19 000 участников в год: как Самарский университет создает базу абитуриентов через конкурсы

Команда Самарского университета с нуля создала три всероссийских конкурса, через них охватила 90000 ребят за 8 лет, выигрывает гранты и увеличивает штат. Мы узнали, как проекты для школьников помогают региональному вузу привлекать талантливых абитуриентов и финансирование.

19 000 участников в год: как Самарский университет создает базу абитуриентов через конкурсы

Эта статья — не мой кейс, а обзор работы с конкурсами как с инструментом привлечения на образовательные программы. Чтобы его написать, я поговорила с Сергеем Горяиновым — начальником управления формирования и сопровождения контингента Самарского университета им. С.П. Королева. Специально для тг-канала @pereshli_v_pr

Вводные про университет

  • 15711 студентов из России и других стран, каждый год поступает больше 5000 человек
  • Опорный вуз ракетно-космической отрасли, учат авиа-, ракето-, двигателестроению и всему смежному
  • Сильная исследовательская компонента, конструкторские и технологические проекты с предприятиями, в которых участвуют в том числе студенты
  • Вуз — результат слияния аэрокосмического и классического госуниверситета, благодаря чему есть также естественно-научные и гуманитарные направления

Для чего это делали

  1. Закрыть «сложные» технические бюджетные места в вузе талантливыми студентами. Количество выпускников, сдающих физику и профильную математику, ежегодно снижается, стало важно прививать интерес к инженерным направлениям, математике и физике школьникам 8-10 классов.
  2. Удерживать местных ребят в Самарской области и привлекать иногородних. С одной стороны, есть необходимость мотивировать оставаться в родном регионе “своих” школьников, с другой – сдающих физику мало, и нужна поддержка талантами из других областей.
  3. Реализовать амбиции команды вуза – сделать университетские конкурсы федеральными.

Почему такой формат

Уже в 2015-16 году в стране было около 500 олимпиад для школьников, а конкурсы почти никто не проводил. Кроме того, олимпиады про самостоятельную работу, в конкурсах возможны командные проекты. Это выгодно университету в долгосрочной перспективе: участники нарабатывают связи, лучше показывают себя в учебе, эффективнее работают в группах и востребованы у работодателей благодаря ориентированности на коллектив.

19 000 участников в год: как Самарский университет создает базу абитуриентов через конкурсы

Высокая конкуренция среди участников должна была позволить отобрать лучших со всей России. Гипотеза подтвердилась в первом же сезоне: воронка была 1 к 100.

Как начинали и за счет чего наращивали темп

Поездка в крупнейший детский центр – главный приз. В 2016 году Самарский университет пришел в крупнейший детский центр «Артек» с тремя лабораториями: по робототехнике, электронике и ракетной технике. Успешный опыт взаимодействия и живость команды вуза стали сильным аргументом в предложении «Артеку» стать площадкой финального этапа нового конкурса для школьников и принять у себя на тематической смене школьников с исследовательским потенциалом.

Выбор из направлений и профилей. Первым стартовал конкурс «Спутник» для юных инженеров-исследователей по одному направлению – «Ракетостроение», на которое пришло 1500 заявок, а через год – 6000, это побудило увеличить количество направлений. Результаты первых сезонов «Спутника» повлияли на весь вуз: к работе подключились нетехнические кафедры.

Появилась система конкурсов университета для школьников: к инженерному «Спутнику» добавились всероссийские гуманитарный конкурс для школьников «Универсум» и конкурс «Десять в минус девятой» по естественным наукам.

19 000 участников в год: как Самарский университет создает базу абитуриентов через конкурсы

Профильные партнеры. Через три года после старта «Спутник» выиграл грант, появилась агломерация конкурсов «Дежурный по планете» от Фонда содействия инновациям, вышел на партнерство с Роскосмосом и СБЕР 21.

Зачем это школьникам

  • Развивают навыки через опыт в реальном проекте, получают обратную связь на свои идеи от профессионалов сферы.
  • Попадают в сообщество таких же заинтересованных ребят со всей страны и из других государств.
  • Посещают университет и современные лаборатории, общаются со студентами и молодыми учеными, узнают о профессиях.
  • Участвуют в смене в Артеке.
  • Зарабатывают дополнительные баллы при поступлении в Самарский университет им. Королева.
  • Получают первую научную публикацию: по итогам конкурса организаторы издают сборник работ.

