Всё по плану: как человек-беспорядок научился планировать и построил на этом свой бренд

Если бы несколько лет назад мне сказали, что я владелец своего бизнеса и веду Instagram, который читают более 130 тысяч человек, — рассмеялась бы. Я не дочь миллиардера, не светская львица, и у меня не было никаких выдающихся талантов. Тогда не было. Но планирование поменяло мою жизнь на 180 градусов. С этого началась моя история.

​Лена Федосеева
​Лена Федосеева

Никогда не считала, что у меня есть особые таланты и чем-то отличаюсь от других. Мне всегда хотелось большего, но я просто плыла по течению, как и многие. На тот момент я занималась веб-дизайном — рисовала дизайн сайтов, мне это нравилось, но работать фрилансером все время — это всегда существовать с риском. Сегодня есть заказчики — завтра их нет. В тайне, конечно, хотелось иметь свое дело. Но я плыла по течению и боялась стремиться к большему. Мне казалось, всё это очень сложно. Какой же из меня бизнесмен и управленец? Когда слушала, как другие открывают свой бизнес и «горят», словно лампа в миллиард ватт, честно, даже завидовала им.

С чего возникла идея

В 2016 году меня увлекла система bullet journal. Мне понравилось совмещать красивое оформление с планированием повседневных задач. Тогда площадкой для творчества был блокнот с плотной бумагой от Молескин. Помню, когда я купила его, муж мне сказал: “а чего так дорого за блокнотик?”. В то время он стоил 2 тысячи рублей. Я готова была платить эту сумму за его «волшебную» бумагу: она не просвечивала и была приятная на ощупь. Когда блокнот закончился, и я пошла за новым таким же — моего любимчика больше не было. Перестали выпускать. Полгода пыталась найти ему замену, и так и не нашла. Не все поймут эти поиски, но когда ты канцелярский маньяк, для тебя такие мелочи важны. Я перепробовала много блокнотов, но больше удовольствия от ведения планера не получала.

оформление заметок ​ Елена Федосеева
оформление заметок ​ Елена Федосеева

Создание продукта

Когда подруга предложила создать свой планер, я даже не представляла как его делать, где искать бумагу и материалы, а главное, кому и как продавать. Но идея меня так вдохновила, что захотелось попробовать: загуглила, как создаётся планер с нуля и сделала.

Навыки дизайнера и понимание планирования помогли мне довольно быстро собрать свой первый книжный планер. Как положено, свое детище я выложила в инстаграм. Люди интересовались, даже был один заказ. Честно, это мероприятие оказалось слишком муторным: на 1 планер у меня уходил целый день. Сначала смысл планера был в том, чтобы создавать блокнот, который можно использовать для скетчей, для системы bullet journal. Но я поняла, что это не очень востребованный продукт, потому что не все умеют хорошо рисовать, уходит много времени на оформление, да и не всегда хочется делать что-то с нуля. Этому ремеслу нужно учиться, чтобы выглядело качественно.

И тут пришла идея: почему не сделать именно планер, где будет создана моя система планирования внутри? Готовый вариант, который удобен и понятен для всех. Я нарисовала свой первый шаблон, распечатала в интернет-кафе (выглядел планер сначала как папка от курсовой), сфотографировала и выложила в инстаграм. На тот момент у меня было подписчиков от силы 500 человек. Я была удивлена, но практически сразу нашлись три покупателя. Все строилось на доверии: заказали, оплатили, я сделала запрос в типографию, они напечатали примерно за 3-7 дней, отдали, я упаковала и отдала заказчикам. Сейчас все намного масштабнее: нашими планерами пользуются более 140 тысяч человек со всех уголков земного шара.

Чем планер отличался

В то время особо важными для меня было правильное питание и спорт, поэтому первый планер состоял из меню, водного баланса и содержал похожие элементы, которые сейчас есть в ежедневнике. Это то, что я сама постоянно рисовала в своём bullet journal. Три года назад на рынке я не увидела чего-то похожего, это вдохновило меня действовать. Сбывалась моя мечта — создавать уникальное и приносить пользу.

