Куда полетят грузовые беспилотники
Согласно сообщению ТАСС от 3 ноября, Минэкономразвития разработало проект постановления правительства, предполагающий установление на территории Чукотского автономного округа, Камчатского края, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа трехлетнего экспериментального правового режима (ЭПР) по аэродоставке Почтой России посылок при помощи беспилотников. Соответствующий документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Автор: Гуськов Сергей Александрович
«В рамках экспериментального правового режима планируется обеспечить условия для выполнения функциональных сервисов, выполняемых с применением БВС [беспилотное воздушное судно] с максимальной взлетной массой более 30 кг, по следующим наиболее востребованным и активно развивающимся направлениям: доставка почты и/или грузов; аэрофотосъемочные работы», — говорится в документе.
В Минэкономразвития рассчитывают, что создание нового вида транспортного сервиса позволит ускорить доставку в удаленные и труднодоступные территории на экспериментальной маршрутной сети, а также сделает такую доставку коммерчески привлекательной.
Это уже вторая хорошая новость для российского рынка беспилотников, ранее сообщалось о том, что согласно поручениям премьер-министра РФ Михаила Мишустина от 21 июля 2021 года на развитие беспилотной аэродоставки грузов Правительство выделит в общей сложности 3,7 млрд рублей. Источниками финансирования станут Фонд национального благосостояния (3,4 млрд руб) и дополнительные ассигнования из федерального бюджета (300 млн рублей).
Таким образом, снимаются две главные проблемы для развития авиационных беспилотников в России: отсутствие правовой базы и нехватка целевого финансирования.
Самое время разобраться подробнее в том, какие бывают беспилотные воздушные суда и что их развитие сулит экономике России и мира.
К категории «беспилотное воздушное судно» относятся, как пассажирские, так и грузовые воздушные дроны. Пассажирские последнее время развивались особенно бурно, привлекая значительное внимание общественности – так 25 октября 2021 года показательный полет прототипа 5-го поколения летающего такси компании Лилиум (https://lilium.com/), который ставил своей задачей демонстрацию возможностей аппарата. Тем не менее, несмотря на значительные успехи пассажирских дронов их коммерческое внедрение, по мнению экспертов отрасли, находится в более далеком будущем, чем грузовых, о которых и пойдет речь в данной статье.
Разработкой грузовых дронов крупнейшие операторы он-лан торговли и ИТ-гиганты занялись более 10 лет назад и теперь это проверенная технология: такие дроны могут доставлять товары прямо во двор к покупателю, а жизненно важные лекарства в труднодоступные места.
Наиболее вероятно, что именно, доставка посылок, будет определять будущее развитие сценариев использования грузовых дронов.
Рынок гражданских БВС
Большинство людей до сих пор в значительной степени не осведомлены о применении БВС гражданского назначения. Но это скоро изменится. В недалеком будущем гражданские БВС станут таким же обычным явлением, как грузовые автофургоны и такси, а игроки из разных отраслей будут сражаться за воздушное пространство.
Рынок гражданских БВС можно разделить на три категории:
1. проверка и обслуживание инфраструктуры (Энергетика, Горнодобывающая промышленность, Телекоммуникации);
2. наблюдение и воздействие на окружающую среду (Сельское хозяйство, Пожарная охрана);
3. Транспорт и развлечение (Перевозка людей, грузов, развлекательные цели).
Каждая категория может радикально изменить или упростить традиционный способ выполнения задач и взаимодействия с трехмерными пространствами. Действительно, многие приложения, особенно в областях инспекции и технического обслуживания, уже хорошо разработаны, создавая подотрасли для поставщиков оборудования, программного обеспечения и услуг.
В результате рынок гражданских БВС переживает бум. На текущий год его объем оценивается экспертами в 5,5 млрд долларов США, и, по прогнозам, будет расти примерно на 11% в год в течение следующих пяти-шести лет, в основном за счет сектора инфраструктуры. Это предполагает оценку примерно в 10 млрд долларов к 2025 году.
