Как путешествовать с коллегами и не тратить отпуск
За 2019 год часть команды трижды уезжала работать удалённо. Рассказываем, как жить и работать с коллегами, чтобы не было больно.
Я попросил Арину, активного участника корпоративных выездов, написать про опыт поездок взглядом сотрудника. Передаю ей слово.
Всем привет, я работаю в интернет-агентстве «Умный маркетинг». Мы переждали апрель в Калкане на юге Турции, в июне на неделю сгоняли в Казань и с середины октября на месяц улетели на Шри-Ланку. С радостью поделюсь опытом организации таких поездок и расскажу, сколько это стоит.
Не забывайте читать описания к фотографиям, в них есть советы и наши впечатления.
Три причины ездить в трипы
Завести друзей среди коллег. Нас 70 человек, благодаря двум корпоративам в год мы все друг друга знаем, но довольно поверхностно. Длительные выезды помогают вывести общение с коллегами на новый уровень и понять, кто разделяет твои интересы и взгляды на жизнь. Если вам предстоит прожить месяц вдесятером в одном доме в чужой стране, подружиться — рабочая стратегия выживания.
Мощный буст к опыту путешествий. Был только в Турции по путевке, все плохо с английским? Опытные коллеги помогут, а инициативная группа все организует. В итоге посмотрел за год две страны, и еще четыре недели отпуска впереди.
HR скажет спасибо. У региональных агентств нет развитой практики рабочих выездов. В Перми мы единственные, кто это делает, и это повышает лояльность соискателей.
А еще это отличный способ переждать ремонт в офисе. В июне нам пришлось временно отправить примерно половину коллектива работать из дома, мы решили, что шанс надо использовать, и уехали в Казань.
Организация
Не усложняйте. За год наш отбор команды трипа стал таким:
Инициативная группа и руководство выдвигают идею поездки: страна, примерная смета, срок.
Все проходят опрос, готовы ли ехать.
Отобранная группа делит между собой организационные вопросы по поездке.
Готовясь к первой поездке, мы провели опросы: кто готов ехать, в какую страну, на сколько, кто поедет, даже если победит не то, за что он голосовал, и еще парочку — немного увлеклись. Победила Грузия на две недели, а улетели мы на месяц в Турцию, вдесятером — остальные 30 желающих отвалились в силу тех или иных причин.
Вы не сможете учесть интересы всех, и это нормально, прислушайтесь к пожеланиям коллектива по визам и климату — этого хватит.
Заранее обсудите важное. Вот примерный список важного:
Предельная цена жилья.
Предельная цена билетов.
- Возможен ли прилет/вылет в соседнем городе.
- Ок ли вам лететь с пересадкой.
- Всем ли нужна отдельная кровать.
- Можно ли жить без бассейна.
Договоритесь обо всем до начала подбора вариантов, это поможет не делать лишнюю работу главному организатору.
Это фото из бара на Шри-Ланке, в Турции мы могли делать то же самое прямо у себя во дворе. Если вам важно иметь возможность собраться за ужином — договоритесь об этом
Назначьте главного организатора. Главный организатор ищет жилье и билеты и распределяет обязанности, он — босс. У него хороший английский, есть опыт путешествий (и жопа из стали). Таких людей может быть двое. Их нужно поощрить.
Организатор подбирает несколько вариантов по критериям, а команда принимает окончательное решение — это в четыре раза быстрее, чем когда демократия.
Виллу в Калкане мы выбирали месяц, каждый день в чате начинался со «Смотрите, что я нашел». В итоге превратили поиск жилья в конкурс «Лучшая вилла Калкана 2019», составили две таблицы и чуть не остались на улице.
Распределите обязанности. Организатор назначает ответственных на мелкие задачи, например, подобрать страховые, он же контролирует выполнение. Практика показала, что без этого все делается медленно и плохо.
Две недели главорг Кристина тонула в задачах, а потом распределила их нам. За пять дней мы решили, где страхуемся, какой оператор лучше, на чем поедем из аэропорта и куда будем ходить по выходным.
Отдайте покупку билетов в одни руки. Определились с транспортом — купите билеты на всех. Иначе кто-то отложит до аванса, забудет, и, возможно, никуда не полетит.
Удобно, когда компания покупает и потом удерживает из зарплаты. Если есть возможность, можно договориться на рассрочку.
Возьмите важное. Несколько удлинителей, гарнитуры, антибликовые экраны на ноутбуки, если летите в солнечную страну — в курортном городе вполне может чего-то не оказаться.
Не забывайте аптечку. Возьмите одну аптечку на всех: антигистаминные, обезболивающие, средство от заложенности носа, жаропонижающее, антисептик, адсорбент, бинт и пластыри.
Аптека может быть далеко от вас, какие-то лекарства вы не купите без рецепта, могут возникнуть сложности с подбором аналогов.
Достаточно один раз потратить час, чтобы посреди рабочего дня съездить на такси за каплями от заложенности носа, чтобы все осознать. В Калкане аптека находилась на другом конце города, а на Шри-Ланке она может оказаться в соседнем поселке.
Наладьте коммуникацию с удаленной командой. Рецепт успеха из трех пунктов:
На берегу договоритесь, что удаленная команда работает в ритме вашего офиса, постарайтесь не уезжать туда, где разница во времени четыре часа и более.
