ОБЩЕПИТ БЕЗ НДС. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Летом 2021 года по указанию Президента России в Налоговый кодекс РФ внесли изменения, которые должны поддержать экономику предприятий общепита (подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Краткая суть: можно не платить НДС при оказании услуг общественного питания.

Конечно, есть определенные требования и ограничения для освобождения от уплаты налога: размер выручки, количество сотрудников, уровень их заработных плат, удельная доля выручки от реализации услуг общепита в общем объеме выручки предприятия.

Но основная идея проста: поскольку входного НДС у предприятий общественного питания в структуре расходов крайне мало, уплата НДС по полной ставке 20% делает бизнес практически убыточным. Поэтому, чтобы общепит жил, развивался и работал открыто (без сокрытия выручек, неофициальных зарплат, использования схем дробления бизнеса для применения УСН) приняты изменения в законодательство. Которые, в том числе, должны поддержать пострадавшую в пандемию отрасль.

Работать по новым правилам можно уже с 1 января 2022 г.

Вроде бы отличная новость. Но если читать закон внимательно, то вопросов больше, чем ответов.

По порядку.

ПРОБЛЕМА 1. ДОСТАВКА

При том, что доставка еды из ресторанов и кафе сегодня - норма жизни, а для самих предприятий общепита может формировать выручку до 40% общей выручки предприятия, вопрос с доставкой однозначно не урегулирован.

Согласно букве закона «не облагается НДС оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание)».

Про доставку закон ничего не говорит, делает оговорку только в отношении выездного обслуживания (кейтеринга).

Поэтому вопрос: «Является ли доставка «оказанием услуг общественного питания через объекты общественного питания» - открытый.

При буквальном толковании получается, что нет, доставка к услугам общественного питания, освобожденным от НДС, не относится. Эту точку зрения, например, поддерживает Umbrella Group: https://vc.ru/u/761018-umbrella-group/298633-osvobozhdenie-obshchepita-ot-nds-vse-li-tak-gladko-kak-hotelos-by.

И в их рассуждении здравое зерно: освобождение общепита от НДС могло быть мерой поддержки бизнеса, пострадавшего в пандемию. В пандемию пострадали именно заведения, которые обслуживают посетителей в помещении. Доставка же в пандемию не пострадала, а наоборот — только укрепила свои позиции.

Попробуем подойти к вопросу системно.

Поскольку в самом законе ничего не говорится о доставке, возьмем Государственный стандарт Российской Федерации "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения"], которым установлены термины и определения основных понятий в области общественного питания. В нем доставка не упоминается вообще.

А вот понятие «услуга общественного питания» есть. Но определенности это никак не добавляет: «услуга общественного питания (индустрии питания): Результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах».

Обратимся еще к одному источнику – Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Вроде есть повод для радости: группировка по коду 56.10 так и называется: «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания». И, согласно расшифровке, включает «услуги по предоставлению питания потребителям, независимо от того, подаются ли они в специальных местах общепита или в ресторанах самообслуживания, едят их в помещении, забирают с собой или заказывают для доставки на дом».

Получаем ответ: доставка – одна из форм оказания услуг общественного питания.
Правда, есть одно уточнение: если ОКВЭД - надлежащий нормативный акт для толкования норм налогового законодательства ( ст.11 НК РФ). Что не факт.

Доставка собственная и доставка силами операторов

Но возникает еще один вопрос: к услугам общепита в смысле статьи 149 НК РФ относится доставка готовой еды собственными силами предприятия или также силами специальных служб?

Про собственную доставку (доставку силами именно самого ресторана) ответ вроде есть в том же ОКВЭД. В последнем абзаце описания группировки 56.10 написано: «Группировка также включает деятельность ресторанов и баров, связанную с доставкой продуктов питания потребителям отдельными подразделениями предприятия».

А вот про внешнюю – опять не ясно.

При нынешнем развитии крупных операторов доставки вроде Яндекс. Еда, Delivery Club, Broniboy и др. многие рестораны не доставляют еду сами, а привлекают операторов. Для крупных сетей и холдингов действует иная схема: часто создаётся собственная служба доставки как отдельное юридическое лицо, берущая на себя непрофильные для общепита функции.