Зачем это партнерам

Высокая конкуренция за кадры усиливает интерес компаний работать со школьниками, продвигая HR-бренд с ранних лет. Университет и его проекты выступают удобной буферной зоной. Партнеры становятся наставниками, жюри, привозят мерч и специальные программы для ребят. Они работают с отобранными и заинтересованными школьниками, могут влиять на их карьерные траектории и постепенно вести их на работу в свою компанию. При этом организационные моменты, привлечение и мотивацию ребят берет на себя вуз.

Победители «Спутника», окончившие вуз, устраиваются на работу в российские космические компании. На фото ниже: Даниил Куприянов, сейчас сотрудник самой большой российской частной компании СПУТНИКС, до этого - студент Самарского университета, а в 2017 году - финалист конкурса.

Как привлекают и удерживают школьников

Ставку сделали на продвижение в соцсетях и таким образом охватили всю Россию. Объявление с предложением участвовать в конкурсе переводило на лендинг и быструю регистрацию, чтобы у участников появился личный кабинет.

На первом этапе ребят встречают несложные вопросы на темы космоса и космической романтики. Это заинтересовывает идти дальше. На следующем этапе их погружают в профильную тему, где с участниками над проектами работают преподаватели университета, а обратную связь можно получить в том числе от компаний-партнеров.

Сайт конкурса <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fsputnikssau.ru&postId=1086370" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">sputnikssau.ru</a>
Сайт конкурса sputnikssau.ru

Не меньше привлекает фирменный стиль и мерч, которые объединяют ребят на визуальном уровне и способствуют выстроенной коммуникации.

В течение года между конкурсами организаторы в группе и чатах делятся полезными материалами, новостями из индустрии и науки, рассказывают про университет и обучение, приглашают на дни открытых дверей и разные события.

Сложности

Убедить руководство, что это нужно. Здесь поможет искусство ведения переговоров и просчитанные цифры.

Ограничения в бюджете. Решается опять же переговорами, привлечением партнеров и грантами.

Какие результаты

  • Через первый этап конкурса за восемь лет прошло около 90 000 человек.
  • Лучший результат среди конкурсов – у «Спутника» в 2020 году: 10 100 регистраций при квоте на поездку в «Артек» 200 человек.
  • Из Самарской области участвуют около 15 процентов детей, 85 процентов – регистрируются из других регионов и стран.
  • 30 компаний-партнеров конкурса.
  • «Роскосмос» и Самарская область включила «Спутник» в пул своих флагманских проектов.
  • Развивается бренд Самарской области как космической столицы России.
  • Команду привлекают к организации всероссийских мероприятий для школьников, в т.ч. в рамках Движения первых и конкурса «Большая перемена».
Школьники в Самарском университете (Институт двигателей и энергетических установок)
Школьники в Самарском университете (Институт двигателей и энергетических установок)

Неожиданные результаты

  • Социальный эффект: из победителей вырастают лидеры, которые меняют вокруг себя студенческое сообщество. Оно становится мобильным, заметным. Так постепенно меняется и университет.
  • Преподаватели поняли, что школьники, как и студенты, – такая же аудитория, с которой можно и выгодно работать. Кафедры «пошли» в школы: делают для ребят узконаправленные конкурсы, вовлекают в проекты и привлекают к грантам. Профориентация стала интереснее.

Что дальше

В планах привлекать больше корпораций и компаний, которые стали бы заказчиками конкурса.

Так, работодатели могли бы формировать требования для будущих участников, в том числе личностные, определить направления науки, по которым конкурсанты создадут работы. Тогда вуз будет лучше отбирать участников, а партнеры – они же работодатели – готовить кадры по своим запросам и участвовать в подготовке будущих коллег, например, через целевые договоры.

Кейс Самарского университета – это пример, как инициатива одного отдела с помощью инструментов маркетинга поменяла отношение университета к работе со школьниками и профориентации, увеличила базу абитуриентов и количество партнеров.

Здесь важно учитывать, что вузам необходимо параллельно поддерживать изнутри сообщество конкурсантов, чтобы формировать лояльность к бренду и доводить ребят до поступления в университет. Иначе есть риск стать площадкой подготовки талантливых детей для других образовательных организаций.

Еще: Все мероприятия университета для школьников (страница), сайт Спутника

📌 Посмотреть больше кейсов и поделиться своим приглашаем в нашем канале о коммуникации университетов @pereshli_v_pr .

33
1 комментарий

Счастливые дети ;)

1
Ответить