Как использовать AI в продуктовой разработке

И как AI ежедневно экономит несколько часов рабочего времени продакт-менеджера.

Как использовать AI в продуктовой разработке

Что нужно знать о LLM (большие языковые модели) и чем они отличаются от привычного машинного обучения

В 2022 году искусственный интеллект изменил работу почти всех отраслей, в том числе и управление продуктами. Этот во многом объясняется достижениями в области машинного обучения и появлением больших языковых моделей — LLM. Например, как ChatGPT.

LLM отличается от традиционного машинного обучения. Алгоритмы не строятся под выполнение конкретных задач, а понимают контекст. Дальше обрабатывают и генерируют текст, получается сложный контент — похожий на тот, что создаётся человеком. А генеративный AI не только интерпретирует, но и делает абсолютно новые материалы — текст, изображения и даже музыку.

Это переход от традиционных алгоритмов искусственного интеллекта, которые строятся на правилах. Сложные самообучающиеся системы могут решать разные задачи — анализировать данные, работать с клиентами, строить рыночную стратегию и создавать инновационные решения. А значит, для управления продуктами появилось много новых инструментов.

Как применять AI в работе продакт-менеджера:

Для разработки фичей для улучшения продукта:

  • Генерация идей и контента на основе описанных идей.
  • AI-агрегация отзывов на продукт.
  • AI-генерация постов для социальных сетей.
Как использовать AI в продуктовой разработке
Как использовать AI в продуктовой разработке
Как использовать AI в продуктовой разработке

Как инструмент для исследований и улучшения внутренних процессов продукта:

  • Анализ данных и продуктовая аналитика.
  • Внутренние коммуникации о новых фичах между командами.
  • Исследования рынка и конкурентов.

Часть 1. Как разрабатывать фичи на основе AI для улучшения продукта

Вместе с AI можно бесконечно разрабатывать новые функции продукта. Но задача продакта — отсекать «инновации ради инноваций». Важно добавлять то, что точно пригодится пользователям.

Google, Mind the Product, и Pendo делят AI-фичи на четыре уровня:

  • Уровень 1: Нет участия AI, всё делается вручную.
  • Уровень 2: Процесс всё ещё ручной и управляется человеком, но AI находится рядом в роли ассистента. Готов предоставить информацию и дать рекомендации.Пример: отзывы на AI-товары Amazon, где пользователю нужно проверять отзывы вручную, но AI-сводка предназначена для помощи и экономии времени.
  • Уровень 3: AI управляет процессом, а человек ассистирует, чтобы улучшать, редактировать, отклонять и утверждать. Машина ведёт процесс, но решения принимает человек.
  • Уровень 4: Нет участия человека, процесс полностью автоматизирован AI.

Большинство фичей, которые сейчас разрабатываются, находятся на уровне 2. Но лидеры индустрии считают, что в ближайшие годы будет больше примеров перехода с уровня 2 на уровень 3.

Часть 2. AI как инструмент для исследований и улучшения внутренних процессов продукта

AI оптимизирует разные процессы в работе продакт-менеджеров. Ниже — примеры запросов для ChatGPT, YandexGPT и Bard для решения разных задач.

Всегда пишите краткую вводную информацию о вашей компании и целях поставленного вопроса. И обязательно перепроверяйте информацию или задавайте уточняющие вопросы — AI-модели способны «додумывать» ответы.

Как использовать AI в продуктовой разработке

Анализ отзывов клиентов

Предоставьте обобщение отзывов клиентов о [продукте/услуге] на основе предоставленных мной данных: [данные обратной связи, например, списком]. Укажи положительные и отрицательные стороны.
Какие самые распространённые положительные и отрицательные отзывы клиентов?
Проанализируйте отзывы наших клиентов и определите, как мы можем улучшить наш продукт или услугу. Предоставьте информацию по [конкретному аспекту] и порекомендуйте конкретные шаги, которые мы можем предпринять для решения проблем.
Прочитайте эти ответы NPS и определите три основные темы, которые упоминают клиенты: [список ответов NPS]

Оптимизация роадмэпа продукта

Создайте подробное пошаговое руководство, объясняющее процесс создания успешного роадмэпа продукта для [укажите продукт или индустрию].

Приоритизация фичей для разработки

Используя фреймворк приоритизации [указать метод приоритизации, например, модель оценки RICE, ICE, модель Kano, метод MoSCoW, матрица Эйзенхауэра] и учитывая [указать цели вашей компании или видение продукта], помогите мне приоритизировать следующее: [перечислите все фичи или возможные инициативы, которые вы хотели бы приоритизировать]. Сначала подробно распишите применение фреймворка приоритизации [метод] шаг за шагом. Затем укажи приоритеты каждой из предложенных фичей.

Создание пользовательских историй и персон

Я работаю менеджером по продукту в [имя продукта]. Компания занимается [описание компании]. Нашими конкурентами являются: [имя конкурента 1, имя конкурента 2, имя конкурента 3]. Придумайте пользовательские истории, используя фреймворк Jobs To Be Done.

