SAP ушел. Как дальше работать бизнесу

SAP ушел. Как дальше работать бизнесу

Российский ИТ-рынок в апреле этого года лишился крупного немецкого вендора SAP. Компания приостановила работу, сняла с поддержки локальные продукты и закрыла для пользователей облачный вариант работы.

Организации пока еще могут пользоваться продуктами SAP, которые были оплачены ранее, но уже не получится приобрести новые или продлить текущие лицензии. Речь идет не только о системах учета, но также управления ресурсами, цепочками поставок (SCM), производством (ERP Production Planning, MES, EAM, CAD) и т. д.

И если несколько лет назад компании могли самостоятельно решать, переходить или нет с зарубежного софта на российский, то текущие изменения диктуют бизнесу новые правила. Задача перехода с SAP становится в ряд обязательных: исключить любые риски и обеспечить непрерывность развития и устойчивость бизнеса.

На сегодняшний день представительство SAP СНГ является дочерней компанией фирмы 1С и помогает вендору с обеспечением глобальных переходов в корпоративном секторе. Сейчас SAP SE требуется представлять отчетность о пользователях на территории РФ и Республики Беларусь и обеспечить остановку поддержки и работы пользователей в течение 3-6 месяцев.

SAP: риски для бизнеса

Информация об уходе зарубежного вендора на рынке уже давно. При этом все еще остается часть компаний, которые держатся за возможность комфортно и продуктивно работать с SAP.

Да, если компания не планирует масштабироваться, подключать новые модули, то в принципе можно попробовать продолжить работу и в SAP. Но как показывает практика в любой компании со временем происходят изменения, которые транслируются в учетную/управленческую систему. Корректируется структура, возникают новые направления, трансформируются бизнес-процессы – при любых изменениях актуализируется и сама система. В данном случае требуются корректировки комплекса программного обеспечения, а зачастую и приобретение новых лицензий, с которыми как раз возникнут проблемы.

Помимо этого любая учетная система не сможет правильно работать без обновлений, которые касаются изменений в законодательстве. Тем более, если мы говорим про Россию, где изменения в законодательстве происходят на регулярной основе.

Актуальность 1С

Начнем с того, что на сегодняшний день система 1С (различные ее конфигурации) – давно уже не программа для бухучета, а полноценная система с широкими функциональными возможностями под потребности любой отрасли и любых масштабов предприятия.

Бытует мнение, что одним из основных достоинств SAP является удобное формирование управленческой отчетности, которая является для компаний одним из важнейших инструментов управления бизнесом. Но и в этом вопросе система 1С стала более продвинутой: увеличилось количество инструментов, модулей, специализированных решений для автоматизации управленческого учета.

Кстати, прогресс в развитии возможностей 1С оценен и самими пользователями. Статистика Tadviser показывает положительную динамику: в 2016 году на российском ERP-рынке доля SAP была 49%, а система 1С – 32,9%, то уже в 2021 году 1С заняла 45% рынка, а SAP – только 11%.

Соответственно, большинство экспертов считают, что замена SAP системой 1С может пройти не только без потерь, но и повысить качество управления бизнеса в целом.

Сравнение 1С:ERP И SAP

Рассматривая альтернативные решения, которые могут закрыть максимум потребностей компании и вместе с этим дадут дополнительные преимущества, то выбор будет очевиден – флагманская программа 1С:ERP Управление предприятием.

Разбираемся, почему компаниям целесообразно переходить с зарубежного софта именно на 1С:ERP. Пройдемся по основным преимуществам.

  • Локальная специфика

Решения 1С развивались одновременно с российским предпринимательством, поэтому система соответствует российской практике управления бизнесом и учитывает все особенности нашего законодательства.

  • Доступность и стоимость лицензий

Лицензии на зарубежный софт SAP стоят объективно дороже, чем 1С. При этом, если даже компания останется работать с данным ПО, то рискует остаться просто без нужных лицензий, которые не сможет приобрести.

  • Сроки внедрения системы

Интеграция 1С:ERP занимает в среднем от полугода до 2 лет. Но так как система обладает модульной архитектурой, то компания может внедрить сначала отдельные критически важные блоки и уложиться за 2-3 месяца.

  • Широкие возможности функционал

Система 1С:ERP постоянно развивается, покрывая функционал нескольких продуктов SAP. Например, в области планирования продаж, закупок, производства, прослеживаемости импортных товаров, управления резервами, обеспечения потребностей в запасах, учета по МСФО и т. д.

  • Гибкость настроек и бизнес-процессов

1С:ERP – гибкая платформа с открытым кодом, которую легко дорабатывать и адаптировать под индивидуальные потребности бизнеса по сравнению с SAP.

  • Доступность специалистов на рынке

Рынок квалифицированных специалистов по работе 1С:ERP намного шире по сравнению с SAP, поэтому для поддержки и сопровождения системы компаниям будет проще найти нужного специалиста или подобрать отдельную ИТ-команду. То же самое можно сказать и про самих пользователей: например, 90% бухгалтера лучше знают систему 1С.

  • Интеграция с другими системами учета и сервисами

Систему 1С:ERP можно легко интегрировать с разными внешними системами, которые не обязательны должны быть разработаны на 1С, что в итоге упростит процесс формирования единого ИТ-ландшафта компании.

Когда SAP — основа бизнеса

Не стоит забывать, что существует ряд компаний с головным офисом за рубежом и представительством в России. У большинства таких организаций ИТ-инфраструктура полностью разработана изначально под SAP. И в ситуации остановки вендором работы на территории России представительства международных компаний забирают SAP с собой. В данном случае у предприятий для продолжения работы в России выход только один — переходить на 1С:ERP и с нуля разрабатывать все бизнес-процессы в новой системе.

В нашей практике есть подобный пример, когда международную группу компаний Kone (мирового лидера в производстве лифтов и эскалаторов) нужно было перевести на 1С:ERP в максимально сжатые сроки (в течение 4 месяцев). Мы спланировали проект, исходя из настроек типового функционала, переноса необходимых данных, обучения пользователей и roadmap по поэтапному наращиванию функционала в течение эксплуатации системы.

Как формируется стоимость

Точного ответа нет. Стоимость проекта перехода с SAP на 1С:ERP зависит от ряда факторов, которые включают в себя размер компании, количество данных/блоков для переноса, специфику учетной политики, уникальность бизнес-процессов, настроенных в SAP и прочее-прочее. Чем больше индивидуальных доработок, соответственно, тем выше стоимость (в расчетах все максимально прозрачно).

В первую очередь компаниям, работающим с SAP важно понять, что текущие реалии импортозамещения – это не феномен и не модный тренд, а уже необходимость. И чем быстрее будет сделан переход на 1С:ERP, тем проще компании будет адаптироваться под новые бизнес-процессы.

К кому обратиться

Лучше всего к ИТ-компаниям с аналогичным опытом внедрения 1С:ERP в enterprise-сегменте, которые:

  • разбираются в специфике SAP и понимают всех тонкости самого процесса перехода на 1С;
  • обладают высокой экспертизой в разработке методологии перехода (так как SAP и 1С:ERP отличаются друг от друга, поэтому потребуется менять не только бизнес-процессы, но и саму учетную политику).

Блог компании RDV

11
Начать дискуссию