Раскадровка или сториборд? В чем разница и зачем они нужны
Меня зовут Аня Шумахер, я руковожу агентством Pic-o-matic. Мы работаем для разных сфер бизнеса — наши услуги направлены на решение различных задач в b2b, где необходимы дизайн, иллюстрация или другой визуальный контент. Мне нравится рассказывать про нашу внутреннюю кухню, поэтому я делюсь кейсами, процессами и результатами, но сегодня я хочу рассказать не про отдельно взятый проект, а про целый продукт.
Один из популярных продуктов, который производит моя команда — сториборды. Если кратко, то этот продукт нужен при разработке рекламной кампании, в которой важную часть представляет собой ТВ реклама или другой видео формат. В этой статье я хочу рассказать, что такое сториборды, зачем они нужны, чем отличаются от раскадровок и почему спрос на них не падает годами. И да, мы в курсе про нейронки и уже пытаемся делать сториборды с помощью искусственного помощника, но пока что процесс все еще требует ручного управления и значительной доработки.
Давайте для начала разберемся с основными понятиями и областью применения. Сториборд — набор кадров, демонстрирующий сюжет будущего рекламного ролика. Обычно он нужен для того, чтобы презентовать идею рекламы клиенту и заказывает его рекламное агентство, которое эту идею разрабатывает. Еще один, может даже более популярный сценарий использования сториборда — тестирование идеи будущей рекламы на фокус-группах. В таком случае заказчиком может быть и сам рекламодатель, хотя чаще все-таки за процессом тестирования креатива следит то же рекламное агентство, что и разрабатывает его. Об этом подробнее рассказали в другой статье. Это важный этап, которому следует уделить большое внимание до запуска дорогостоящего процесса съемок.
Вы можете справедливо заметить, что реклама не единственное, что можно снимать. Поэтому и рисованные кадры могут быть нужны для производства не только рекламного ролика, а например, клипа, кино или другого видео. Однако в большинстве случаев, когда производится сториборд, все-таки речь идет о рекламе. В кино принято использовать раскадровки, задача которых показать количество сцен, ракурсы, крупности и другие важные съемочной группе детали. По сути, два этих термина синонимы, и различие довольно формальное, но всё же есть традиция чаще использовать один термин для кино, а второй для рекламы. При производстве раскадровки не особенно важно качество прорисовки, чаще всего раскадровка делается черно-белой. Многие режиссеры накидывают раскадровки сами, не прибегая к помощи художника. Кто-то работает в паре с художником, на скорую руку делая эскизы к кадрам. Делать же полноценную иллюстрацию для каждого кадра, как это делается в рекламных сторибордах, просто незачем для кино. Такой процесс занял бы слишком много времени, стоил бы дорого и самое главное, не нес бы особого смысла.
Если кратко обозначить разницу между применением сторибордов и раскадровок, то первые производятся для демонстрации идеи/ сюжета рекламы, а вторые имеют более технический характер и призваны упростить процесс производства видео. Разница в назначении сказывается на внешнем виде сторибордных кадров и съемочной раскадровки. Обычно она примерно такая, как на картинке ниже.
Из этого различия вытекает и разница в цене, и в сроках производства, и даже в специалистах, которые работают на проектах. Дальше подробнее поговорим о сторибордах для рекламы. Если нас читают художники, которые смотрят в сторону производства сторибордов, надеюсь, им будет полезен этот материал.
Хороший сториборд должен быть максимально понятным и визуально привлекательным. Важно, чтобы при презентации истории зритель быстро и без труда считывал типажи, атмосферу, другие важные детали. Иллюстрация должна говорить сама за себя без всякого пояснения. То есть, если в кадре у нас молодая ухоженная девушка с роскошноми волосами, всё это должно читаться с первой секунды. Отсюда популярность реалистичных стилистик в производстве сторибордов.
Да, сториборд еще не реклама, но требования по визуальной привлекательности кадров высоки. Хотите продать сценарий клиенту или получить хорошие результаты исследования на фокус-группах? Рисуйте так, чтобы людям нравилось смотреть на вашу историю, даже если сам сценарий оставляет их равнодушными. Креативщики сейчас возразили бы, что история должна быть интересной сама по себе, а не за счет исполнения. Безусловно, но зачем уменьшать шансы на успех, когда можно их увеличить красивой картинкой?
Следующее важное условие производства сторибордов — скорость. Не секрет, что в цикле создания рекламы порой нет даже пары свободных часов, не то что дней. Тайминг завязан на дорогостоящем размещении в эфире, которое может быть выкуплено заранее и точно никак не может сдвигаться. Сюда добавляются минимально необходимые сроки на все обязательные этапы — от разработки стратегии рекламной кампании до производства. В общем, не имеет смысла спрашивать, почему нужно нарисовать пять сторибордов за три дня, имеет смысл оптимизировать процессы так, чтобы за три дня всё было готово в лучшем виде. Это не так уж и сложно для команды иллюстраторского агентства, потому что у нас не один сторибордист, а больше десятка. И даже если один заболеет в процессе, на финальном результате и сроках это не скажется.
А если вы иллюстратор и хотите заняться сторибордами профессионально, то вот для вас пост, где я отвечаю на самые популярные вопросы о сторибордах, включая сакральную информацию о ценах за кадр.
Сториборды - важнейший инструмент в создании рекламных кампаний, особенно визуальных форматов. Они помогают визуализировать и организовать сюжет ролика, указывая на последовательность кадров. В отличие от раскадровки, сториборды умеют передать настроение и эмоции, что важно для рекламы. В нашем агентстве мы постоянно совершенствуем этот инструмент, но он все равно требует ручной работы и творческого подхода. Такой контент остается востребованным в индустрии и мы готовы предоставить вам лучшие сториборды для вашего проекта.
Спасибо, но мы и сами можем предоставить лучшие сториборды, чем собственно и занимаемся)
Хорошая статья!👍🏻
Спасибо!
Соболезную утрате отца, Анна
Артем, о чем речь?
Разве простого текстового описания не достаточно? Это ведь столько лишней работы