Столкновение с неизвестным: рождение абстрактного экспрессионизма

Термин звучит сложно, но суть проста – эмоции на холсте.

Марк Ротко, Без названия (фрески для Сигрем-билдинг), 1958
Марк Ротко, Без названия (фрески для Сигрем-билдинг), 1958

Чтобы понять, что такое абстрактный экспрессионизм, перенесемся в бурлящий энергией Нью-Йорк середины-конца 1940-х годов. В это время город становится колыбелью первого американского художественного направления, сумевшего завоевать международное признание. Абстрактный экспрессионизм сместил центр западного искусства из Парижа, дав Нью-Йорку титул новой столицы современного искусства.

Термин «абстрактный экспрессионизм» впервые появился в Германии в 1919 году в журнале Der Sturm для описания немецкого экспрессионистского кино. Позже, в 1929 году, американский искусствовед Альфред Барр использовал его для характеристики картин Василия Кандинского. В 1946 году художественный критик Роберт Коутс применил этот термин для описания нового направления в американском искусстве.

Картины абстрактных экспрессионистов предлагают иной подход к восприятию искусства. Вместо изображения конкретных объектов, персонажей или пейзажей они передают чистые эмоции, чувства и идеи. При взгляде на такое произведение стоит задаться вопросом: «Что я ощущаю?» вместо «Что здесь изображено?»

Джексон Поллок, «Осенний ритм» - Номер 30, 1950.
Джексон Поллок, «Осенний ритм» - Номер 30, 1950.

Джексон Поллок, один из ярких представителей направления, намеренно перестал давать названия своим работам. Он нумеровал их, чтобы избежать традиционной интерпретации и позволить зрителю сосредоточиться на собственных эмоциях и впечатлениях. Такой подход побуждал использовать новый набор инструментов для восприятия искусства, основанный на экспрессии и личном опыте.

Стиль абстрактного экспрессионизма сложно определить через традиционные художественные признаки. Художники не стремились к передаче реальных образов, а выражали внутренние состояния и идеи. Их методы были разнообразны: от спонтанной техники «дриппинга» Поллока, где краска капала и разбрызгивалась по холсту, до внушительных цветовых полей Марка Ротко с его смелыми, геометрическими формами.

Объединяющим элементом этих различных подходов является акцент на абстракции и выражении, а не на точном воспроизведении реальности. Работы излучают спонтанность, живость и энергию, хотя часто за ними стоит тщательная подготовка и обдуманность.

Название движения отражает наследие двух европейских школ искусства: от немецкого экспрессионизма оно унаследовало эмоциональную глубину, а от абстрактных направлений, таких как Баухаус, футуризм и кубизм, — отказ от дискретных форм.

Виллем де Кунинг, Раскопки, 1950.
Виллем де Кунинг, Раскопки, 1950.

Абстрактный экспрессионизм приобрел репутацию бунтарского и самобытного направления, объединив американских художников с самыми разными стилями и подходами. На практике этот термин применялся к создателям, чьи работы порой не были ни особенно абстрактными, ни явно экспрессионистскими. Например, полотна Джексона Поллока излучают живость и энергию, но его техника и эстетика разительно отличаются от произведений Виллема де Кунинга и Марка Ротко. Де Кунинг искал баланс между абстракцией и фигурой, а Ротко создавал огромные полотна с прямоугольниками насыщенных цветов, стремясь вызвать глубокие эмоциональные отклики. Несмотря на явные стилистические различия, всех их объединяет стремление выразить внутренние переживания через искусство, и поэтому они считаются ключевыми фигурами абстрактного экспрессионизма.

Вторая мировая война и ее последствия: история абстрактного экспрессионизма

В разгар Второй мировой войны многие европейские художники, критики и коллекционеры были вынуждены покинуть свои родные страны, спасаясь от ужасов конфликта. Те, кто не смог или не захотел эмигрировать, часто сталкивались с преследованиями и сложной обстановкой военного времени. Однако некоторые мастера, такие как Пабло Пикассо и Анри Матисс, остались во Франции и продолжали творить, несмотря на трудности этого периода.

