«Биржа как проверка на прочность. Выдержишь – больше ничего не страшно». Тоня Бацман о начале карьеры, клиентах и отдыхе
Тоня Бацман, автор телеграм-канала «Тексты, деньги, рок-н-ролл», свой путь начинала копирайтером на бирже с оплатой 60 рублей за статью. Сейчас же она востребованный автор и редактор с доходом 250 тысяч в месяц. Работает в трёх проектах, один из них – известный блог по инфобизу Алексея Корзуна «Ленивый продюсер».
Тоня достигла того «дзена копирайтера», когда выходные – это действительно выходные, а рабочий день в будни составляет примерно 6-7 часов. Как? Читайте в статье.
Автор: Домнина Екатерина
«Просыпаюсь примерно в 6:00, минут 30 раскачиваюсь, собираю и отвожу ребенка в садик. Приезжаю домой, завтракаю и расписываю себе задачи на день. Потом планерки и созвоны по разным проектам. После пишу себе пост в канал и работаю с задачами, которые распределила. Это либо работа с воронками, либо редактура текстов.
В 16:00 забираю ребёнка из садика. Если остаются какие-то задачи – доделываю. А потом время на семью и себя.
Суббота и воскресенье – дни, когда я отдыхаю, высыпаюсь, читаю книги или каналы по копирайтингу в телеге, либо кино смотрю.»
Из универа в тексты: начало карьеры на фрилансе
— Какой была ваша первая работа? Вы сразу начали работать именно с текстами?
— Я работала преподавателем кафедры английской филологии в университете и вечерами подрабатывала на бирже переводчиком. Позже стала дополнительно брать заказы на копирайтинг.
Тоня (слева) со студентами кафедры.
— Расскажите о самом первом заказе на копирайтинг. Какие тексты писали и для чего/кого?
— Первый относительно нормальный заказ был от постоянного клиента на переводы текстов. Он заказал около 300 описаний плитки Kerama Marazzi для официального сайта компании. Потом мне эта плитка буквально снилась, столько я про неё писала.
После биржи устроилась в проект "Панда-копирайтинг". Это была уже стабильная работа штатным копирайтером. Там я писала LSI-статьи для сайта и описания сервисов проекта, материалы до сих пор можно найти на разных страницах.
— Что было самым трудным на первых порах? Общение с заказчиками? Правки?
— На первых порах всё было трудным, например, с заказчиками общаться, потому что не знала толком, что у них спрашивать, не было готовых брифов.
С правками тоже было сложно – не всегда понимала, чего вообще хочет клиент, который пишет комментарии из разряда: «Мне здесь не нравится». А что не нравится, понятия не имеешь. Как в сказке – пойди туда не знаю куда… Уточнять я тогда ещё стеснялась, поэтому действовала по наитию.
Было дико страшно сдавать первый текст Петру Панда, казалось, он меня сейчас разнесёт в пух и прах. Браться за новые задачи, например, в первый раз написать текст для рассылки или лендинга. Всё было новым и непривычным, а помочь толком некому, кроме статей на разных площадках.
— О чём писали на бирже, какие темы запомнились больше всего?
— Писала об осциллографах, о собачьих гамаках и антигистаминных. Было много чего забавного и познавательного.
«Копирайтер может найти себя вообще в любой нише – хоть 18+, хоть бурильные установки. Главное, чтобы там было интересно, комфортно, ну и платили чтоб »
Последняя работа, после которой я поставила крест на бирже как источнике заказов на копирайтинг – статьи про кредиты. В этой теме совершенно не разбиралась, читала массу информации, фактуры от клиента практически не было. В итоге за четыре статьи мне заплатили 240 руб!
— Стоит ли начинающему копирайтеру искать на бирже первых клиентов или можно обойтись без неё?
— Многие биржу ругают, что она ломает авторов, приучает писать фиговые тексты, делать упор на скорость, а не на качество.
