Как блокировка Google News мешает продвижению мобильных приложений в Google Play и какие инструменты есть для ее обхода
Подробный гайд от команды SoftwareLead.pro с примерами полезных сервисов.
Привет, я Дима Беговатов, веду телеграм-канал, YouTube и блог на vc.ru с обзорами перспективных российских стартапов, а также периодически мне на глаза попадаются другие важные стартап-темы.
В конце ноября – начале декабря вновь проявились ограничения доступа к Google Play. То выясняется, что обычные пользователи не могут загрузить некоторые приложения (вечная загрузка), то интерфейс маркетплейса при попытке проверить его через браузер не открывается.
При этом маркетологам и разработчикам мобильных приложений нужно проверять, как же выглядит магазин именно с российских адресов (и для российских пользователей).
В этой статье Наталья Соловьева, управляющий партнер SoftwareLead.pro и подписчица моего блога на vc. ru, поделится с вами рецептами, которыми они с командой пользуются в ежедневной работе с приложениями в Google Play на примере нескольких инструментов и приложений.
Согласно данным из единого реестра заблокированных сайтов, который ведет Роскомнадзор, доступ к сайту play.google.com не ограничивается. Поэтому причины, по которым сервис бывает недоступен, неизвестны – есть лишь гипотеза от конца марта, что заблокированный РКН Google News и «нетронутый» РКН Google Play используют пересекающийся набор IP-адресов. В то же время нам в SoftwareLead.pro, как и многим маркетологам мобильных приложений, приходится постоянно подсматривать» за Google Play в браузере с мобильных устройств, чтобы лучше понять механику и результативность продвижения конкурентов.
Спойлер: все сервисы, о которых мы говорим в статье, «ходят» в Рунет извне, но притворяются российскими пользователями, «видят» российский Google Play с «нулевого» аккаунта пользователя и потому не испытывают проблем с блокировками контента.
Как продуктовые маркетологи, мы преимущественно заняты аналитикой маркетинговой упаковки приложений и игр в Google Play. Мы ведь хотим с помощью такого анализа повлиять на позиции и конверсию в загрузку продвигаемых аппок? Поэтому и детально исследуем всё.
В Google Play мы пытаемся подсмотреть, как именно заполнены метаданные конкурирующих аппок, и оценить, эффективно ли это. По сути, нас интересуют успешные графические и текстовые составляющие плюс видеоролики (если они есть), какие A/B-тесты проводят издатели аппок, в какие подборки и топы может попасть нужный нам продукт. Мы также по косвенным данным стараемся определить, в какую категорию лучше издать новое приложение или игру (либо в какую категорию переносить уже существующие аппки) .
Наши техники продвижения вкратце называются так:
1. ASO (AppStore Optimization – оптимизация под магазин приложений)
Эта техника — сродни SEO, и в Google Play она работает по сходным принципам с продвижением сайтов. Популярность поисковых запросов внутри Google Play, правда, сложнее анализировать. Мы меняем метаданные (в основном заголовки, короткие описания и отдельные места в тексте описания) , периодически запускаем A/B тесты, помогаем с некоторыми настройками в консоли разработчика и так продвигаем приложения в поиске.
2. CRO (Conversion Rate Optimization, повышение коэффициентов конверсии)
Применяется обычно для повышения конверсии из рекламы в установку приложения — например, в загрузку из просмотра странички приложения в Google Play. На эту конверсию, кроме призыва в самой рекламе, влияют сочетание иконки, заголовка, первых скриншотов, начала описания (или которого описания, если заполнено) .
3. SRO (Social Ratings Optimization, работа с отзывами и оценками)
Отзывы бывают двух категорий: featured («подсвеченные» на странице приложения) и остальные. Тут чаще всего идет работа уже внутри продукта по привлечению довольных пользователей через окно с просьбой оценки (“попрошайку”), а также силами службы поддержки через email, соцсети и оперативные ответы на жалобы пользователей в отзывах Google Play. Часто бывает, что оценки накручены, а вот отзывы детально описывают проблемы аппок наших конкурентов, и это даёт нам направление отработки наших проблем с продуктом.