После окончания войны Европа лежала в руинах, и перед ее жителями стояли масштабные задачи по восстановлению городов и цивилизации. В такой нестабильной обстановке Париж, ранее бывший мировым центром искусства, утратил свои позиции. Художники продолжали работать в направлениях сюрреализма, дадаизма и кубизма, но революционных сдвигов не происходило. В это же время в США, и особенно в Нью-Йорке, начала зарождаться новая художественная сцена. Молодые европейские и американские художники искали свежие способы самовыражения, что привело к появлению «лирической абстракции» в Европе — ответу на американский абстрактный экспрессионизм. В результате Нью-Йорк занял место Парижа как новая мировая столица искусства.

Ретроспективная выставка Марка Ротко в Мюнхене
Ретроспективная выставка Марка Ротко в Мюнхене

Становление абстрактного экспрессионизма во многом обязано влиянию таких художников, как Ганс Хофманн и Джон Грэм. Они были связующим звеном между европейскими авангардными течениями и новой американской школой. Принадлежа к «лирической абстракции», они вдохновили целое поколение художников, включая Аршила Горки, Джексона Поллока и Виллема де Кунинга. Аршил Горки особенно выделялся среди них; один из критиков отмечал, что он «осветил путь двум поколениям американских художников», объединив европейские традиции с новаторским духом Америки.

Художники-абстрактные экспрессионисты совершили свои собственные прорывы как в эстетике, так и в процессе художественного творчества. Великие мастера, такие как Виллем де Кунинг, Марк Ротко и Клиффорд Стилл, не только расширили границы традиционной живописи, но и открыли широкие двери для искусства, которое последовало за ними. Их инновационные подходы вдохновили многие последующие движения, включая концептуальное искусство и феминистское движение, которые черпают свое вдохновение в свободе, заложенной абстрактным экспрессионизмом.

Аршил Горки (слева) с Виллемом де Кунингом в студии Горького, Юнион-сквер, 36, ок. 1935 г.
Аршил Горки (слева) с Виллемом де Кунингом в студии Горького, Юнион-сквер, 36, ок. 1935 г.

Живопись действия

Живопись действия, или action painting, — художественный стиль, который широко распространился в 1940-х годах и оставался заметным до начала 1960-х. Этот поджанр тесно связан с абстрактным экспрессионизмом, и некоторые критики используют эти термины взаимозаменяемо. Живопись действия, часто сравнивают с французским движением ташизма, также известным как лирическая абстракция, за сходство в свободе выражения и спонтанности.

Впервые этот термин был использован критиком Гарольдом Розенбергом в 1952 году, отмечая значительные изменения в эстетических предпочтениях нью-йоркских художников и критиков. Розенберг заявил, что холст — это пространство для действий художника, где процесс создания становится столь же важным, как и конечное произведение. Художники-абстрактные экспрессионисты, такие как Джексон Поллок и Виллем де Кунинг, уже давно придерживались мнения, что живопись была методом противостояния и примирения с собственной творческой силой.

Джексон Поллок и Ли Краснер в студии
Джексон Поллок и Ли Краснер в студии

Цветовое поле

Хотя стиль Клиффорда Стилла, Адольфа Готлиба и Марка Ротко сильно отличается от динамичных работ художников действия, их также считают абстрактными экспрессионистами. Эти мастера принадлежали к течению «Цветовое поле» в абстрактном экспрессионизме, где многие художники стремились выразить эмоции через цвет и форму. Хотя многие проводят строгую грань между направлениями живописи действия и цветового поля внутри абстрактного экспрессионизма, они не были взаимоисключающими: например, Ханс Хофманн и Роберт Мазервелл обращались и к живописи действия, и к цветовому полю, показывая, что эти подходы являются вариациями одних и тех же основных принципов.

Джулс Олицки. Арнольфини, детка! 1964
Джулс Олицки. Арнольфини, детка! 1964

Понятие «Цветовое поле» первоначально использовалось для описания особого стиля абстрактного экспрессионизма, связанного с Ротко, Стиллом и Готлибом. Критик Клемент Гринберг рассматривал эту живопись как родственную, но отличную от живописи действия. Художники «Цветового поля» стремились очистить холст от лишних элементов, сводя живопись к ее сути — чистому цвету и форме.

