Как мы сделали из компании с бумажной коммуникацией и выручкой в 1 млрд рублей цифрового гиганта
Лидер рынка с оборотом свыше 1 млрд рублей в год попал в ситуацию, когда бизнес не автоматизирован, коммуникация между отделами осуществляется на бумаге, а новые заказы то и дело теряются. Как команда todoit исправила ситуацию?
Это статья о цифровой трансформации бизнеса через внедрение CRM-системы, интеграции с 1С и, конечно же, проведение дополнительных кастомных разработок.
Теперь обо всем по порядку!
ㅤ
Почему обратились к нам?
todoit – инновационная компания, специализирующаяся на внедрении CRM-систем, доработке их под нужды бизнеса, интеграции 1С, мессенджеров и других систем. Мы оказываем услуги по консалтингу, разрабатываем сайты и личные кабинеты, а еще делаем ботов и метрики – дашборды.
Это если говорить коротко.
ㅤ
Каких результатов мы достигли?
Эта часть статьи специально для тех, кому важно сразу увидеть цифры без долгих пояснений.
Конечно же, это не все. В ходе работы мы успешно закрыли все боли заказчика и уже работаем над совершенно другими задачами.
Далее вас ожидают подробности по каждой из 3 решенных болей и каждому из 6 принятых решений.
ㅤ
Погружение в проект. Вводная информация
Заказчик – производственное предприятие из Екатеринбурга, лидер рынка УРФО. Более 250 человек персонала, дилерская сеть на 300+ торговых компаний по всей РФ и никакой автоматизации! Все процессы в компании осуществлялись на бумаге, в личном общении и по почте. Сама компания известна в УРФО в первую очередь качеством своей продукции.
Также у нее сильное УТП – возможность изготавливать продукт на заказ под размеры заказчика. Благодаря этому имеется большой поток заявок, который в отсутствие автоматизации создает сложности в коммерческой и производственной деятельности.
ㅤ
Изучение проекта
Мы взялись за работу и первым делом внимательно изучили проект. Для составления дальнейшей стратегии было необходимо определить максимальное количество болей заказчика, а также совместно сформулировать запрос на всю последующую работу.
3 основные боли заказчика:
- Низкий контроль продаж. Нет понимания количества входящих заявок и эффективности работы над каждой из них.
- Коммуникация с клиентами не выстроена. Запросы теряются, ответ по заявкам занимает до 3 дней, звонки не фиксируются.
- Передача заказов в производство происходит на бумаге, с задержкой в 1-2 дня и риском потери информации.
Все боли можно разделить на 3 основные сферы: продажи, внутренняя коммуникация и производство.
Первичный запрос компании заказчика – уйти от бумаги и перевести всю компанию в цифровую среду, сделать прозрачными сроки и загрузку производства и реализовать возможность контролировать работу удаленно.
Так мы поняли всю ситуацию, в которой находился проект, и приступили к работе!
ㅤ
Формирование карты бизнес-процессов
Любая масштабная работа начинается с формирования карты бизнес-процессов. Мало знать боли и понимать запрос, еще нужно на 100% разбираться в продукте, видеть скрытые недочеты бизнеса и уметь определять его точки роста.
Мы поставили перед собой 5 целей:
- Описать все бизнес-процессы компании для повышения прозрачности работы всех отделов;
- Выявить точки роста и оценить возможности для внедрения IT-автоматизации;
- Проанализировать процессы взаимодействия с клиентом различных подразделений (производства, логистики и др.);
- Выявить ключевые метрики для отслеживания эффективности деятельности;
- Подготовить рекомендации по реализации выявленных точек роста.
Полное погружение заняло 104 часа чистого времени. За это время мы провели 40 интервью с сотрудниками и 12 общих планерок (суммарно на 11,5 часов). В ходе аудита мы изучили 15 отделов компании, а суммарное время обработки всей полученной информации составило 80 часов.
Что получили на выходе?
После проведенных интервью и погружения в процессы компании мы создали карту бизнес-процессов. В ней описаны все процессы, взаимосвязь отделов, пути клиента и заказов, а также инструменты, которые использовались ранее.
Итоги проведенной работы позволили руководству увидеть полную картину бизнеса, а также сразу обозначить места, требующие доработки или полной трансформации.
Впоследствии, опираясь на карту бизнес-процессов, мы сформировали стратегию по внедрению IT-инфраструктуры.
Мы пропагандируем конвейерный подход в IT-инструментах – каждому отделу свой удобный инструмент, который интегрирован в единую систему.
Получился следующий набор: за основу выбрали Битрикс24, т. к. он закрывает потребности отдела продаж и внутренних коммуникаций.
