Эдвард Бернейс: Именно он придумал яичницу с беконом, разрешил женщинам курить и вдохновил Гитлера!
Реклама в наше время способна на удивительные вещи. Даже при условии, что большинство людей прекрасно осведолмены о том, как влияют на массовое сознание маркетинговые трюки. Что уж говорить о 20-ом веке, когда люди знать не знали обо всех этих понятиях и хитростях.
Но герой моей статьи превосходит все ваши самые смелые ожидания. Отец PR, основатель новой для той эпохи ветви рекламы, талант и просто славный парень…
Будем знакомы — Эдвард Бернейс
Рождённый в 1891 году, племянник небезызвестного Зигмунда Фрейда получил образование, связанное с сельским хозяйством, но Эдвард понял, что природный чернозём это конечно увлекательно, но далеко не так, как социальный чернозём — люди.
Первая работа Бернейса из области PR — организация рекламной кампании для турне русского балета в 1915 году. И уже тогда юный специалист демонстрировал нестандартное мышление и поиск креативных методов решения проблемы.
Но со временем его методы становились более изощрёными. Идеи более смелыми, а результаты более впечатляющими.
Роль Фрейда в карьере Бернейса
Несмотря на разницу в возрасте, Зигмунд и Эдвард часто беседовали на самые разные темы. Они обсуждали труды Фрейда, вели диалог на равных. Каждый приезд на родину не обходился без визита к Фрейду и многочасовых обсуждений всего на свете. Но это не всё.
Основываясь на работах Зигмунда Фрейда, Бернейс привносил нечто новое в индустрию PR. А именно манипуляции подсознательными чувствами и эмоциями людей. Бернейс увлекался психологией и прекрасно знал, что такое "люди". Это был совершенно новый подход, который показал удивительные результаты
Результат 1: Яичница с беконом
1920 год, кто-то там свыше захотел поднять продажи бекона и с этим вопросом пришёл к Бернейсу. Что сделал Эдвард? Опросив кучу врачей, он собрал некоторую информацию и немного "видоизменил" её, преподнеся это всё народу, мол "4500 врачей считают лёгкий завтрак вредным, а сытный — полезным!", а в это время, в тех же газетах, где было это медицинское откровение, как бы случайно публиковались статьи о том, что бекон и яйца, знаете ли, хороший завтрак! С того момента каноничный завтрак в виде яичницы и бекона стали неотъемлемой частью масскульта.
Результат 2: Крах табу женского курения
К началу 30-х годов курило подавляющее большинство мужчин, а для женщин курение считалось чем-то немыслимым.
Курение стало частью культуры, весь табачный рынок был забит компаниями, а вот рынок женского курение целиком и полностью пуст. Что пришло в голову президенту American Tobacco Company Джорджу Вашингтону? Ничего особенного, всего лишь целиком и полностью перевернуть представление всего населения Америки о сигаретах в руках девушек. Уже догадались, кто взялся за это?
«Женщины! Зажгите свой факел свободы! Боритесь с еще одним сексистским табу!»
Именно эта фраза стала лицом марша феминисток, которых заказал Бернейс. И это был лишь первый этап. Дальше следовало нечто интересное — обман!
Курение сигарет Lucky Strike преподносилось как полезное, ведь способствовало похудению и улучшению зубов(да-да, не смейтесь, тогда в это все поверили), так ещё и неотъемлемым атрибутом свободной женщины из высокого социального класса!
Конечно же, сознание людей в тот момент сменило курс, а предрассудки испарились. Женщины стали скупать сигареты Lucky Strike, а Бернейс вновь всех победил.
Результат 3: Тёмная сторона идей Бернейса
В 1928 году Эдвард Бернейс выпускает книгу «Пропаганда». Йозеф Геббельс, сподвижник и последователь Гитлера, будучи экспертом в области пропаганды, нашёл в вышеупомянутой книге отличные мысли, которые нередко(читать как "взял за основу") применял в распространении Гитлеровских идей. За это Эдвард себя ужасно винил.
Интересный факт: именно Бернейсу Гитлер предлагал занять место Геббельса, но еврейские корни помешали этому. Позже, уже Геббельс, интегрировал и адаптировал труды всё того же Эдварда Бернейса в том месте, которого удалось избежать отцу PR.