«Миша, прости, мы все проверили». Правила объективного SWOT-анализа
Сам по себе SWOT-анализ – это, в большинстве своем, набор субъективных ощущений команды. В лучшем случае мы получаем поверхностное описание текущей ситуации по тому или иному вопросу. В худшем – оформленные и разделенные на 4 категории мысли на бумажке.
Меня зовут Андрей Краснопеев. Я основатель «Фабрики гипотез». Мы помогаем бизнесу тестировать гипотезы, находить новые точки роста и создавать востребованные продукты.
Вся концепция строится на создании оптимистичной стратегии действий, где мы учли угрозы, превратили слабые стороны в сильные и по-максимуму воспользовались возможностями. Какие мы молодцы!
Выше – 90% всех примеров использования.
Дальше – о правилах, которые добавят объективности.
Сторонний эксперт
Когда команда самостоятельно работает над SWOT-анализом, она рискует попасть в «ловушку идеализации» – идеализации команды, продукта, рынка, собственных возможностей.
Для того, чтобы снизить уровень искажения информации важно привлечь трекера – человека, который может незамыленным взглядом посмотреть на текущее положение проекта, т.е. провести внешнюю диагностику внутренних ресурсов.
P.S. таким трекером может выступить член команды «Фабрика Гипотез».
Будет полезно!
Пост в моем ТГ-канале про инструменты анализа продукта.
Фокус-группа экспертов с релевантным опытом
Здесь нам нужно взять 3-4 эксперта с 5-10 летним опытом в сфере, которую мы хотим исследовать. Они смогут без прикрас рассказать нам текущее положение рынка.
Почему 3-4 эксперта? Такой подход позволяет снизить субъективность полученных результатов.
Кабинетный анализ
Все данные SWOTа должны иметь под собой понятное обоснование (в идеале в цифрах). Здесь мы можем посмотреть не только на опыт рынка в нашем регионе, но и на международные тенденции.
Сюда же относим анализ лучших практик, связанных с нашим продуктом, и работу с бенчмарками.
Парадигма «антиSWOT»
Приземляем пространные обсуждения о вечном на реальную работу с рисками.
Пример вопросов, которые нужно задать:
- Что будет, если возможности не выполнят ожидания?
- Что будет, если угрозы, наступят самым неподходящим образом?
- Что будет, если конкуренты ослабят сильные стороны?
- Что будет, если слабые стороны станут ещё более слабыми?
В итоге у нас должен получиться список шагов, которые не позволят реализовать стратегию. При таком подходе мы точнее сможем определить сильные и слабые стороны продукта.
Одна из причин провалов стартапов – это отсутствие ответа на вопрос «что мы будем делать, если придет условный Яндекс и зальет рынок деньгами». У продукта должна быть фишка, которая явно выделит или поможет ему существовать в условиях, когда придет игрок с «бесконечным» бюджетом.
Резюме
SWOT-анализ это академический инструмент, придуманный в стерильных условиях университета. На реальный бизнес его можно натянуть с существенным «но». Но в том или другом виде его аналоги или смысловые конструкции должны работать в любом другом фреймворке и на любом этапе развития.
Вопрос в конце. SWOTу быть или не быть?
Есть запрос на проведение продуктовых исследований? Будем рады обсудить сотрудничество. Наш сайт: https://product-growth.ru
Подписывайтесь на мой ТГ-канал. Там я пишу о тестировании гипотез, продуктовом подходе, интересных кейсах, конференциях и своей жизни: