19 000 участников в год: как Самарский университет создает базу абитуриентов через конкурсы
Команда Самарского университета с нуля создала три всероссийских конкурса, через них охватила 90000 ребят за 8 лет, выигрывает гранты и увеличивает штат. Мы узнали, как проекты для школьников помогают региональному вузу привлекать талантливых абитуриентов и финансирование.
Эта статья — не мой кейс, а обзор работы с конкурсами как с инструментом привлечения на образовательные программы. Чтобы его написать, я поговорила с Сергеем Горяиновым — начальником управления формирования и сопровождения контингента Самарского университета им. С.П. Королева. Специально для тг-канала @pereshli_v_pr
Вводные про университет
- 15711 студентов из России и других стран, каждый год поступает больше 5000 человек
- Опорный вуз ракетно-космической отрасли, учат авиа-, ракето-, двигателестроению и всему смежному
- Сильная исследовательская компонента, конструкторские и технологические проекты с предприятиями, в которых участвуют в том числе студенты
- Вуз — результат слияния аэрокосмического и классического госуниверситета, благодаря чему есть также естественно-научные и гуманитарные направления
Для чего это делали
- Закрыть «сложные» технические бюджетные места в вузе талантливыми студентами. Количество выпускников, сдающих физику и профильную математику, ежегодно снижается, стало важно прививать интерес к инженерным направлениям, математике и физике школьникам 8-10 классов.
- Удерживать местных ребят в Самарской области и привлекать иногородних. С одной стороны, есть необходимость мотивировать оставаться в родном регионе “своих” школьников, с другой – сдающих физику мало, и нужна поддержка талантами из других областей.
- Реализовать амбиции команды вуза – сделать университетские конкурсы федеральными.
Почему такой формат
Уже в 2015-16 году в стране было около 500 олимпиад для школьников, а конкурсы почти никто не проводил. Кроме того, олимпиады про самостоятельную работу, в конкурсах возможны командные проекты. Это выгодно университету в долгосрочной перспективе: участники нарабатывают связи, лучше показывают себя в учебе, эффективнее работают в группах и востребованы у работодателей благодаря ориентированности на коллектив.
Высокая конкуренция среди участников должна была позволить отобрать лучших со всей России. Гипотеза подтвердилась в первом же сезоне: воронка была 1 к 100.
Как начинали и за счет чего наращивали темп
Поездка в крупнейший детский центр – главный приз. В 2016 году Самарский университет пришел в крупнейший детский центр «Артек» с тремя лабораториями: по робототехнике, электронике и ракетной технике. Успешный опыт взаимодействия и живость команды вуза стали сильным аргументом в предложении «Артеку» стать площадкой финального этапа нового конкурса для школьников и принять у себя на тематической смене школьников с исследовательским потенциалом.
Выбор из направлений и профилей. Первым стартовал конкурс «Спутник» для юных инженеров-исследователей по одному направлению – «Ракетостроение», на которое пришло 1500 заявок, а через год – 6000, это побудило увеличить количество направлений. Результаты первых сезонов «Спутника» повлияли на весь вуз: к работе подключились нетехнические кафедры.
Появилась система конкурсов университета для школьников: к инженерному «Спутнику» добавились всероссийские гуманитарный конкурс для школьников «Универсум» и конкурс «Десять в минус девятой» по естественным наукам.
Профильные партнеры. Через три года после старта «Спутник» выиграл грант, появилась агломерация конкурсов «Дежурный по планете» от Фонда содействия инновациям, вышел на партнерство с Роскосмосом и СБЕР 21.
Зачем это школьникам
- Развивают навыки через опыт в реальном проекте, получают обратную связь на свои идеи от профессионалов сферы.
- Попадают в сообщество таких же заинтересованных ребят со всей страны и из других государств.
- Посещают университет и современные лаборатории, общаются со студентами и молодыми учеными, узнают о профессиях.
- Участвуют в смене в Артеке.
- Зарабатывают дополнительные баллы при поступлении в Самарский университет им. Королева.
- Получают первую научную публикацию: по итогам конкурса организаторы издают сборник работ.