Создание текстов внутри продукта

Составьте опрос, чтобы собрать отзывы клиентов о нашем последнем релизе. Релиз включает в себя [описать релиз].
Я работаю менеджером по продукту в [имя продукта]. Недавно мы запустили фичу [описание фичи]. Я планирую встроить в продукт форму обратной связи. Для этого я использую [платформа для подсказок в продукте, например, Appcues], чтобы получить отзывы о фиче. Вот что у меня получилось. Три шага в поп-ап окне: 1. Насколько удобно вам было отправить контент? Оцените от 1 до 10, от неудобного до очень удобного. 2. Как бы вы улучшили эту функцию? (открытый вопрос с полем для ввода текста) 3. Спасибо за ваш отзыв! Как вы можете улучшить? Стиль коммуникаций: профессиональный, но не слишком формальный. Целевая аудитория: менеджеры в крупных компаниях.

Создание документации продукта

Вы пишете статью для поддержки нашего продукта. Наши текущие статьи поддержки находятся здесь: [ссылка на саппорт]. Мы запустили новую фичу, которая [объяснение фичи]. [Ключевая информация о том, как использовать фичу] Какие основные элементы хорошо написанной статьи документации? Пожалуйста, используйте информацию выше для создания окончательной версии статьи. Тон голоса: [например, профессиональный, но не слишком формальный]

Исследования рынка и конкурентов

Проведите анализ [указать фреймворк: SWOT, PESTLE, 5 сил Портера, анализ конкурентов] на [указать имя продукта, конкурента или описать их продукт, если это менее известный бренд].

Исследования о покупке сервисов для улучшения процессов или продукта

Составьте обширный список необходимых инструментов разработки и программного обеспечения, часто используемых в управлении продуктом. Опишите их основные функции, преимущества и конкретные задачи управления продуктом, для которых они предназначены. [Если у вас есть конкретные инструменты, которые вы хотели бы изучить, перечислите их в подсказке. Например: «Список должен включать Miro, Notion, Linear, Mixpanel, Amplitude, Dovetail».]

Анализ релизов и выпущенных фичей

Предложите набор метрик для измерения успеха нашего последнего релиза в продукте [описание продукта + название]. Релиз включает [описание релиза].

Составление отчёта о баге

Вот некоторые отзывы пользователей: [вставить отзывы]. Составьте отчёт о баге на основе отзывов пользователей.

Составление компонентов для лендинга продукта

Создайте список обязательных визуальных элементов и принципов дизайна для эффективного лендинга для [опишите ваш продукт]. Страница должна давать пользователям возможность [указать задачи пользователей] и основываться на этих [перечислить ключевые гайдлайны по брендингу].

Определение стратегии ценообразования продукта

Предложите 3 альтернативные стратегии ценообразования для нашего нового продукта. Продукт [опишите продукт].

Написание пресс-релиза об обновлении продукта

Подготовьте объявление об обновлении продукта для наших пользователей. Релиз включает в себя [описать релиз].

Что учитывать при работе с моделями

  1. Для запросов на русском языке лучше всего использовать модель Яндекса — YandexGPT. Модели от зарубежных компаний, такие как Bard и ChatGPT, сейчас лучше справляются с запросами на английском языке. Это связано с тем, как эти модели воспринимают слова, например, русский язык — по буквам. Контекст на русском таким моделям понимать сложнее.
  2. Не стоит ожидать ответа с первого запроса. Иногда может потребоваться несколько попыток. Поэтому важно сразу задавать точные запросы. Например, вместо «Каков объём рынка?» лучше задать запрос «Объём рынка в деньгах». Сейчас актуален промпт-инжиниринг — управление поведением больших языковых моделей (LLM) для получения результатов без обновления самих моделей.

Заключение

AI помогает улучшать пользовательский опыт и добавлять новые функции в продукт. Продакт-менеджеры, которые научатся использовать AI-инструменты, смогут повысить конкурентоспособность и востребованность своих продуктов.

Что стоит помнить:

  • Задача продакт-менеджера — с помощью AI-фичей помогать пользователям самостоятельно решать их задачи и повышать эффективность. Важно отсекать «инновации ради инноваций».
  • Обязательно собирайте и используйте обратную связь от клиентов для улучшения продукта.
  • Хорошая работа AI-фичей не обязательно равна хорошему продукту.
  • Переход от второго уровня AI-фичей к третьему — это вопрос продукта, а не машинного обучения. Задача продакт-менеджера — принимать решения об уровне каждой из разрабатываемых фичей, и понимать, какую проблему фича решает.

LLM-модели из статьи и ещё немного ссылок

Самые популярные LLM:

  1. Yandex GPT
  2. СhatGPT
  3. Bard
  4. Perplexity AI

Создание изображений продукта:

Каталоги различных AI-сервисов:

Следите за новыми продуктами в категории AI на Product Hunt:

Редактура: Таня Каменская

Дизайн: Стас Юдин

55
1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить