Какие ошибки при обучении мешают реальному развитию
Наверняка каждый, кто занимается своим саморазвитием, замечал, что далеко не все полученные знания из книг, курсов или просмотренных видео превращаются в реальные навыки. И это неудивительно. Мы постоянно находимся в большом потоке информации, поэтому сложно долго удержать в голове что-то новое.
Самый яркий пример — это, пожалуй, наши школьные знания по алгебре, геометрии, физике или химии. Уже через пару лет многие даже и не вспомнят, что такое интеграл или какое место тот или иной элемент занимает в таблице Менделеева (если мы не встречаемся с этими понятиями после окончания школы).
Знания, которые мы получаем во взрослом возрасте, не должны так быстро забываться. В отличие от школьных времен, мы стараемся изучать только действительно интересные для нас темы и решить благодаря этому какие-то конкретные задачи. Почему же это не всегда получается? Разбираемся, какие ошибки при обучении мешают реальному росту и развитию.
Ошибка 1. Посвящать обучению все свободное время
При обучении важно соблюдать баланс между нагрузкой и отдыхом, чтобы наш мозг успел переварить полезную информацию и разложить все по полочкам. Но в нашей жизни есть еще работа и личные дела, от которых тоже нужно отдыхать.
И обучение не должно этому мешать. Иначе можно загнать себя в режим постоянного цейтнота, когда вы ничего не успеваете и находитесь в бесконечном стрессе. Продолжительное нахождение в таком состоянии может привести к выгоранию и полной потере интереса и к работе, и к самообразованию.
Чтобы избежать этих проблем, составьте план обучения, который впишется в ваш текущий график: продумайте когда и что вы будете изучать, в каком формате будете это делать и сколько времени потратите. Четкая система позволит держать себя в определенных рамках и оставлять время на отдых и перезагрузку.
Ошибка 2. Использовать только один формат обучения
Если вы ограничиваетесь только чтением книг или просмотров обучающих видео в интернете, то рано или поздно эти занятия могут превратиться в рутину и надоесть. Чередование форматов помогает переключаться и формировать максимально полное представление о теме.
Вот где можно черпать информацию:
— Книги.
— Статьи.
— Вебинары и обучающие видео.
— Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
— Профессиональные сообщества.
— Конференции и форумы.
Комбинируйте эти форматы и делайте паузу, если чувствуете, что устали от какого-то из них. Обучение должно быть максимально интересным и комфортным для вас.
Например, можно обращаться к разным форматам по такому графику:
— Каждый день выделять время на чтение книг и статей.
— Три раза в неделю смотреть обучающие видео или вебинары.
— Раз в месяц посещать профессиональные мероприятия (конференции, форумы).
— Раз в три месяца учиться на краткосрочных курсах (продолжительностью от 1 до 5 дней).
— Раз в год проходить курсы повышения квалификации.
Таким образом вы встроите в свою жизнь концепцию lifelong learning и разовьете привычку постоянно учиться новому, получая информацию из разных источников.
Ошибка 3. Не отрабатывать изученное на практике
Главная ошибка, которая мешает превращать знания в устойчивые навыки, — это отсутствие практики. Теория очень важна, но без реального применения и неоднократного повторения все изученное быстро забудется и не принесет пользы.
Поэтому после прочтения каждой книги, просмотра видео или прохождения курса стоит сделать следующее:
— Зафиксировать ключевые моменты.
— Продумать возможности их применения на практике.
— Составить конкретный план: что именно, в какой сфере и в каком виде вы можете использовать.
— Реализовать план на практике.
— Проанализировать результаты и при необходимости скорректировать дальнейшие действия.
Например, вы изучили тему тайм-менеджмента и заинтересовались методом Pomodoro. Определите, в каких случаях будет удобно его применить. Возможно, вы давно планируете написать большую статью или книгу, но постоянно отвлекаетесь на что-то другое и не можете выделить на это время? Воспользуетесь этим методом, чтобы решить эту задачу. Если не помогло, пробуйте другие инструменты, о которых узнали во время изучения темы.
Кроме того, полезно завести «книгу идей» и фиксировать в ней интересные инструменты, кейсы или мысли, которые вы встречаете во время обучения. К этим записям можно будет возвращаться время от времени, когда вам понадобятся свежие идеи для решения рабочих или личных задач. Главное — не заносить их хаотично, а придумать удобный рубрикатор, который поможет вам найти нужную информацию даже через несколько месяцев после изучения темы.
Например, это может быть электронная таблица с тематическими вкладками и колонками с разбивкой по темам (маркетинг, продуктивность, менеджмент), форматам (идеи, презентации, экспертные статьи, кейсы, видео) или областям применения (дом, работа, бизнес, хобби). А можно просто собрать все самое важное в облачном хранилище и создать свою базу знаний, структурировав и разложив по папкам все полезные материалы, которые у вас есть.
Ошибка 4. Не разрешать себе совершать ошибки
Применение новых знаний чаще всего происходит методом проб и ошибок. И это может больно ударить по самооценке перфекционистов и тех, кто тяжело переност критику. Поэтому еще перед обучением важно настроить себя на внедрение реальных изменений: подумайте, что вы хотите изменить по итогам обучения, когда начнете внедрять изученное на практике и как будете анализировать возможные промахи. Примите тот факт, что совершение ошибок неизбежно.
Не переживайте о неудачах, а учитесь извлекать из них пользу:
— Зафиксируйте и позитивные, и негативные результаты.
— Определите причину неудачи.
— Подумайте, как избежать подобных проблем в будущем.
— Разработайте план дальнейших действий с учетом проведенного анализа.
— Реализуйте новый план на практике.
Например, метод Pomodoro не помог вам заметно продвинуться в написании статьи или книги. Почему это произошло? Возможно, вам сложно решить эту задачу в жестком тайминге с чередованием коротких периодов работы и отдыха (такой ритм подходит далеко не всем) — требуется больше времени или более глубокого погружения в тему. Тогда нужно подобрать другой инструмент, который в этом случае лучше вам подойдет.
Допустим, метод «Съесть слона» — разделить задачу по кусочкам (в этом случае на разделы или главы) и выполнять задачу постепенно, ежедневно приступая к определенному небольшому действию.
Будьте готовы к тому, что отработка ошибок может состоять из нескольких итераций, так как по ходу работы могут возникать новые проблемы. Но в результате это пойдет только на пользу — у вас появится устойчивый навык в нужной области и практика работы в различных проблемных ситуациях.