Планер Еженедельник от MyPPlanner​
Планер Еженедельник от MyPPlanner​

Борьба за качество

Первая проблема, с которой я столкнулась и до сих пор не могу вздохнуть спокойно — это качество! Планеры, которые мне сделали в начале, даже не хочется вспоминать: они были хлипкими, бумага напоминала “Снегурочку”, может даже похуже. Еще периодически пружина заходила на текст, это был ужас. На тот момент моя идея состояла в том, чтобы внедрить людям удобную систему планирования, поэтому работала пока с тем, что было. Но с тех пор началась моя борьба за лучшее качество продукта, которая все еще длится. И по сей день я воюю за каждый листок; чтобы было понятно, в общей сложности у нас в месяц печатается более 650 тысяч листов, около 16 тысяч обложек и подложек (которые нужно еще ламинировать), 10 тысяч чек листов, 5 тысяч наклеек, и везде есть свои трудности и нюансы.

Работа с контрагентами, наверное, самая больная тема: даже проверенные поставщики иногда подводят, но это делает нас сильнее. Очень часто сталкиваемся с браком. С чем боролись: привозили поцарапанные или грязные обложки, обложки, которые заворачивались из-за некорректной работы с ними, неправильно собранные планеры, не тот макет печатали, некачественно прорезали наклейки. Также были случаи, что заканчивался материал: во всей России заканчивался матовый ламинат, ломалось оборудование у поставщиков и нам приходилось решать эти проблемы за них, как и заказывать им материалы. Теперь уже всего и не вспомнить, но с какими-то новыми проблемами мы сталкиваемся регулярно.

Сейчас мы купили оборудование и сами нарезаем наклейки. Такая же история с изготовлением обложек, даже пришлось купить промышленный ламинатор.

Когда я читаю восторженные отзывы наших клиентов, понимаю, что все не зря! Именно это стимулирует работать, развиваться, быть лучше. У нас даже есть такая услуга, если планер не подошёл или что-то пошло не так, мы делаем обмен или возврат планера/средств. Несмотря на то, что бумажная продукция обмену и возврату не подлежит, мы считаем это важным пунктом. Люди покупают в интернете, и может возникнуть ситуация, когда что-то им не понравилось или не подошло, поэтому мы за то, чтобы не навязывать свой продукт, а чтобы человек пользовался им с удовольствием.

Бизнес с нуля

Изначально, во избежание рисков, я брала предоплату с желающих приобрести планер, потому что первоначального капитала у меня не было. А когда появилось много заказов и понадобилось оплачивать авансом крупные тиражи, отлично выручила кредитная карта мужа, с которой можно было снимать наличными до 100 тысяч рублей в месяц без процентов и возвращать в льготный период.

Об этом я говорю сразу, потому что многие уверены, что «без огромных денег открыть своё дело — нереально». Реально, мой бизнес с 0.

Популярность в Инстаграме

Первые 100 тысяч подписчиков​
Первые 100 тысяч подписчиков​

Первое время я выкладывала планеры в личный аккаунт. В какой-то момент мне показалось, что я слишком часто это делаю, и вряд ли мои друзья подписывались на такое. Поэтому решила создать ещё один рабочий аккаунт.

Первоначально в нем красовались только фоточки планеров, где не было особо никакой интересной информации. Чуть погодя, я начала заниматься серьезней темой планирования и изучать различные методики, схемы и тд.

У меня даже появилась своя фишка — делала фото и размещала на ней плашку с надписью, о чем будет пост. А внутри были посты с различными методиками о планировании, полезностями. Тогда это была новая "вау" идея и многих это цепляло. Постепенно заказы стали расти. Меня начало разрывать. Я будто размножилась на несколько Лен.

На данный момент у меня около 140 тысяч подписчиков, среди которых есть как те, кого интересует только планирование, так и люди, которым интересна моя жизнь. Появились даже хейтеры, критикующие контент о моей жизни и мое пальто :)

Становление команды

Первый год я работала одна. Сама брала заказы, лично общалась со всеми через директ и вотсап, красиво упаковывала каждую посылку. В основном, с понедельника по пятницу я комплектовала заказы, в четверг и пятницу я принимала с типографии планеры и отправляла. И, конечно, ходила на почту 2-3 раза в неделю, чтобы отправить всем планеры. Да-да, отсиживала там километры очереди. А потом всем отправляла трек-номера в выходные. Кажется, я работала круглые сутки. И готова была пойти на всё, но всегда есть жертвы. Мои были — сон, отдых и время на себя.

Огромную роль сыграла поддержка мужа, хоть сперва он и был скептически настроен. Когда приходили отзывы от клиентов, я показывала ему. До сих пор помню его слова: «Лен, я знаю мало продуктов, о которых такие восторженные отзывы. А главное, польза. Пора что-то из этого сделать».