Чаще всего эти художники избегали узнаваемых образов, погружая зрителя в пространство цвета и эмоций. Однако иногда они использовали символы и знаки или отсылали к искусству прошлого и настоящего, добавляя глубину своим работам. В целом, живопись «Цветового поля» провозглашала абстракцию самоцелью, стремясь к цельности и монолитности в каждой работе.

Эстетика «Цветового поля» отличается строгой и сдержанной красотой. В то время как энергия художников действия вызывала сильные психологические отклики через экспрессивные мазки, мастера «Цветового поля» фокусировались на больших плоскостях чистого цвета. Они избегали акцентирования на отдельных мазках, создавая визуально абстрактные произведения, погружающие зрителя в глубокое эмоциональное состояние. Некоторые художники, например, Фрэнк Стелла, экспериментировали с формой холста, сочетая прямые и изогнутые края, чтобы усилить воздействие своих работ. Несмотря на кажущуюся холодность, их произведения сохраняют глубокую экспрессию.

Главные художники абстрактного экспрессионизма

Джексон Поллок: танец краски

Поллок изменил саму концепцию художественного творчества, подчеркнув, что процесс создания произведения столь же важен, как и итоговый результат. Отказавшись от традиционного мольберта, Поллок раскладывал огромные полотна прямо на полу своей мастерской. Он перемещался вокруг них, нанося краску спонтанными движениями — брызгая, капая и разливая ее. Такой метод, названный «дриппингом», позволял ему полностью погрузиться в процесс и выражать подсознательные импульсы.

Этот освобождающий подход вдохновил многих современников и последующих художников. Они увидели, что искусство может выходить за рамки установленных правил и что сам акт творчества способен передавать глубинные эмоции и идеи. Поллок открыл новые горизонты, раздвинув границы возможного в искусстве. Его работы, наполненные динамикой и спонтанностью, придают зрителю ощущение непосредственного участия в творческом акте.

Джексон Поллок, Номер 1А, 1948 г.
Джексон Поллок, Номер 1А, 1948 г.

Поллок был человеком замкнутым и непостоянным, а его борьба с алкоголизмом добавляла драматизма его жизни. В 1945 году он женился на художнице Ли Краснер, которая оказала значительное влияние на его творчество и поддерживала его в трудные моменты. К сожалению, его жизнь оборвалась трагически в автокатастрофе в 1956 году. Несмотря на личные трудности, наследие Поллока в искусстве огромно. Его новаторский подход вдохновляет художников и по сей день, а его картины достигают астрономических цен на аукционах. Особенно знамениты его капельные картины конца 1940-х и начала 1950-х годов, которые стали визитной карточкой абстрактного экспрессионизма.

Марк Ротко: язык цвета

Марк Ротко, рожденный Маркусом Ротковицем, эмигрировал в США из России в 1913 году. Его семья переехала, опасаясь призыва сыновей в императорскую армию. Ротко стал ведущей фигурой направления «Живописи цветового поля» в абстрактном экспрессионизме; его огромные холсты с прямоугольниками насыщенных цветов создавали пространство для медитации и погружения.

Марк Ротко. № 9. 1948 год
Марк Ротко. № 9. 1948 год

Переехав из Орегона в Нью-Йорк, он начал с городских пейзажей, но после Второй мировой войны обратился к абстракции, стремясь выразить трагизм и сложность эпохи. Хотя Ротко часто ассоциируется с абстрактным экспрессионизмом, он не любил классифицировать свое творчество и стремился к уникальной художественной самобытности.

В конце 1950-х годов Ротко согласился создать серию фресок для ресторана, расположенного в здании Сигрем-билдинг, но позже, осознав, что его работы будут окружены роскошью и элитарностью, отказался от проекта. Он вернул аванс и подарил картины музеям, стремясь сделать свое искусство доступным для всех. Его жизнь была скромной, а финальные годы омрачены слабым здоровьем и личными проблемами, что привело к его трагической смерти в 1970 году.