Бухгалтерия и формирование счетов – 1С Бухгалтерия. Производство – 1С ERP. Отчеты и метрики – YandexDatalens. Еще мы разработали личный кабинет для дилеров и интегрировали все каналы коммуникаций.
ㅤ
6 необходимых решений от todoit для цифровой трансформации бизнеса
Ранее мы обозначили 3 боли заказчика в 3 категориях. Теперь самое время рассказать, что мы сделали, чтобы решить каждую из этих проблем. Мы:
Внедрили CRM-систему на базе Битрикс24.
- Выстроили бизнес-процессы внутренней среды компании.
Наладили системный сбор данных и аналитику.
- Осуществили интеграцию проекта с 1С.
- Разработали личный кабинет с конфигуратором для управления дилерскими продажами.
- Разработали и внедрили интерфейс производства для управления заказами, контроля качества и упрощения работы работников цехов.
ㅤ
Внедрение Битрикс24. Настройка корпоративного портала
Напоминаем, что руководители компании не обладали четкими данными о том, как работает их бизнес, и получали отчеты от сотрудников только в конце периода, а уровень цифровизации был равен 0. Не менее важная проблема во внедрении цифровизации – сопротивление сотрудников.
Предпосылки к внедрению CRM-системы:
Показатели эффективности работы менеджеров нигде не фиксировалась, а состояние компании основывались на личном ощущении руководства. Обмен данными между отделом продаж, производством и складом происходил путем передачи распечатанной информации из рук в руки.
Поэтому базовой задачей для нас стала настройка корпоративного портала в компании и обучение персонала работе с системой.
Результат после внедрения:
Благодаря нашим знаниями в области автоматизации бизнеса, сотрудникам больше не надо было использовать различные мессенджеры и другие инструменты связи, чтобы общаться и передавать сведения коллегам. Цифровой подход уже сейчас экономит время и позволяет быстрее обрабатывать заявки.
Кроме того, увеличилась скорость адаптации новых сотрудников: они быстрее вникают в рабочий процесс.
Конечно, в процессе работы мы наблюдали сильное внутреннее сопротивление сотрудников к внедрению инструмента. Многие из них работали в компании годами, и изменения им были попросту неудобны.
Но при помощи все того же опыта нашей компании по работе в таких ситуациях, нам удалось перейти от саботажа к позитивной истории внедрения (то есть к результату, когда сотрудники вовлечено предлагают идеи по развитию внутреннего сервиса).
ㅤ
Цифровая трансформация. Кастомные разработки компании todoit
Мы подошли к самой интересной части статьи. Реализация своих собственных разработок – то, за что нас (в том числе) выбирают среди других команд.
Разработка №1 – Автоматическая квалификация заявки
Было: Заявки не распределялись по менеджерам автоматически. Много времени уходило на маршрутизацию заявки внутри команды. Заявки приходили в разных формах. Менеджеру необходимо было контролировать сразу несколько источников: телефон, личная и корпоративная почта, мессенджеры.
Мы сделали так, чтобы все источники были подключены к системе Битрикс24, это позволяет фиксировать все обращения в одном интерфейсе. Также мы выстроили логику для автоматической квалификации заявок и распределения их на необходимых сотрудников.
Это свело риск потери новых заявок к 0, а также повысило скорость обработки запроса от действующих дилеров.
Разработка №2 – Интеграция с 1С
Было: Информация о готовой продукции передавалась лично на бумаге. Инструментом информирования команды продаж о поступивших денежных средствах на счет была таблица Excel. Инструмента для отслеживания готовности оформленного заказа не существовало, менеджеры были вынуждены постоянно звонить на производство и актуализировать статус.
Мы интегрировали 1С:ERP и Битрикс24, что позволило менеджерам передавать заказ на производство в один клик и следить за его статусом в режиме реального времени. Помимо этого, мы интегрировали 5 баз 1С:Бухгалтерия.
Это позволило менеджерам выставлять счета прямо из интерфейса Битрикс и сразу получать информацию об оплате.
Разработка №3 – Парсер товаров из документа в Битрикс24
Было: Менеджеры передавали заказы на производство в бумажном виде. После интеграции с 1С:ERP необходимо было вытягивать данные из заказа в формате Excel в Битрикс24, чтобы он автоматически уходил на производство.
Это тоже потребовало доработки, поэтому мы разработали собственный парсер. С помощью него система может самостоятельно вытягивать данные из Excel и отправлять их в раздел «Товары» Битрикс24 (а после передавать данные в 1С:ERP).
P.S. Это временное решение, пока идет подготовка и актуализация прайса с каталогом. Сейчас нет возможности генерировать документ из самого Битрикс24.
