Как найти деньги на стартап
Привет! Я Сергей Будник, CEO первого онлайн-гипермаркета стоковых товаров Least.Sale. С учетом текущих реалий, вопрос привлечения инвестиций стал сложнее: люди более осторожно инвестируют, а на рынке присутствует в разы меньше денег, чем раньше. Однако, предпринимателям важно помнить, что сложность привлечения инвестиций заключается не в самих деньгах, а в том, на что они нужны.
На самом начальном этапе протестировать спрос можно практически бесплатно, запустив совсем “голый” продукт или услугу. Если, собрав аналитику, вы поняли, что гипотеза рабочая, и у вас получилось сделать первые продажи, можно заняться поиском инвестиций в проект.
Существует четыре основных канала для поиска инвестиций:
- Фонды и бизнес-ангелы (общение с профессиональными инвесторами происходит в рамках стартап-мероприятий, на которых можно познакомиться с нужными людьми и защитить свой проект);
- Частные инвесторы (знакомые бизнесмены, топ-менеджеры, у которых есть свободные средства);
- Друзья, родственники;
- Кредит.
Для инвестиций в проект я крайне не рекомендую брать кредит. На каждом этапе нового проекта вы будете сталкиваться с множеством неизвестных процессов, а значит, будет вероятность в чем-то ошибиться. Неважно, насколько крутая ваша идея, сама по себе идея ничего не стоит. Если опыта немного или он есть, но в другой сфере, то высок риск, что кредит придется выплачивать очень долго.
Взяв деньги у знакомых, осознавайте, что если ваши планы не реализуются, придется выбирать между выплатами другу и операционными платежами в бизнесе. С одной стороны, важно сохранить репутацию и закрыть обязательства перед другом, с другой – не ухудшить процессы, чтобы бизнес продолжал показывать какие-то результаты. Продумайте заранее, где и как вы будете перекредитовываться в случае провала.
Наиболее оптимальным вариантом в качестве привлечения денег в проект я считаю смарт-инвестиции. Профессиональный инвестор мыслит в других категориях: вкладывая средства в 10 стартапов, он верит, что один вырастет. Такая у них экономика. Немаловажно, что профессиональные инвесторы помимо денег могут помочь также связями, советами и другими ресурсами. Кроме того, инвестор не дает деньги “по дружбе” и способен экспертно оценить ваш проект, а значит у вашего продукта гипотетически больше перспектив. Поэтому я советую с самого начала идти в рынок: искать бизнес-ангелов и фонды. Если не получается – к друзьям и знакомым. И если вам нигде не дали денег – подумать, что было сделано не так и пойти по второму кругу.
Как приходят идеи для создания бизнеса
- Случайности не случайны. Практически все бизнес-проекты приходили в мою жизнь сами по себе, благодаря тем или иным профессиональным связям или случайным коммуникациям. Least.Sale начался после моей встречи с основателем “Кухни Мария” Ефимом Кац, который искал партнера для своего проекта. Всё произошло абсолютно случайно с подачи наших общих знакомых и совпало идеально: идея бизнеса показалась мне перспективной, поэтому все сложилось само собой.
- Без запроса извне. Есть принципиально другой подход, когда для создания бизнес-идеи люди собираются вместе и думают, чем заняться: они анализируют рынок, исследуют пустые ниши, разрабатывают идеи на основе этих данных. Это также успешный формат, однако, он требует большого опыта и сильной экспертизы.
Чем меньше – тем лучше: сколько денег нужно для запуска
В случае, когда бизнес находится на совсем начальном этапе и существует много неизвестных, необходимо сделать полный MVP продукта и идти минимальными шагами, привлекая минимальные инвестиции. Например, когда мы запускали Least.Sale, для старта нам нужна была зарплата одного разработчика.
Поиск инвестиций
- Используйте все возможности. Для того, чтобы найти инвестора, который доверит вам свои деньги, нужно сделать много итераций. В самом поиске нет ничего сложного, главное – использовать все каналы по максимуму. Например, когда-то мне нужна была консультация по идее для нового проекта. В то время был инвестор, который раз в неделю встречался с предпринимателями в антикафе, где у каждого было 15 минут на то, чтобы презентовать продукт или получить совет. На такую встречу можно было записаться, просто написав инвестору в Facebook. Не бойтесь использовать весь потенциал для привлечения экспертного мнения.
- Закладывайте время. Для второго раунда в один из моих предыдущих проектов мы привлекали инвестиции порядка четырех-пяти месяцев, это немного. Привлечение крупных инвестиций может занять более полугода. Иными словами, время на поиск инвестиций напрямую коррелирует с количеством денег, которые вам нужны: чем меньше сумма, в которую вы можете уложиться на старте, тем быстрее вы сможете ее привлечь.
Как общаться с инвестором, чтобы получить деньги
Как правило, на первых стадиях проекта люди инвестируют не в продукт, а в команду основателей. При правильном объяснении, зачем нужны деньги и при верном их подсчете, инвесторы готовы дать средства на перспективный проект, который теоретически возможно вырастить на крупном или растущем рынке.
- Объясните, зачем вам нужны деньги: на что именно вы будете их тратить и почему, посчитайте объём вашего рынка и объясните, почему и какую долю вы сможете на нем занять и через какое время;
- Покажите четкий роадмэп: расскажите инвестору, что он и вы получите в результате успешной реализации проекта, изложите ваш план действий для достижения этого результата;
- Расскажите о том, что вы уже сделали: сколько было продаж, какое количество клиентов уже сейчас заинтересованы в продукте и хотят его купить. Если у вас нет успешных кейсов в бизнесе, то привлечь деньги на идею будет очень сложно. Поэтому покажите, какая работа уже была проделана, и на что вам нужны деньги, которые приведут к определенным прогнозируемым результатам;
- Анализируйте свои действия: на каждом этапе задавайте себе вопрос о том, как построить тот или иной процесс без денег или с минимальным их количеством. Так вы убережете себя от рисков, покажете инвестору рациональность его инвестиций и сократите время на поиск.
Чем меньше продуман продукт > чем меньше понятен рынок > чем сложнее объяснить инвестору ценность проекта > тем сложнее привлечь инвестиции.
Если после всех итераций у вас ничего не вышло
Существует огромное количество людей, которые годами ходят на стартап-мероприятия, безрезультатно пытаясь привлечь инвесторов на один и тот же продукт. Очевидно, проблема заключается не в том, что инвесторы не видят гениальности проекта.
Не тратьте свое и чужое время. Сядьте и подумайте, почему не получается привлечь деньги, если вы сходили ко всем: и к знакомым, и к частным инвесторам, и к фондам.
- Проблема в коммуникации (возможно, вы не смогли хорошо презентовать свой проект и вам не поверили. Научитесь объяснять, чем вы занимаетесь одним коротким предложением, которое будет понятно каждому. Попробуйте поработать над навыками продаж и стилем общения);
- Проблема в отсутствии сильной команды (возможно, в вашей команде нет соответствующих компетенций, поэтому инвестор не понимает, откуда берется экспертиза и как все будет происходить на деле);
- Проблема в самом продукте (проект может быть не интересен инвестору, иметь слишком узкий и сложный сегмент или вовсе быть никому не нужным);
- Проблема в выборе инвестора (возможно вы обратились к человеку, которому не интересен данный рынок, и вам стоит найти других инвесторов).