Устроить шоу: сколько стоит открытие спортивного матча и как Челябинск захватил всю страну
Церемонии открытия или закрытия спортивных мероприятий — настоящее шоу, которое иногда запоминается больше, чем сами соревнования. Его основу зачастую составляет световое и лазерное шоу.
О том как устроен этот рынок изнутри, сколько там денег и что не видят зрители — в материале, который подготовил совместно с Артемом Небылицыным, директором Студии визуальных решений.
Сколько стоит
Стоимость всей церемонии открытия крупных спортивных мероприятий может превышать 100 млн рублей, если речь идет о федеральных соревнованиях, вроде прошедшей в феврале Спартакиады зимних видов спорта. Бюджет объясним: полторы тысячи артистов были задействовано в театрализованном представлении, привлекались хэдлайнеры, вроде Niletto. И в последние годы количество мероприятий с такими бюджетами растет.
Средняя стоимость самого светового шоу составляет от 4 до 20 млн рублей, так как стоимость оборудования составляет сотни миллионов рублей.
В условиях, когда трансляцию можно посмотреть в интернете, для привлечения зрителей спортивные матчи трансформируют в формат matchday - полноценный праздник, который интересен широкой аудитории, включая детей.
Яркое шоу на открытии - неотъемлемая часть такого формата, а инфоповодом и темой шоу может стать любое событие: открытие и закрытие сезона, старт плей-офф, юбилейный домашний матч и т.д. Для топовых клубов такие затраты окупаются.
Организатору мероприятия и его заказчику (будь то клуб, региональное министерство спорта или спортивная федерация) важно, чтобы мероприятие прозвучало на федеральном уровне, был высокий медийный результат. И именно яркое шоу на открытии помогает войти в информационную повестку, как в СМИ, так и в соцсетях.
Практика показывает, что зрители гораздо чаще выкладывают у себя в соцсетях видео и фото с церемоний, нежели с самих спортивных соревнований.
Также шоу позволяет нативно интегрировать спонсора в ярком и запоминающемся образе. Например, ниже шоу завершается брендингом букмекера в момент, когда по режиссуре у зрителей наибольший эмоциональный подъем.
Кто придумывает такие шоу и как Челябинск покорил страну
Рынок мультимедиа и световых шоу в России развит сильнее, чем где-либо и вполне конкурентоспособен, даже в США, где индустрия подобных шоу развивалась десятилетиями. Например, для шоу Дрейка и Билли Айлиш световое шоу делает компания с корнями из нашей страны.
За последнее время Челябинск стал одной из спортивных столиц. Помимо Спартакиады, о которой упоминалось выше, там прошли соревнования чемпионаты мира и России по дзюдо, кикбоксингу, ски-кроссу, тхэквондо, фигурному катанию.
Крупных игроков на этом рынке всего несколько, поскольку на рынке высокий порог входа - требуется большие инвестиции на технику. Например, для церемонии открытия чемпионата России по фигурному катанию использовали 20 сверхярких видеопроекторов, общей стоимостью более 100 миллионов рублей.
Поэтому команды находятся в постоянных разъездах и выезжают со всем оборудованием по всей стране. Головной офис и склад оборудования “Студии визуальных решений”, например, расположен в центре страны, в Челябинске, что позволяет выезжать на проекты и на Дальний Восток, и на Север, например, в Воркуту и Ханты-Мансийск и в европейскую часть страны.
Этапы создания шоу
Креативный директор смотрит бриф от клиента и дает вводные концепт-художнику.
На основе первых концепций и изображений, полученных от художника, креативный директор обсуждает с техническим директором сетап площадки.
Технический директор, понимая технические возможности технологий и возможности самой площадки может скорректировать некоторые идеи креативного директора. Коррективы также может внести супервайзер, опираясь на возможности команды по производству и технические особенности создания графики.
После согласования заказчиком концепта и сетапа подготавливается сценарий проекта, включая согласование с танцорами и артистами по их участию, а также подбирается музыка. Формируется сценарий со звуком.
Далее создается раскадровка будущего шоу, подбор визуального стиля всех сцен, переходов и основных моментов.
К производству подключаются художники компьютерной графики (они же называются CG-артисты). Координацией занимается супервайзер, который ставит и распределяет задачи для художников и обозначает дополнительные необходимые для производства мероприятия, например, съемки и в студиях.
Готовится превизуализация (аниматик) и после утверждения чистовая версия, которую потом и видит зритель на событии.
Изнанка профессии
Несмотря на то, что в нулевые массово обновлялась спортивная инфраструктура, многие спортивные арены, включая ледовые дворцы, не совсем приспособлены для подобных шоу.
Один из примеров — маленькая пультовая, в которой иногда приходится буквально скотчем разграничивать пространство, чтобы специалисты не мешали друг другу. У команды от ТВ свои задачи по трансляции, у техспециалистов по световому шоу свои и наладить взаимодействие между ними является важной задачей.
Кстати, на экране ТВ шоу всегда выглядит по-другому, чем вживую. И дело не только в эффекте присутствия, но и в том, что у телевизионных камер свои параметры и требования по яркости. Из-за чего фактически крайне сложно отснять такой эффект как «луч света в темноте» - на экране ТВ он будет выглядеть обычным ярким прожектором.
Другая сложность для медиахудожника - куда идет проекция. Каждая поверхность имеет свою специфику по цвету, по отражению. И если со льдом на хоккейной площадке ситуация проще, то например, для работы с баскетбольным паркетом или татами у единоборств медиахудожник должен иметь специализированный опыт.
Какое из спортивных шоу и церемоний вам запомнилось больше всего?
Шикарные сложные лазерные шоу и маленькие пультовые, где места разделяются скотчем... Мда уж, уровень
Как говорится иногда лучше радоваться за результат, не узнавая какими усилиями с каким количеством мата это было сделано)
Поход съездить в Челябинск? )
Тут весь город ледовое шоу)
Почему бы и нет, особенно весной или летом. Можно совместить с горами\озерами. Несколько раз там был
• Церемонии открытия и закрытия спортивных мероприятий часто включают световое и лазерное шоу.
• Стоимость церемоний открытия крупных спортивных мероприятий может превышать 100 млн рублей.
• Средняя стоимость светового шоу составляет от 4 до 20 млн рублей.
• Спортивные матчи трансформируются в формат matchday, делая их более интересными для широкой аудитории.
• Яркое шоу на открытии помогает войти в информационную повестку и интегрировать спонсора.
• Рынок мультимедиа и световых шоу в России развит сильнее, чем в США.
• Челябинск стал одной из спортивных столиц, где проводятся крупные соревнования.
• Создание шоу включает этапы разработки концепций, согласования сценария и производства.
• Многие спортивные арены не полностью приспособлены для подобных шоу, и взаимодействие между командами является важной задачей.
краткое содержание) все верно