапке". Поэтому мастерство уклонения от пуль ответственности, как у Нео - на уровне подсознания.
2. Способность принимать решения. Принимать решения - навык взрослого человека со взрослым сознанием. Но чаще всего в компаниях сотрудники - это дети, которые играют в песочнице и они не готовы сами принимать решения, и отвечать за свою жизнь, боясь последствий. Уж лучше кто-нибудь другой, я делаю все по инструкции. Инструкции нет - ничего не делаю. Решения не принимаю.
3. Наказания. Если в компании действительно прописаны штрафные санкции за отклонения - это отбивает любую инициативу, а с ней и ответственность. Сотрудник делает необходимый минимум, за что он точно не получит штраф.
Что со всем этим делать.
Рецепта три:
1. Рецепт первый - разрешить ошибаться. Если сотрудник ошибся, то скорее всего, ВЫ так организовали процессы, которые позволили ошибиться сотруднику. Важно, чтобы сотрудник знал, что если ошибся - его мгновенно не уволят или не лишат всей ЗП
2. Рецепт второй - качественная обратная связь. По результатам расследования и выяснения причин ошибки - сотруднику даем обратную связь, без эмоций, но по факту. А также формируем план мероприятий по недопущению ошибок в будущем. Ошибка сотрудника - ваша возможность улучшить процессы в компании.
3. Рецепт третий - алгоритм расследования и выяснения причин. Он должен быть максимально непредвзятый и логичный, справедливый. Подход ко всем сотрудникам также должен быть одинаковый, без любимчиков, которых прощают.
Итак, для того, чтобы ЛОСИ уходили в лес, а сотрудники могли нести ответственность. В-первую очередь, создайте такую атмосферу, в которой люди не боятся ошибиться. Это снимает блок принятия решений и ответственности. Поощряйте их за инициативу, а ошибки принимайте, как возможность улучшении системы вашего бизнеса.
Пишу про эффективность, производительность и психологию в бизнесе. Помогаю с целеполаганием, со мной достижение целей в 2-5 раз быстрее чем обычно.