Зачем это партнерам
Высокая конкуренция за кадры усиливает интерес компаний работать со школьниками, продвигая HR-бренд с ранних лет. Университет и его проекты выступают удобной буферной зоной. Партнеры становятся наставниками, жюри, привозят мерч и специальные программы для ребят. Они работают с отобранными и заинтересованными школьниками, могут влиять на их карьерные траектории и постепенно вести их на работу в свою компанию. При этом организационные моменты, привлечение и мотивацию ребят берет на себя вуз.
Победители «Спутника», окончившие вуз, устраиваются на работу в российские космические компании. На фото ниже: Даниил Куприянов, сейчас сотрудник самой большой российской частной компании СПУТНИКС, до этого - студент Самарского университета, а в 2017 году - финалист конкурса.
Как привлекают и удерживают школьников
Ставку сделали на продвижение в соцсетях и таким образом охватили всю Россию. Объявление с предложением участвовать в конкурсе переводило на лендинг и быструю регистрацию, чтобы у участников появился личный кабинет.
На первом этапе ребят встречают несложные вопросы на темы космоса и космической романтики. Это заинтересовывает идти дальше. На следующем этапе их погружают в профильную тему, где с участниками над проектами работают преподаватели университета, а обратную связь можно получить в том числе от компаний-партнеров.
Не меньше привлекает фирменный стиль и мерч, которые объединяют ребят на визуальном уровне и способствуют выстроенной коммуникации.
В течение года между конкурсами организаторы в группе и чатах делятся полезными материалами, новостями из индустрии и науки, рассказывают про университет и обучение, приглашают на дни открытых дверей и разные события.
Сложности
Убедить руководство, что это нужно. Здесь поможет искусство ведения переговоров и просчитанные цифры.
Ограничения в бюджете. Решается опять же переговорами, привлечением партнеров и грантами.
Какие результаты
- Через первый этап конкурса за восемь лет прошло около 90 000 человек.
- Лучший результат среди конкурсов – у «Спутника» в 2020 году: 10 100 регистраций при квоте на поездку в «Артек» 200 человек.
- Из Самарской области участвуют около 15 процентов детей, 85 процентов – регистрируются из других регионов и стран.
- 30 компаний-партнеров конкурса.
- «Роскосмос» и Самарская область включила «Спутник» в пул своих флагманских проектов.
- Развивается бренд Самарской области как космической столицы России.
- Команду привлекают к организации всероссийских мероприятий для школьников, в т.ч. в рамках Движения первых и конкурса «Большая перемена».
Неожиданные результаты
- Социальный эффект: из победителей вырастают лидеры, которые меняют вокруг себя студенческое сообщество. Оно становится мобильным, заметным. Так постепенно меняется и университет.
- Преподаватели поняли, что школьники, как и студенты, – такая же аудитория, с которой можно и выгодно работать. Кафедры «пошли» в школы: делают для ребят узконаправленные конкурсы, вовлекают в проекты и привлекают к грантам. Профориентация стала интереснее.
Что дальше
В планах привлекать больше корпораций и компаний, которые стали бы заказчиками конкурса.
Так, работодатели могли бы формировать требования для будущих участников, в том числе личностные, определить направления науки, по которым конкурсанты создадут работы. Тогда вуз будет лучше отбирать участников, а партнеры – они же работодатели – готовить кадры по своим запросам и участвовать в подготовке будущих коллег, например, через целевые договоры.
Кейс Самарского университета – это пример, как инициатива одного отдела с помощью инструментов маркетинга поменяла отношение университета к работе со школьниками и профориентации, увеличила базу абитуриентов и количество партнеров.
Здесь важно учитывать, что вузам необходимо параллельно поддерживать изнутри сообщество конкурсантов, чтобы формировать лояльность к бренду и доводить ребят до поступления в университет. Иначе есть риск стать площадкой подготовки талантливых детей для других образовательных организаций.
📌 Посмотреть больше кейсов и поделиться своим приглашаем в нашем канале о коммуникации университетов @pereshli_v_pr .
Счастливые дети ;)