Что же мы используем?
1. AppstoreSpy. com – для быстрого конкурентного анализа. Сервис от русскоязычной команды с Кипра. AppstoreSpy дает быстрое представление о том, как выглядят:
- удачные креативы для копирования (задача дизайнера-рескинера в рамках CRO) ;
- поисковые запросы конкурентов в тренде (задача маркетолога-аналитика в рамках настройки ASO) ;
- подборки конкурентов для отслеживания изменений показателей (задача скорее маркетолога продукта, часто анализируем их вместе с ним) ;
- места приложения в категориях и подборках,
- Similar apps – похожие приложения для анализа их позиций и графики; заработок приложений по странам;
- графика загрузок по дням, чтобы замерить на глаз эффективность ASO после обновления самого приложения (обычно она падает на несколько дней после релиза в Google Play «обновы») и метаданных (обычно она повышается только через несколько дней после обновления «меты»).
Сервис доступен тут: https://appstorespy. com/r/db
Примеры того, как выглядит в Appstore Spy поисковые запросы конкурентов в тренде, заработок приложений по странам, коллекции приложений, график загрузок по дням и распределение загрузок по странам.
2. Appfollow. io – сервис от русскоязычной команды, но со штаб-квартирой в Финляндии. Этот сервис мы используем ежедневно для решения задачи углубленного анализа. Есть недостатки в том, что сервис очень популярен среди русскоязычной аудитории, и данные по ряду запросов могут обрабатываться довольно долго – не всегда понятно, когда будут готовы показания в самом интерфейсе. Но поддержка всегда на высоте!
Однако в Appfollow мы получаем быстро представление про:
Прямые руки ли у маркетолога? Т. е. Можем быстро оценить качество настройки ASO:
- использование доступного места под заголовки и краткое описание,
- коэффициент “видимости” в поиске,
- по какому числу запросов аппка проиндексировалась, и т. п.;
Например, на скриншоте ниже можно увидеть движение по ключам, обозначенным как favorite keywords, также top gainers, по которым произошло максимальное движение вверх по позициям, и losers, по которым, наоборот, максимальное снижение. Диаграмма Organic keyword trend помогает оценить картину движения по ключам в целом за выбранный период.
Косячит ли поддержка? Видим рейтинги и отзывы на продвигаемые приложения и на его конкурентов по каждой стране:
- число отзывов без ответа (поддержка косячит?) ;
- средний балл оценки;
- средний балл “зафичеренных” отзывов (они видны по умолчанию и на них ориентируется большинство пользователей) .
Эти данные представлены в нижней части скриншота. Дэшборд представляет оперативную информацию за выбранный период. Можно быстро вычленить проблемы и начать их решать.
Успешность индексации приложения:
- В каких странах и категориях оно вошло в топ500 (ASO, в примере – приложения для родителей “Под присмотром” из Якутска, где разработчики тоже испытывают сложности со входом в консоль даже через VPN) ;Можно посмотреть график изменения позиций в категории по дням.
3. Регулярное применение VPN
Если же все-таки нужно «достучаться» до веб-версии Google Play в России – есть ответ: используемый VPN должен «уметь» ходить на Госуслуги. Тогда достаточно будет включить его или скачать на Android смартфоне или планшете. Из таких продуктов мы рекомендуем AdGuard VPN – еще один русскоязычный разработчик из ЕС (команда тоже находится на Кипре). Кстати, мы также помогаем AdGuard VPN с ASO по их основным странам продаж.
Вот такой пул инструментов мы используем практически всегда в ежедневной работе с мобильными приложениями. И это позволяет хоть как-то снизить нагрузку от все чаще возникающих трудностей с доступом к Google Play.
Спасибо, что дочитали до конца этот гостевой пост в блоге Дмитрия Беговатова про стартапы. Есть интересная тема, которую вы хотели бы раскрыть перед читателями vc.ru? Напишите мне в личку @begovatovd и возможно мы выпустим совместный материал.
P.S. Подписывайтесь на мой vc-блог и ставьте колокольчик, если вам интересны подобные материалы.