Разработка №4 – Сбор и аналитика данных
Было: Руководство не следило за сбором и аналитикой данных. Все данные предоставлялись сотрудниками в произвольной форме, проверить корректность не представлялось возможным. Менеджеры по продажам работали без KPI.
Это одно из ключевых направлений нашей работы. Здесь мы тоже постарались для максимальной автоматизации и цифровизации.
Сейчас все данные собираются автоматически, а отчеты формируются в онлайн-режиме. Руководство регулярно получает актуальные данные о работе компании. Для менеджеров разрабатывается новая система мотивации с привязкой к результату, что стимулирует команду работать активнее.
Разработка №5 – Интерфейс 1С:ERP
Было: Элементы заказа внутри производства передавались в печатном виде из рук в руки. Некоторые бумаги терялись, а узнавали об этом в момент, когда подходил срок отгрузки клиенту. Это растягивало сроки и вызывало негатив у дилеров.
Как много трудностей, оказывается, может принести бизнесу бумага...
Каждый цех получил планшет с подключенным интерфейсом и ушел от бумажной работы. Сейчас на планшете проходит контроль ОТК, а также контролируется поступление готовой продукции на склад. В дальнейшем планируется внедрение Терминала сбора данных (ТСД).
Риск потери элементов заказа стал равен 0, отгрузка клиенту происходит в срок. А если позиция задерживается на каком-то этапе, руководитель это видит и вовремя принимает необходимые меры.
Разработка №6 – Личный кабинет и конфигуратор
Было: Действующие дилеры передавали заявки менеджерам в разных форматах: кто-то писал на WhatsApp, кто-то на почту, кому-то проще было позвонить и надиктовать голосом. На обработку такого заказа и приведение его в удобную форму для производства уходило 1-2 дня при условии, что все позиции относятся к «стандартной» категории.
Если в запросе появлялось «нестандартное» изделие, сроки увеличивались в 2-3 раза, так как для расчета становилось необходимым подключение других отделов.
Разработка личного кабинета очень сильно упростила все процессы получение заявок. Пропала необходимость подстраиваться под дилеров.
Сейчас дилеры самостоятельно собирают заказ и сразу же получают актуальную стоимость. В личном кабинете формируется заявка, после получения расчета она улетает в Битрикс24 производителю, а дилеру приходит счет на оплату. После поступления денежных средств заказ автоматически уходит в производство.
Если дилеру необходимо нестандартное оборудование, он может перейти в конфигуратор и собрать его с необходимыми размерами и модификациями, а также моментально получить стоимость. Статус готовности можно отслеживать в режиме реального времени через свой личный кабинет.
Выводы и дальнейшие планы
Большое спасибо за прочтение статьи! Мы постарались показать максимум проделанной работы, хотя, конечно, это далеко не все!
Логичный вопрос – а что дальше?
Сейчас перед нами стоит следующая задача – оцифровать все цехи для получение актуальной информации с производства в режиме реального времени.
Из других немаловажных задач нам нужно реализовать:
- Подвязку зарплаты за объем произведенной продукции для сотрудников,
Учет рабочего времени,
- Автоматический расчет себестоимости продукции,
Стабильную и высокопроизводительную архитектуру информационных систем,
И еще несколько. Пока оставим их в секрете!
Если ваш бизнес испытывает хоть одну из перечисленных и раскрытых выше проблем – приглашаем вас на бесплатную консультацию!
В последнее время углубился в изучение крупных кейсов. Меня по большей части интересует сторона маркетинга. Хоть тут и не освещена эта часть работы, но результаты очень вдохновляют :)
Из открытий - оказывается существуют крупные компании с большой выручкой и капец какой внутренней кухней...
Благодарю за материал
Статья интересная и очень информативная, молодцы 🔥
Лайк за большое количество качественных картинок
Сама работала в крупной компании где все на "бумажках и словах".
Когда перешла в другую компанию с развитой цифровой средой, было ощущение, что попала в рай!
Круто осознавать, что есть ребята, которые помогают шагнуть бизнесу на новую ступень и спасти их сотрудников от рутины!
Хороший кейс получился 🙂 всем бы такое внедрять в свои компании
Довольно подробная и интересно написанная статья. Материал подготовлен толковым специалистом.
На самом деле, проблема отсутствия цифровизации бизнеса для владельцев компаний из 90-х, к примеру, большая проблема. Потому что упускают скорость работы, проблема с отслеживанием. И перенос бизнеса в онлайн, является основополагающим фактором развития и актуализации бизнеса.
Хорошо, что есть компании, берущие на себя ответственность в помощи этого самого перехода, на цифровое пространство. Спасая и улучшая компании, которые в этом нуждаются. Статья стоит потраченного времени!
Неужели есть еще динозавры с такими оборотами совсем без автоматизации 🫣 работа отличная!