Через пару месяцев я стала сильно уставать от объема работы, сил и времени уходило слишком много. Поразмыслив, я решилась на расширение и нашла себе 2-х помощников. Один сотрудник взял на себя всю работу по производству, а вторая помощница принимала заказы, отвечала на письма, упаковывала заказы.

Мне казалось, что все бизнес-процессы налажены и можно дальше посвящать себя творческой работе над продуктом. Но неожиданно мою уверенность подорвала череда сообщений в директ в стиле «что за безграмотная речь», «почему в письмах вы отвечаете с 100500 ошибка», «в инстаграме вы такая милашка, а в письмах отвечаете как…». Последней каплей стало письмо девушки из моего города, которая рассказала как пришла к нам в офис и с ней даже не поздоровались, просто спросили «фамилия».

Сначала я ничего не понимала, что случилось. А оказалось, что на работу я взяла «не своего» человека, который позволял себе хамить не только в письмах, но и при личном общении в офисе. Ни здравствуйте, ни до свидания.

Первое время я пыталась разобраться в ситуации, оправдать. Думала, что просто ошибка, с кем не бывает. Но дальше - хуже. В итоге я стала проверять сообщения, электронную почту и лично общаться с сотрудницей. И поняла, что чуть не совершила самую большую ошибку...

⠀Я всегда была открытым человеком, ко мне легко можно обратиться за советом и помощью. И для меня очень важно, чтобы человек остался доволен продуктом, потому что делаю его со всей душой и любовью. Тот выбор был ошибкой. Я чуть резко не испортила репутацию. ⠀

Теперь я внимательно слежу, чтобы ничего подобного не повторилось. Мы все придерживаемся политики «с любовью для тебя». Ну и стараюсь внутри компании поддерживать такую же атмосферу.

Сейчас в моей компании более 20 человек. Себя же в ней я позиционирую как продуктолог. Как человек, который разрабатывает продукты, видит их с 0 до конечного результата.

Мы — необычная компания, так как организационная структура у нас как в IT-стартапе, продукты разрабатываем по методологии Agile Product Development. Привет моему мужу — Сергею, все это он принес из своей отрасли. Он был программистом и у него была своя it компания. У нас нет жесткой иерархии и отношения «я — король, а вы мои подчиненные». Мы все на равных, но иногда бывает, что можно получить серьезное замечание. Просто люблю когда всё четко и слаженно, без лени и обманов.

Когда все идет не по плану

В начале своего пути у меня была цель отправлять по 10 планеров в неделю, но с развитием бизнеса эти показатели увеличились в разы. Иногда все настолько непредсказуемо, что не знаем какую партию заказывать у типографии. В последнее время у нас в компании даже начали делать ставки, сколько продадим. Например, за 4 дня черной пятницы мы продали почти 2 тысячи планеров, не считая наклеек, кольцевых блоков и остальных дополнительных продуктов. К такому успеху мы не были готовы: сотрудники на сборке и упаковке работали в 2 смены, все остальные приходили помогать упаковывать, и офис в выходные дни был больше похож на склад, потому что транспортные компании не работали и все было в коробках. Да, не обошлось без путаницы и ошибок, но мы справились и теперь гордимся своими результатами и сплоченностью команды.

Как достичь успеха

Теперь, полагаясь на свой опыт, могу с уверенностью сказать, что в любом деле главное - начать! И не слушать тех, кто говорит, что у тебя не получится! Важно перейти от идеи к делу, научиться правильно ставить цели и задачи. А если Вы еще не научились планировать, добро пожаловать в мой блог 😉

55
10 комментариев

Достичь чего-то стоящего в жизни и бизнесе мечтает каждый. Сколько в мире написано книг на тему «как добиться успеха», сколько статей опубликовано… Наверно, все понимают, что, просто прочитав несколько мотивационных книг, успех сам собой не придет. Для этого нужно действовать и продвигаться к своей цели. Однако, перед этим необходимо сформировать в своей голове образ того самого идеала, которым вы собираетесь стать. Вы молодец.

3
Ответить

Лена, ты создала прекрасные продукты, спасибо тебе за это) 

2
Ответить

В то время он стоил 2000 тысячи рублейКогда пишут ноли со словом "тысячи", то это миллионы.

2
Ответить

хоть ссылку киньте на ваш продукт

1
Ответить
1
Ответить

классно!!когда любимое дело переросло в бизнес!Так держать!

1
Ответить

Ну и ссылочек бы не помешало, да))

1
Ответить