Зал с панно Марка Ротко для Сигрем-билдинг в Тейт-Модерн
Зал с панно Марка Ротко для Сигрем-билдинг в Тейт-Модерн

Виллем де Кунинг: путешествие в мир неистовой абстракции

Виллем де Кунинг, покинувший Голландию в 1926 году в поисках новых горизонтов, стал одной из самых влиятельных фигур в американском искусстве XX века. Эмигрировав в США, он привнес свежий взгляд и энергию, которые помогли сформировать абстрактный экспрессионизм.

Путь де Кунинга к успеху был непростым. В молодости он работал маляром, плотником и коммерческим художником, чтобы свести концы с концами. Обучение в Академии изящных искусств и прикладных наук в Роттердаме дало ему прочные навыки, которые он привез в Америку. Первоначально вдохновляясь работами американских иллюстраторов для популярных целлюлозных журналов, де Кунинг постепенно осознал, что его истинное призвание лежит в пределах высокого искусства.

Виллем де Кунинг, Женщина I, 1950-1952.
Виллем де Кунинг, Женщина I, 1950-1952.

В 1946 году де Кунинг женился на талантливой художнице Элен Фрид, и вместе они стали важными лицами нью-йоркской арт-сцены. Как представитель направления живописи действия, де Кунинг наполнил свои работы интенсивными движениями и яркими красками, создавая полотна, полные жизни и динамики. После Второй мировой войны его стиль эволюционировал, становясь все более абстрактным, но, в отличие от Марка Ротко, де Кунинг предпочитал неистовство цвета и формы.

Его картины отличались уникальным подходом к цвету и геометрии. Отказываясь от традиционного изображения объектов, де Кунинг стремился выразить эмоции через хаотичные и мощные мазки: серия «Женщины» демонстрирует это стремление – фигуры на полотнах балансируют на грани между узнаваемым образом и абстракцией. Со временем его стиль продолжал меняться, и именно зрелые работы принесли ему наибольшую известность, отражая глубину его художественных поисков.

Виллем де Кунинг. Валентин, 1947
Виллем де Кунинг. Валентин, 1947

Наследие абстрактного экспрессионизма

Абстрактный экспрессионизм оказал глубокое влияние на мировое искусство, распространившись за пределы США и открыв новые пути художественного выражения. Канадский художник Жан-Поль Риопель с 1949 года способствовал популяризации этого стиля в Париже, объединяя европейские и американские художественные традиции. Важную роль сыграла и книга Мишеля Тапье «Другое искусство» (фр. «Un art autre», в английском переводе — «Art of Another Kind»), которая стала манифестом нового направления.

Тапье, будучи куратором и организатором выставок, активно продвигал работы Джексона Поллока и Ханса Хофмана в Европе, тем самым расширяя влияние абстрактного экспрессионизма. К 1960-м годам идеи движения были интегрированы в мировой художественный контекст, хотя сами методы и философия продолжали вдохновлять многих художников.

Слева направо - «Новости Готэма» Виллема де Кунинга (1955) и «Конвергенция» Джексона Поллока (1952)
Слева направо - «Новости Готэма» Виллема де Кунинга (1955) и «Конвергенция» Джексона Поллока (1952)

Абстрактный экспрессионизм подготовил почву для появления новых художественных направлений 1960-х и 1970-х годов, таких как ташизм, лирическая абстракция и минимализм. Одновременно возникли течения, реагирующие на абстрактный экспрессионизм и противопоставляющие ему свои принципы, например, живопись жестких контуров и сам поп-арт.

Некоторые художники, в том числе Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, стремились создать мост между поп-артом и абстрактным экспрессионизмом, объединяя элементы обоих стилей в своих работах. Другие продолжали развивать идеи абстрактного экспрессионизма, что привело к появлению таких направлений, как лирическая абстракция и неоэкспрессионизм.

Абстрактный экспрессионизм стал поворотным моментом в истории искусства XX века. Он объединил художников разных стилей и национальностей в стремлении выразить сложность человеческих эмоций и переживаний через абстрактные формы и творческий процесс.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Начать дискуссию