Отрицание, гнев, принятие: что делать с негативными отзывами о работодателе

Согласитесь, подавляющему большинству компаний не все равно, какая у них репутация. Но проконтролировать все невозможно, и в сети в любой момент может появиться негативный отзыв о работодателе. Диана Сухова, консультант Бренд-центра HeadHunter, уже четыре года занимается мониторингом бренда работодателя в интернете и знает, что негативных отзывов о компании всегда больше, чем позитивных. Она помогла разобраться, что делать с неприятными комментариями бывших сотрудников и как сократить число таких отзывов.

Отрицание, гнев, принятие: что делать с негативными отзывами о работодателе

Автор: Диана Сухова

Консультант Бренд-центра HeadHunter

К сожалению, от негативных отзывов не защищен ни один работодатель. Сотрудникам и соискателям редко приходит идея оставить отзыв с благодарностями и хорошими пожеланиями. Гораздо чаще комментарии оставляют после неприятного опыта, поэтому количество негативных отзывов не говорит напрямую о том, что у компании серьезные проблемы.

Однако оно точно влияет на мнение соискателей. Если верить зарубежным исследованиям,

94%
работников считают, что негативные комментарии о работодателе в интернете наносят ущерб HR-бренду

Выходит, просто закрыть глаза на это явление нельзя: все усилия и деньги, вложенные в развитие бренда работодателя, оказываются под угрозой неконтролируемых анонимных комментариев.

Отзывы о работодателе на форумах и антиджоб-ресурсах можно разделить на два типа. Первый — это эмоциональные высказывания без конкретики, просто поток негатива. В этом случае предпринимать что-то бессмысленно: здесь нельзя построить диалог, а суть проблемы обычно не в работе компании, а в конкретном человеке, который оставил отзыв. Второй тип — замечания и критика, которые основаны на фактах. Они часто требуют ответа и конкретных действий. О них мы и поговорим.

Что делать с конструктивными комментариями

1. Отвечайте

Главная проблема комментариев, особенно анонимных, — невозможность контролировать их появление. Поэтому если они уже появились, то единственная возможность взять ситуацию под свой контроль — это вступить в диалог.

Cхема ответа может быть следующей. Во-первых, необходимо от имени компании выразить сожаление о том, что человеку пришлось столкнуться с неприятной ситуацией. Во-вторых, пообещать разобраться с этим вопросом: задать уточняющие вопросы, показать, что вам не все равно. Если негатив был обоснованный, то необходимо извиниться и рассказать, что сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. Если разбор показал, что человек неправ, в крайне вежливой форме без злобы и грубости, осветить ситуацию со своей стороны. В-третьих, непременно пожелать удачи — в поиске работы или на новом месте. Если комментарий не был анонимным, добавьте в ответ благодарность этому человеку — за его работу, за тот вклад в компанию, который он сделал.

2. Привлекайте сотрудников как амбассадоров бренда работодателя

Если на сайте с отзывами появляется много негатива, можно попытаться перетянуть одеяло на себя — оставить положительные комментарии. Привлечение внешних подрядчиков для обработки всех отзывов или их удаление — не выход из ситуации. Это не уменьшит негатив, даже если он необоснованный, а наоборот увеличит его.

В этой ситуации будет целесообразно привлечь сотрудников своей компании как амбассадоров бренда работодателя. Очень важно понимать, что это не принудительная работа, ваши коллеги должны сами хотеть поделиться мнением о компании, обоснованно ответить на критику. Именно честность с вашей стороны как работодателя поможет даже негативные комментарии повернуть в свою пользу. Хорошо, если амбассадоры бренда ответят комментаторам, которые распространяют ложную информацию, и расскажут правду о текущем положении дел.

3. Благодарите за хорошие отзывы

Отвечайте на комментарии, если вам есть что сказать. Простая благодарность тоже будет полезной: будет понятно, что вы всегда готовы общаться по поводу адекватных замечаний, конструктивных отзывов. А вот негативные эмоциональные всплески обходите стороной — по понятным причинам.

Как предупредить появление негативных комментариев?

Если в компании есть возможность высказать обратную связь анонимно и безопасно, то многие болезненные вопросы могут быть решены до того, как они утекут в интернет. Работодатели создают отдельные разделы в интранетах, где можно оставить анонимный комментарий, отправить письмо конкретному руководителю, обсудить проблему. Важно, чтобы этот раздел был не только формальной отдушиной, но и вел к реальным действиям: ответ на негативные отзывы здесь еще важнее, чем во внешних источниках, ведь речь идет о текущих сотрудниках и их проблемах.

Еще один важный момент — увольнение сотрудника. То, как и по каким причинам оно происходит, повлияет на эмоции, с которыми человек покинет компанию. Мы писали о том, как избежать конфликтов при увольнении, проводить выходное интервью, — это поможет оставить негатив внутри и не выносить его наружу.

Однако все усилия бессмысленны, если вы боретесь не с реальными проблемами, а только с отзывами в интернете. Форумы и антиджоб-порталы — хороший источник информации, который помогает выявить сильные и слабые стороны компании-работодателя. Такой мониторинг — трудоемкая и затратная по времени процедура, но важная для компании: не важно, что мы говорим о себе, если соискатели считают иначе.

Регулярный мониторинг позволит «держать руку на пульсе», отслеживать соискательские настроения. Если же в компании нет своих ресурсов для регулярного мониторинга, то всегда можно обратиться к подрядчикам.

11
6 комментариев

Думаю было бы здорово если бы каждый работодатель и не только, учитывал конструктивный отрицательный отзыв и принимал конкретные действия для решения проблем.

1
Ответить

согласна. Большинство считают, что это пишет хейтер или конкурент и не считают необходимым отвечать. 

Ответить

Все очень верно написано. Особенно в части того, что работать только по управлению отзывами в сети без управления репутацией в оф-лайн нельзя. Хотела бы еще предложить один способ управления негативными отзывами, наносящими реальный вред репутации компании.  В моей практике работы по управлению корпоративной репутацией была ситуация, когда о работодателе был размещен крайне негативный и эмоциональный отзыв на нескольких площадках в сети интернет. Поисковики выкидывали сперва именно этот негатив, а уж потом и сайт моего клиента. Несмотря на то, что в практике беларуских судов не так много дел по защите чести и достоинстве, но мой клиент решил использовать эту возможность и через суд убрать негативный отзыв с отзовиков.  Было доказано, что это клевета через суд и решением суда было принято решение удалить эти отзывы. Так что есть еще один крайний способ работы с негативом. Главное быть уверенным в своей репутационной чистоте и иметь адекватные аргументы против негатива. 

1
Ответить

Через суды на постсоветском пространстве можно доказать всё что угодно. Учитывая, что дело дошло до суда, отзыв, хотя бы частично, был правдивым 

Ответить

Работа с отзывами - это хорошо. Но есть компании, в которых отделы как-будто не контактируют друг с другом. Из-за этого отзывы на ресурсах обрабатываются, но в дальнейшем проблема не решается.

Ответить

много формализма во всем. ответили может и грамотно и красиво, но если не изменят сам подход, то в скором времени еще один негатив. Тут важно работать с репутационной составляющей каждого бизнес-процесса.

Ответить