Рекламации — как с ними работать, чтобы оставаться с клиентом заодно, и при этом не угробить свой бизнес
• Как работать с обоснованными и необоснованными рекламациями?
• Как сохранить отношения с клиентами в случае ошибок или брака на стороне поставщика?
• Как действовать если вы столкнулись с потребительским экстремизмом?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в том как работать с рекламациями
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.
Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.
История с тараканом в твороге прогремела на всю страну и подняла две важные темы: противодействие потребительскому экстремизму и работу с рекламациями.
Если вкратце, то некий блогер купил во ВкусВилле творог и нашел в нем таракана. Дальше со слов PR-службы сети разговор строился так:
«... голос в трубке невозмутимо сказал, что никакие результаты (расследования — прим. автора) ему не нужны. Он — известный блогер и может рассказать о находке в нашем твороге многотысячной армии своих подписчиков.
Однако ему жалко «мочить честный бизнес» (это цитата, которую мы помним до сих пор), поэтому всё, чего он хочет, — 50 000 рублей за молчание. Банка с творогом тут же отправится в мусорное ведро, и об инциденте больше никто не узнает».
В компании рекламацию переквалифицировали в вымогательство и прекратили диалог. Через некоторое время вышел обещанный материал. Блогер действительно оказался известным. Поднялась волна хейта.
«Счёт шёл на часы, — делились пиарщики, — пользователи соцсетей требовали от нас официального ответа. В такой короткий срок установить «подлинность» таракана невозможно. Поэтому мы в своей группе в Facebook (соцсеть, запрещенная в РФ) написали подробный и честный объяснительный пост, в котором рассказали всё как есть: от звонка на горячую линию и требований заплатить 50 000 рублей до планирующейся проверки производства. Мы также извинились перед теми покупателями, кого новость расстроила и даже шокировала. Но всем пообещали разобраться».
Вряд ли кто-то мог предсказать реакцию аудитории, но поток хейта развернулся в сторону блогера. Чуть позже на РБК были опубликованы результаты расследования. ВкусВилл подтвердил, что таракан был их, собственный. Он залез в банку и сдох до того, как стал знаменитым.
Рекламация
Чаще всего жалоба или рекламация — это попытка клиента получить свое, и не больше того.
Квалифицировать рекламацию можно по одному из трех типов:
- Обоснованная — когда на стороне поставщика или подрядчика есть недоработки, брак, некорректное поведение сотрудников и т.д.
- Необоснованная — когда клиент не разобрался в том, что купил или использовал приобретение не по назначению.
- Потребительский экстремизм — когда клиент рассматривает поставщика или подрядчика как источник необоснованного обогащения (юридический термин).
Способ реакции зависит от канала распространения жалобы. Их тоже можно разделить на три типа:
- Публичное пространство (соцсети, отзовики и т.д.)
- В диалоге с сотрудником компании
- Жалоба поступила в контролирующие организации
Обоснованная жалоба
Легче всего урегулировать обоснованную жалобу. Вне зависимости от канала распространения нужно просто извиниться и предложить разумную компенсацию.
В идеальном случае потом еще и отчитаться о том, что причина инцидента устранена. Можно отблагодарить клиента, потому что благодаря ему компания стала лучше.
В этом случае можно рассчитывать на то, что клиент заберет жалобу из контролирующего органа, удалит негативный отзыв или пост в соцсети. Во всяком случае точно стоит его об этом попросить.
Необоснованная жалоба
Сложнее работать с необоснованной рекламацией. Если пойти на встречу, то чем это отличается от потребительского экстремизма. Если пойти на принцип, то уровень негатива будет как у авиакомпании Победа. Не смотря на то, что они все таки победили своих пассажиров, без материнского Аэрофлота вряд ли смогли бы существовать.
Оптимальный для обеих сторон способ избежать недопонимания и последующего конфликта — профилактировать рекламации:
- Квалифицировать клиентов на этапе продаж
- Работать с ожиданиями
- Проводить качественный онбординг
- По возможности исключить из договора спорные пункты
- Продумать техническую, методическую, информационную поддержку
- Сделать возможность купить преференции, которые требует клиент
Если необоснованное требование появилось в публичном пространстве, то нужно сделать свою позицию еще более публичной. Например все негативные отзывы мы публикуем прямо на главной странице сайта.
Кроме того, в нашей компании нет манибэка. Мы считаем эту позицию более честной по отношению к другим клиентам и публично ее транслируем. В частности, я написал об этом статью «Манибэк в B2B — почему самая честная позиция не возвращать деньги, даже если клиенту что-то не понравилось».
Потребительский экстремизм
Желающими подзаработать должна заниматься PR-служба. К счастью это происходит не часто. Как и в случае с ВкусВиллом, открытая позиция самая лучшая.
Подробнее эта тема раскрыта в статье Елены Мехоношиной «Потребительский экстремизм: как защититься предпринимателю».
Регламент
Регламент отражает отработанную практику. Если регламентировать хаос, то будет регламентированный хаос. Поэтому имеет смысл первые рекламации обработать вручную в соответствии со своим представлением о сервисе. А затем ответить на ряд вопросов. Ответы на них лягут в основу регламента.
- На какие нормы закона опирается компания при обработке рекламации (отношения с покупателями физлицами регулируются Законом о защите прав потребителя, с юрлицами — Гражданским кодексом)?
- Где будет опубликован регламент, кому будет доступен?
- Кто принимает рекламации? Через какие каналы?
- Какие бывают обращения (вопрос, жалоба, претензия, отзыв, пост, комментарий)?
- Как работать с анонимными жалобами?
- Как эскалировать обращение, если оно не соответствует компетенции/ полномочиям ответственного сотрудника?
- В какие сроки обрабатываются обращения?
- Как регистрируются обращения внутри компании?
- Какие метрики используются для учета обращений и результатов их обработки?
- Какие ключевые показатели сотрудников и подразделений связаны с рекламациями? Как они влияют на схему материальной мотивации?
- Какие речевые модули нужно использовать для работы с устными обращениями? Какие в переписке?
- Какие факты нужно выяснить у клиента для проверки инцедента?
- Как проверять инцеденты?
- Как собирать артефакты, где хранить?
- Кто и по каким правилам принимает решение о компенсации?
- Какие права и обязанности есть у сотрудников, работающих с рекламациями?
- В каких случаях направлять клиенту отказ? Что должно быть написано в отказе?
- Какие кейсы можно использовать для обучения/ инструктажа сотрудников?
- Нужны ли зачеты/ аттестации по теме работы с рекламациями?
- Как рекламации учитываются в улучшении работы компании?
Давайте общаться
- Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
- Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
- И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
Если бизнес рабочий, то рекламаций никак не избежать. Вдох-выдох и работаем дальше ✊
Я раньше расстраивался. Теперь понимаю, что рекламаций нет у совсем маленьких бизнесов, либо у тех, кто удаляет отзывы))
Можно рассматривать рекламации как источник вдохновения. Можно сколько угодно генерировать идеи, а можно просто послушать потребителей. В идеале - провести исследование. И чем негативнее база - тем лучше. Лояльные клиенты часто закрывают глаза на мелочи, но именно те, кто остался недоволен товаром и услугой расскажут в деталях, где и в чем можно подрасти.
Золотые слова)
Поддерживаю! Негативные отзывы — это отличный источник для ленивого кастдева)
Во время общения с клиентом сохраняйте профессионализм и уважение. Избегайте взаимных обвинений или оскорблений.
Не без этого