Логистика идет на взлет
Сегодня именно логистическая отрасль, а не сектор городской воздушной мобильности, лидирует в уже действующих вариантах использования БВС. Это во многом стало возможным благодаря растущему числу властей различных государств, которые выдали разрешения, позволяющие компаниям испытывать коммерческие грузовые дроны, первопроходцами в этом отношении стали Австралия, Сингапур, Исландия и Швейцария, а теперь к их числу присоединяется и Россия.
Обычно эти законодательные нормы состоят в том, что компаниям разрешается предоставлять платные услуги БВС в определенное время, а затем опрашивать клиентов, чтобы улучшить свое предложение – по этому же пути пошли и российские законодатели, поддержав инициативу Почты России и Ростеха.
В настоящее время существует четыре различных сценария использования грузовых дронов в разных стадиях реализации:
1. автоматизация внутренней логистики предприятий;
2. доставка посылок (первая / последняя миля), обслуживающая плотные городские районы;
3. доставка медицинских товаров, как правило, в труднодоступные места;
4. осуществление грузовых авиаперевозок, как правило, в сельской местности.
Каждый из них направлен на автоматизацию транспортировки товаров, предлагая более быстрые, гибкие, менее дорогие и экологически безопасные услуги, чем традиционные способы доставки.
Но важный вопрос для игроков отрасли заключается в том, кто первым будет доминировать в воздушном пространстве и задавать темп и нормативную базу для остальных. Чтобы ответить на него, нам сначала нужно более подробно рассмотреть каждый вариант использования БВС и некоторые примеры.
Основные сценарии использования грузовых дронов
Автоматизация внутренней логистики предприятий
Производственные процессы часто зависят от своевременной доставки материалов. Чтобы обеспечить доступность нужного материала в нужное время, можно использовать внутренние БВС для доставки отдельных изделий непосредственно на производственную линию.
Например, автопроизводитель Audi в настоящее время проводит эксперимент по применению дронов на своем главном заводе в Ингольштадте. С помощью датчиков он самостоятельно транспортирует автомобильные детали весом до 2,0 кг непосредственно на необходимый этап производственного процесса. Дрон может двигаться со скоростью до 8 км / ч.
Доставка посылки (первая / последняя миля)
Для логистических компаний первая и последняя миля представляют собой наиболее дорогостоящую и наименее эффективную часть доставки, требующую значительных человеческих ресурсов, количества транспортных средств и времени. Поэтому они считаются наиболее подходящими для автоматизации.
Компания Винг (https://wing.com/), специализирующаяся на грузовых дронах, входящая в состав Гугл (https://about.google/intl/), совершила прорыв в этом отношении в апреле 2019 года. Она получила первый в истории сертификат авиаперевозчика Федерального авиационного управления США (FAA), лицензирующий неограниченные коммерческие поставки с использованием грузовых дронов. Лицензия не накладывала ограничений на полеты над скоплениями людей или городскими районами – и это впервые в истории беспилотного транспорта.
Это решение дало Гугл решающее преимущество перед своими конкурентами в США. На сегодняшний день только один конкурент подошел вплотную: в октябре 2019 года курьерская служба ЮПС (https://www.ups.com/) и компания по производству дронов Матернет (https://mttr.net/) объявили, что они получили разрешение Федерального авиационного управления США на доставку медицинских товаров в больницы с помощью беспилотных летательных аппаратов. Сервис стал первым среди операторов дронов кому была выдана лицензия на подобную эксплуатацию на всей территории США.
Между тем, в марте 2018 года китайский логистический гигант СФ Экспресс (https://www.sf-international.com/) стал первой компанией, получившей коммерческую лицензию на доставку посылок последней мили от Управления гражданской авиации Китая (CAAC). А их конкурент на внутреннем рынке КНР — ДжейДи (https://global.jd.com/) вскоре получил аналогичную лицензию, и теперь имеет возможность осуществлять поставки на расстояние более 250 км между островами в Индонезии.
