Дженералист vs. специалист: должен остаться только один?
Кто нужнее — универсальные сотрудники или узкопрофильные специалисты? Разберём нюансы, чем специалист отличается от более разнофокусного сотрудника — дженералиста.
Разница между универсалом (дженералистом) и специалистом
Дженералисты видят задачу/пооблему в целом и способны заниматься частными вопросами, не теряя конечную цель из виду. Они учитывают: конечной цели можно достичь через разный набор частных задач.
Специалисты не любят обсуждать стратегии и концепции, их любимый вопрос: «Что конкретно нужно сделать?» Если они приступили к частной задаче, то могут не знать, как это связано с другими задачами и конечной целью.
Плюсы и минусы универсалов и специалистов
Главное преимущество специалиста: он глубоко знает свою область, умеет сосредоточенно работать и глубоко концентрироваться на одном направлении.
Дженералист держит в фокусе несколько областей. Например, HR-менеджер — профессия для людей-дженералистов. Он подбирает персонал, разрабатывает внутреннюю документацию и инструкции, он психолог, организатор.
Недостатки следуют прямо из достоинств.
Специалист ограничен рамками своей профессиональной области. Если специальность окажется невостребованной на рынке труда — например, из-за технологических изменений, экономической ситуации или других причин, — специалист не сможет без потерь переориентироваться на другую сферу.
Дженералист может слишком распылять своё внимание. Возможно, это помешает ему в полной мере раскрыть профессиональный потенциал.
Тренд на универсалов есть
В целом совсем узкопрофильных специалистов становится меньше. На примере ИТ-отрасли: очень востребованы full-stack-разработчики, которые используют разные языки программирования, могут решать задачи front-end и back-end разработки.
Дженераслисты более гибки к изменениям на рынке труда и в бизнесе. В команде они могут взаимозаменять и взаимодополнять друг друга.
Если сотрудник владеет разными наборами навыков или даже способен к разным видам деятельности, работодатели готовы платить надбавку — часто большую. Например, менеджеры по маркетингу, обладающие навыками анализа данных, часто зарабатывают на 40% больше, чем те, у кого таких навыков нет.
Мы живем в быстро меняющемся мире. Компаниям нужно оперативно реагировать на любые новые тренды.
Хорошо ли быть специалистом?
В медицине глубокая специализация будет плюсом. Хотя на самом глубоком уровне знания обнаруживается, что профессиональный кругозор хорошего врача должен быть очень широк. В организме — все связано. И всё же, когда пациент идет оперироваться, ему интересно, как часто и как хорошо хирург оперирует, а не то, владеет ли хирург общей врачебной практикой.
В финансисте мы чаще ожидаем увидеть универсала. Например, финансовый менеджер, финансовый директор помимо экономических законов рынка будет знать и некоторые юридические аспекты банковской деятельности.
Дженералисты, способные совмещать в себе роли двух, а то и трех специалистов, все больше встречаются в небольших компаниях и стартапах. Крупные компании отдают предпочтение узким специалистам.
Один их самых знаменитых примеров дженералиста — сооснователь Майкрософт Билл Гейтс. Он не был компьютерным гением и обладал навыками программиста среднего уровня. Однако параллельно с программированием он изучал маркетинг, юриспруденцию. В итоге он стал одним из самых преуспевающих людей планеты. Произошло бы это, если бы он остался узким специалистом в любой из областей, которые изучал? Сложно сказать.
Спасет ли образование?
Образование, как правило, заточено под конкретную специальность. Однако дженералист и специалист — это, скорее, личностные характеристики, способ взаимодействия с окружающим миром.
Дженералистом может стать любой человек с любым образованием, обладающий соответствующими склонностями и способностями.
Дженералист или дилетант?
Человек, который понемногу знает обо всём — дилетант. Он не владеет специальными углубленными знаниями, его суждения могут быть легко “разобраны” профессионалами.
Для успеха в профессиональной карьере нужны углубленные знания. Экспертиза в одной области и развитые компетенции в смежных — это хорошая характеристика для современного “специалиста”. Это, как правило, очень хорошие сотрудники, которые могут принимать решения, оглядываясь на контекст и общие требования к бизнес-процессам.
Из них получаются хорошие руководители, тим-лиды, Devops-инженеры, менеджеры проектов. В то же время, специалисты — могут быть прекрасными членами коллектива, которым управляют дженералисты.
Какой человек нужен в корпоративном мире, зависит от сферы деятельности, конкретной позиции и задач.
Так есть же понятие T-shaped, V-shaped и т.д, а то что вы рассказываете, это из 1995 года какая-то тема уже, очень устаревшая. В наше время тем более, не стоит нанимать ни чистых дженералистов, ни чистых специалистов. От дженералистов ты ожидаешь, что они будут обладать глубокими профзнаниями в одной или нескольких подобластях, а от специалистов — чтобы они могли посмотреть шире на контекст, а не ныли, что "это невозможно сделать, потому что меня этому не учили".
95-й год - свежачок, получается. T-shaped в 1980-х придумали:)
Оба подхода имеют свои плюсы и минусы, и важно найти баланс в команде