Наладьте связь: возьмите с собой хорошие гарнитуры, организуйте быстрый интернет на месте, предупредите офис — им тоже нужно иметь средства связи под рукой.
Постарайтесь сделать удаленную команду более автономной. Если один и тот же вопрос может решить тот, кто с вами и тот, кто остался в офисе, предпочтение — первому.
Грустная история: на Шри-Ланке гроза, Алина из отдела контекстной рекламы не может выйти в интернет, Паша в Перми бьется головой о клавиатуру. Нужно срочно дооценить работы для крупного клиента — у них совещание через 20 минут. Четверо ребят из контекста в пермском офисе от Паши в двух метрах, но не погружены в проект и не могут помочь.
Продуктивность
Многих беспокоит, что люди, которые уехали работать в теплую страну, работать там не будут. На практике понимаешь, что выезды могут положительно влиять на продуктивность.
Мы тоже опасались проблем с продуктивностью, поэтому после Турции опросили всех, кто взаимодействовал с путешественниками и руководителей отделов, чтобы понять, есть ли проблемы.
Опрос про продуктивность:
Опрос про коммуникацию:
По моим ощущениям средняя эффективность удаленной команды не отличалась от пермского офиса. Опросы подтвердили.
У нас все получилось, потому что в коллективе Умного маркетинга изначально высокий уровень личной ответственности, сотрудники без этого качества у нас не приживаются.
Личный опыт
Каждая поездка чему-то нас научила, иногда это происходило через боль. Так что ловите шесть путевых откровений от УМа:
Можно ездить +1. У нас прижилось, подумываем добавить мужа коллеги в Битрикс, а то неудобно на тусовки в офис звать.
Идеально ехать на месяц. За пару недель в рабочем режиме много не успеешь, на больший срок многим проблематично оставить семью, кота и тренера по йоге.
Попробуйте зацепить майские. Когда вас 12 человек, отпуск на неделю смогут взять не все, праздничные дни — другое дело. Можно запланировать что-то масштабное и у всех получится.
Не бойтесь разделяться. Кто-то любит ходить по горам, кто-то пить вино в ресторане, если вас больше 5 человек — у вас точно разные интересы. Не пытайтесь везде быть вместе и не обижайтесь друг на друга за разные увлечения.
Не ссориться реально. Мы очень разные, кто-то храпит, кто-то беременный, кто-то много ругается, но мы ни разу не ссорились. Если среди вас нет токсичного типа, даже разбитая банка нутеллы не приведет к кровопролитию.
Выбирайте жилье с общей зоной. На Шри-Ланке мы это не учли и команда физически не могла собраться вместе в пределах дома.
На самом деле я очень хочу рассказать, про то, что надо выложить перед поездкой половину вещей из чемодана и про то, каково быть счастливым обладателем приорити-пасса. Опыта много, но статья не про это.
Стоимость
Каждый второй человек, которому мы рассказываем о наших выездах, говорит, что это капец какие деньжищи и почему жадный работодатель нам ничего не оплатил?
На самом деле рядовой сотрудник из мира digital может ездить в трипы дважды в год на пермскую зарплату. Главное условие, как можно раньше ставить коллектив в известность о будущей поездке, чтобы дать людям пространство для маневра.
В личные траты входят и путешествия внутри страны, например, на поездку выходного дня из Калкана в Каппадокию мы потратили по 10 тысяч рублей.
Развлечения
Когда у тебя в Перми +2, а ты у моря, развлекаться стараешься каждый божий день. Чтобы все рассказать, нужна отдельная статья. Не буду сильно углубляться в тему, просто приведу несколько примеров разноплановых активностей, чтобы передать дух путешествий.
Турция:
В Калкане обязательно поужинайте в Акине — лучшие цены на набережной, сходите на пляж Капуташ — он окружен красивыми скалами.
Прокатитесь на яхте.
- Съездите в Каппадокию, независимо от того, в какой вы части страны.
Казань:
Прокатитесь по набережной на велосипедах.
Съездите в Свияжск.
- Сходите в бар Коммуналка.
Шри-Ланка:
- Поучитесь серфингу. Обязательно возьмите хотя бы три урока в Good Story.
- Поднимитесь на Пик Адама.
Прокатитесь на поезде по маршруту Элла → Нувара-Элия.
Подведем итоги
Если резюмировать статью, то про путешествия с коллегами нужно знать следующее:
Это может себе позволить средний региональный сотрудник, главное все тщательно спланировать;
Если в коллективе все хорошо с дисциплиной, проблем с продуктивностью не возникнет;
Демократия может сильно усложнить организацию. Назначайте на все ответственных и не тоните в вариантах;
Чтобы подружиться и не конфликтовать, достаточно просто быть адекватными ребятами, даже если вы очень разные.
После трех путешествий я с уверенностью могу сказать, что удаленка — это наш формат. Тестирование прошло успешно, теперь эта практика будет регулярной.
Мы уже обсуждаем весеннюю поездку в Черногорию, на осень пока рассматриваем Бали.
А вы уезжали работать с коллегами? Давайте делиться опытом.