Поставка медицинских товаров
Для многих пациентов быстрая и надежная транспортировка медицинских товаров имеет жизненно важное значение. Грузовые БВС могут сыграть здесь важную роль, особенно в сельской местности, где расстояния велики, а дорожная сеть менее плотная. В конце 2018 года компания ДХЛ (https://dhl.com/) запустила пилотный проект «Parcelcopter 4.0» в Танзании с использованием дрона Wingcopter. Он может летать со скоростью до 130 км/ч и имеет максимальное время полета 40 минут, что позволяет ему доставлять до 4 кг медицинских материалов на расстояние до 65 км.
Аналогичным образом, стартап Зиплайн (https://flyzipline.com/) из Кремниевой долины с 2014 года предоставляет услуги беспилотных летательных аппаратов в 25 больницах и клиниках Руанды. За это время он доставил по запросу более 16 000 посылок, в основном образцов и продуктов крови. Медицинские товары можно заказать по мобильному телефону, а дроны можно запустить всего за 10 минут, что представляет собой спасительную альтернативу медленным и трудным поездкам по суше в этой красивой африканской стране. В настоящее время служба работает также и в Гане. Аналогичная пилотная программа запланирована и в родной для этого стартапа стране США, в штате Северная Каролина, она будет проводится под патронажем проводимая Федерального авиационного управления (FAA).
БВС большой грузоподьемности
Дальность действия и грузоподъёмность грузовых дронов продолжает расти. Вместо того, чтобы собирать грузы в партии и отправлять грузовиками, грузовые дроны позволят значительно повысить гибкость и оперативность перевозок. Несмотря на огромные инвестиции, необходимые для создания БВС большой грузоподъёмности, уже есть примеры успешных проектов, как от «больших» авиастроителей, так и от новичков.
Например, американский стартап Эльрой Эйр (https://elroyair.com/) может перевозить грузы до 225 кг на расстояние до 500 км в полностью автономном режиме и планирует начать коммерческие перевозки в течение года.
Проблемы и перспективы
Уже сейчас крупнейшим службами доставки, а теперь и Почтой России при участии Ростеха, внедряются отдельные проекты по перевозке посылок с помощью дронов. Между тем, чтобы доставка грузов с помощью БВС стала реальностью предстоит решить целый ряд технических и регуляторных проблем.
Ключевой технической проблемой остается соотношение емкости и веса батарей – это существенно ограничивает грузоподьемность полностью электрических систем, а использование гибридов с традиционными двигателями может быть допустимо только в слабозаселённых территориях.
Что касается необходимых условий, то первоочередной задачей является комплексный регламент эксплуатации грузовых дронов. Например, будут ли существовать правила и инструкции по управлению дронами в обозначенном воздушном пространстве? Какие технические стандарты потребуются для связи между операторами дронов — и как будет стандартизована связь?
Кроме того, необходимо будет регулировать взаимодействие дронов с окружающей средой. Необходимо определить, где им будет разрешено приземляться и взлетать, и будут ли введены ограничения на часы работы, чтобы минимизировать шумовое загрязнение?
Вторым ключевым условием является определение того, как будет организована инфраструктура комплексной системы, такая как посадочные площадки для дронов и зарядные станции.
Несмотря на имеющиеся сложности, очевидно, что грузовые дроны – это перспективный путь развития транспортной отрасли, который сможет совершить такую же революцию в транспорте, как введение контейнерных перевозок в 1950 годах.
Отрадно отметить, что Правительство России не отстает от мировых тенденций и своевременно подвозит нормативную базу для развития данной отрасли в стране. Хочется надеется, что принять участие в развитии данных технологий будут допущены не только государственные производители авиационный техники, но и частные предприятия, которые, как показывает мировой опыт могут выдавать вполне конкурентоспособные решения в области БВС.
Сейчас в данной сфере среди частных компаний царит подъем сравнимый с авиационным энтузиазмом 1930-х годов, который подарил нашей стране целую плеяду замечательных конструкторов, которые надолго определили передовые позиции СССР в авиастроении, и хочется, чтобы этот подъем стал объединяющим началом во взаимодействии государственных корпораций и частных разработчиков. Уверен, что, если удастся построить такое взаимодействие, в России появятся разработки мирового уровня, которые будут востребованы и на внешних рынках.
Ссылка на оригинал статьи: https://www.if24.ru/kuda-poletyat-gruzovye-bespilotniki/