Как закрыть 600 вакансий за год благодаря рекомендациям коллег
Рассказывает старший эйчар-дженералист СДЭК Ольга Гайдышева.
Реферальная программа — результативный и надежный инструмент рекрутинга в СДЭК. Как мы вовлекли сотрудников в программу, сделали ее эффективной и запустили на внешнюю аудиторию, рассказывает Ольга Гайдышева, старший эйчар-дженералист СДЭК.
Зачем нам реферальная программа
Бизнес столкнулся с серьезным дефицитом кадров: по итогам 2023 года безработица в России достигла рекордного минимума — 3,2%. Уже несколько лет компании переживают стресс из-за роста конкуренции на рынке труда. Несмотря на кадровый голод, главной задачей нашего HR-департамента остается качественное и быстрое закрытие вакансий, поэтому мы ищем новые решения и источники подбора. В СДЭК одним из самых эффективных каналов найма является реферальная программа «Приведи друга». Ее суть состоит в том, что наши сотрудники рекомендуют на вакансии друзей и получают бонусы.
Можно сказать, что «Приведи друга» действует с момента основания компании: топ-менеджеры СДЭК привлекали в команду друзей, бывших коллег и партнеров. Позже раздел рекомендаций появился на корпоративном портале. Проблема заключалась в том, что система не была прозрачной и удобной, рекрутерам и тем, кто хотел посоветовать специалиста, многое приходилось делать вручную. Дефицит кадров стал для нас вызовом, который подтолкнул HR-команду к решению усовершенствовать программу. Мы активно занялись ее перезапуском: автоматизацией, продвижением и обновлением.
Сервисный подход к рекомендациям
Перед нами стояла цель — сделать систему рекомендаций удобной и доступной для всех. Мы провели исследование опыта заказчиков, рекрутеров и рекомендателей, составили journey map и определили «боли» пользователей. Из-за отсутствия грамотной автоматизации контакты потенциально интересных соискателей долго обрабатывались.Также коллегам не хватало информации: состоялось ли собеседование, прошел ли друг испытательный срок, когда выплатят бонус, какие вакансии открыты.
Мы перенесли «Приведи друга» на новую внутреннюю платформу собственной разработки — CDEK Space. У площадки современный понятный интерфейс и широкие возможности интеграции с CRM для рекрутинга, куда «падают» заявки.
Мы сделали комфортную систему предложения и добавили полезные функции. Теперь рекомендацию можно отправить, заполнив небольшую анкету онлайн: оставить информацию о друге, выбрать вакансию в нужном городе и прикрепить резюме. Для коллег, у которых нет доступа к приложению или веб-версии, предусмотрели возможность подать рекомендацию через руководителя с занесением контактов в общую систему. Также появилось автоматическое информирование: в личном кабинете сотрудника отражаются этапы, которые предстоит пройти другу. Дополнительно об изменениях сообщает чат-бот.
Для продвижения программы мы провели внутреннюю рекламную кампанию: подготовили наглядные инструкции по использованию сервиса, запустили еженедельные рассылки вакансий в почте, повесили плакаты в подразделениях. В высокий сезон запустили «Марафон друзей» — акцию с повышенными выплатами за рекомендации. Мы продолжаем поддерживать информированность о программе и сейчас — остаемся на связи с сотрудниками, отвечаем на вопросы о действии программы и открыто делимся успешными кейсами, что повышает доверие коллег.
Информационная открытость, удобство и доступность сервиса увеличивает количество рекомендаций, следовательно, и процент закрытых вакансий.
Результаты
Сейчас «Приведи друга» — второй по эффективности и надежности источник подбора в СДЭК. К концу 2023 года доля закрытых благодаря реферальной программе позиций в среднем выросла до 15% в месяц. В ноябре результат оказался впечатляющим — рекомендациями закрыли 18% вакансий компании, это поддержало нас в разгар сезона.
В прошедшем году внутренняя программа позволила привлечь 663 кандидата. Лучше всего получается закрывать операционные позиции — склад и доставку, но есть отличные кейсы, когда по рекомендации приходили директора филиалов или руководители департаментов. Лучший результат показывают крупные города — Москва, Казань, Воронеж, Волгоград.
Подбор сотрудников по реферальной программе обходится дешевле, чем использование других ресурсов. Мы сохраняем программу гибкой: условия и сроки выплаты бонусов можно менять под потребности бизнеса.
Популярность «Приведи друга» также говорит о лояльности сотрудников — они готовы рекомендовать СДЭК близким. Еще один плюс — в компанию по рекомендации, как правило, приходят люди со схожими ценностями, поэтому они легко вписываются в коллектив.
Внешняя рефералка
Мы решили задействовать внешние ресурсы для поиска сотрудников и выпустили «Приведи друга» за пределы компании. Теперь рекомендовать талантливых специалистов и получать за это денежные бонусы может любой совершеннолетний человек, который не работает в СДЭК.
Информация уже размещена на нашем карьерном сайте. 2024 год стартовал с теста внешней программы на позиции менеджера по продажам. Размер вознаграждения зависит от вакансии: сейчас за рекомендации на некоторые позиции можно получить 30 000 рублей после прохождения другом испытательного срока.
В планах на ближайшее время — тестирование и продвижение внешней реферальной программы и запуск рекомендаций на позицию водителя-курьера. Будем анализировать результаты и расширять список позиций для рекомендаций. Верим, что в следующем году поделимся новым классным кейсом об этом масштабном проекте :)