Летом 2021 года по указанию Президента России в Налоговый кодекс РФ внесли изменения, которые должны поддержать экономику предприятий общепита (подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Краткая суть: можно не платить НДС при оказании услуг общественного питания.
Конечно, есть определенные требования и ограничения для освобождения от уплаты налога: размер выручки, количество сотрудников, уровень их заработных плат, удельная доля выручки от реализации услуг общепита в общем объеме выручки предприятия.
Но основная идея проста: поскольку входного НДС у предприятий общественного питания в структуре расходов крайне мало, уплата НДС по полной ставке 20% делает бизнес практически убыточным. Поэтому, чтобы общепит жил, развивался и работал открыто (без сокрытия выручек, неофициальных зарплат, использования схем дробления бизнеса для применения УСН) приняты изменения в законодательство. Которые, в том числе, должны поддержать пострадавшую в пандемию отрасль.
Работать по новым правилам можно уже с 1 января 2022 г.
Вроде бы отличная новость. Но если читать закон внимательно, то вопросов больше, чем ответов.
По порядку.
Конец 2021 года принес больше определенности в вопросах, поднятых в статье.
По запросам налогоплательщиков ФНС (в лице УФНС по Самарской области и по Новосибирской области) дали разъяснения о том, какие именно услуги не подлежат обложению НДС в рамках оказания услуг общественного питания.
К ним прямо отнесены:
1. Любые услуги по реализации услуг общепита как в зале обслуживания, так и на вынос.
2. Услуги доставки продукции, в том числе через специализированные службы доставки.
3. Реализация покупных товаров через витрину, расположенную в предприятии общественного питания.
Единственное, что исключили налоговики из перечня необлагаемых НДС операций, - услуги общественного питания, связанные с организацией досуга, такие, как мастер-классы, детские праздники с участием аниматоров и т.п.
Для тех, кто любит почитать документы и не верит на слово, - по запросу вышлю тексты ответов УФНС.
Добрый день. Вышлите пожалуйста тексты ответов УФМС. Спасибо.
Здравствуйте. Вышлите пожалуйста ответы УФНС на эл.адрес larak2005@yandex.ru. Не нашла в интернете таких писем. Спасибо
Добрый день. вышлите пожалуйста тоже ответ УФМС. Заранее большое спасибо. y-lebedeva87@yandex.ru
Министерство финансов Российской Федерации:
Письмо № 03-07-07/95283 от 25.11.2021
Вопрос: О применении с 01.01.2022 освобождения от НДС организацией, приобретающей продукцию общественного питания у третьих лиц и реализующей ее физлицам через объекты общественного питания.
Ответ: В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 6 октября 2021 г., а также зарегистрированным в Минфине России 20 октября 2021 г., о применении с 1 января 2022 года налога на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно пункту 2 статьи 2 и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 305-ФЗ) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость будет применяться в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:
— сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
— удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;
— среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона N 305-ФЗ условие будет применяться с 1 января 2024 года).
Кроме того, положениями абзацев третьего — пятого пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 305-ФЗ установлено, что в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услугами общественного питания не признается реализация продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли, а также реализация продукции общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость, либо занимающимся розничной торговлей.
Согласно пункту 41 Государственного стандарта Российской Федерации «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», введенного в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст, услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Таким образом, организация, приобретающая у третьих лиц продукцию общественного питания и осуществляющая реализацию данной продукции физическим лицам через вышепоименованные объекты общественного питания, вправе с 1 января 2022 года применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания в случае соблюдения вышеуказанных условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 305-ФЗ.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
Коллеги, подскажите, кто то реально попробовал сменить режим с УСН на ОСНО в связи с этой поправкой?
Юлия, могу сказать, что мы очень серьезно просчитывали этот шаг.
По размеру налоговой нагрузки работа при льготе НДС не сильно тяжелее УСН.
И все же в этом году решили остаться на УСН.
Что остановило:
1. Необходимость брать сильных бухгалтеров, которые умеют работать на ОСН.
2. Изменение учетной политики. Возможная настройка раздельного учета по определенным операциям.
3. Увеличение документооборота и отчетности, необходимость ежеквартального подтверждения льготы при проверках деклараций.
4. И, конечно, возможные изменения со стороны государства правил игры на налоговом поле.
Консультировалась с коллегами, сопровождающими разные регионы. Малые предприятия в основном остались на УСН.
Партнеры, у которых крупный бизнес, действительно перешли на ОСН. Посчитали это более надежным, чем работать с возможными обвинениями в незаконном дроблении бизнеса.