В итоге классическая схема доставки сегодня предусматривает, что клиент взаимодействует с колл-центром и курьерами отдельной службы доставки (не являющейся структурным подразделением предприятия общепита), а полученная от покупателя выручка перечисляется в службу доставки и затем, за минусом вознаграждения агента, поступает на расчетный счёт самого ресторана (пиццерии, кафе и т п.).

Будет ли такая выручка - выручкой предприятия общепита от оказания услуг общественного питания? И будет ли она освобождена от НДС?

ПРОБЛЕМА 2. ЕДА НАВЫНОС

Это то, что вы заказали и хотите забрать сами. Выручка, полученная по такой операции, – выручка от оказания услуги общественного питания или нет?

Если взять ОКВЭД, то такая операция – услуга общепита. Про еду навынос в классификаторе прямо указано как на вид (формат) услуги общепита.

А вот если читать ГОСТ – то нет, потому что никакой организации потребления в этом случае не происходит. А это - один из ключевых моментов определения услуги общественного питания.

На основе этого, например, в 2018 году арбитражные суды 3-х инстанций признали, что реализация блюда для потребления в зале — это услуга общепита, а вот продажа того же блюда через окошко MacAvto - продажа продукции [дело Макдональдс против Роспотребнадзора, №А40-14572/2018, https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/36916326-88fe-452d-a44d-9316502607f9/259f00fe-4d5f-4221-b8a0-656ae35e3d0e/A40-14572-2018_20181003_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True].

Или вот ещё вопрос.

Кофейня. На месте готовит кофе, салаты, горячее. А вот десерты закупает готовые, например, в рамках франчайзинга у самого франчайзера или у назначенного поставщика. Продажа таких десертов - услуга общественного питания или это продажа кондитерских изделий?

Предположим, что все исключения для применения НДС четко указаны в подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ. И раз там про реализацию покупных блюд навынос ничего не сказано – это услуга общественного питания.

Усложним ситуацию. В одном случае кусок торта заказан гостем, который есть его в зале вместе с заказанным кофе. А в другом - с собой, навынос вместе с тем же стаканчиком кофе. Где услуги, где продажа?

ПРОБЛЕМА 3. ПРОЧИЕ УСЛУГИ

Общепит занимается не только тем, что готовит и кормит своих гостей.

Есть еще и дополнительные услуги, которые различаются в зависимости от специфики и формата заведения. Кто-то в целях продвижения и рекламы ведет кулинарные мастер-классы для взрослых и детей. Кто-то организует и проводит детские праздники с анимационными программами. Все - за дополнительные деньги.

Будут ли налоговики рассматривать это как услуги общественного питания, не подлежащие обложению? Формально согласно ГОСТу 31985-2013 – вроде да, потому что к общественному питанию также отнесены дополнительные услуги и услуги по проведении досуга. А на практике?

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

До принятия решения, переходить ли на общую систему налогообложения или нет, у предприятий общественного питания (90% которых сегодня применяют УСН) меньше 1,5 месяцев. А вопросов - больше чем ответов. Не только у меня, но и у моих коллег, занимающихся сопровождением общепита и налогами.

При этом цена неверной трактовки закона огромная: это и доначисление НДС по операциям, которые не будут признаны услугами общественного питания, и необходимость ведения раздельного учета, и существенное увеличение налоговой нагрузки для тех, кто до этого работал на УСН. А для предприятий, у которых доля выручки доставки больше 30%, - вероятность лишиться освобождения от НДС по всей сумме выручки.

Никаких разъяснений ни ФНС, ни Минфин пока нет.

Обычно я делюсь готовыми решениями. Сегодня вынуждена делиться вопросами. Для того, чтобы вместе найти ответы. И для того, чтобы у тех, кого касается данная тема, возникли эти вопросы, которые пока еще можно обдумать, чтобы входить в 2022 с осознанными и просчитанными решениями.

Поэтому буду рада любым профессиональным комментариям по вопросам, затронутым в статье. А также тем вопросам, которые я, возможно, не увидела.

9 комментариев