У меня тоже одно время было к ней негативное отношение. Я помню свой первый опыт – с каким пренебрежением там многие клиенты относятся к копирайтерам.
Но с другой стороны биржа даёт понимание, как выжить в мире копирайтинга. Что-то по типу голодных игр. Там ты сталкиваешься с реальным заказчиком, а не с каким-то придуманным на курсе. У него реальное ТЗ. Ты учишься вникать в разные проекты и ниши, понимать, что клиент от тебя хочет. Учишься самодисциплине – не сдал текст в дедлайн, остался без оплаты.
Сейчас я не считаю, что биржа – зло. Поработать там однозначно надо. Это как проверка на прочность – если выдержишь испытание, не сбежишь, то уже ничего жизни не страшно. Главное, там не застрять.
— Сколько лет вы работали копирайтером, прежде чем стать редактором?
— 2016-2017 годы я чисто подрабатывала на бирже. В 2018 году ушла в декрет, и копирайтинг стал основной работой. За 2 года выросла в редактора, в универ уже не вернулась.
Как себя обезопасить от клиентов-мудаков
— На канале вы упоминали историю, когда заказчик кинул на 30 тыс.руб. Чем она закончилась? И что это были за тексты?
— Это была комплексная работа, я вела этого клиента. Заполняла карточки товаров и разделы сайта цветочного магазина SEO-текстами, сама собирала семантику и ключи, выстраивала структуру, прописывала Title и Description. Плюс писала для их группы ВКонтакте.
Где-то с ноября клиент начал задерживать зарплату, что-то по типу «денег нет, сейчас часть отдам, потом остальное». Я ему доверяла, поэтому продолжала работать, а сумма долга копилась. Перед 23 февраля спросила, когда со мной полностью рассчитаются. После 8 марта напомнила о себе, т.к. видела, что продажи на сайте были. Получила в ответ: «Если бы ты мне не капала на мозги, я тебе бы сегодня заплатил, а теперь жди». Меня это ужасно разозлило – пошла на правовед, и юрист-фрилансер составил досудебную претензию. Отправила клиенту, он сразу же расплатился.
— Теперь всегда строго по предоплате?
— Нет, по предоплате я работаю крайне редко. В основном, всё на доверии. Кроме этого случая больше меня ни разу клиенты не подводили. Конечно, никому не советую так делать. Лучше всё же брать предоплату, это хоть какая-то страховка.
— На канале был пост, о чём стоит договориться на берегу с заказчиком. Вы заключаете официальный договор с работодателем?
— Я заключаю договор ГПХ как самозанятая, но там про условия работы не прописано. Их важно обсудить ещё на этапе собеседования. Есть такие проекты, в которых чаты никогда не затыкаются, работа идёт и на выходных, и ночью. Меня такое не устраивает, в выходные я стараюсь отключаться от всех задач. Поэтому сразу об этом предупреждаю: «Ребят, если у вас там работа кипит, то я в ней не участвую, потому что свои задачи успеваю сделать до выходных. Подходит – окей. Не подходит – значит мы не сойдёмся».
— Какой самый ваш любимый проект (был или есть)?
— Ой, не знаю, я их всех люблю. Когда начинаешь работать с каким-то проектом, погружаешься в него, изучаешь целевую, понимаешь, как работает эксперт, какие у него жизненные ценности, принципы, и тебе это резонирует – влюбляешься в проект и продукт всей душой.
А если не нравится ни эксперт, ни продукт, проект не соответствует твоим ценностям – с таким лучше не работать, потому что продавать качественно вы всё равно не сможете.
Отдыхай или выгоришь
— В одном из постов вы писали, что ваш отдых – это чтение художки. Как еще отдыхаете, разгружаете свой мозг?
— Просто туплю в телек или в стену. Летом это какие-то поездки на природу. Походить босиком по траве – уже классно заряжает и разгружает. Посидеть в кафе, посмотреть на людей.
Автор вообще никогда не расслабляется. Даже когда он стоит в очереди на кассу, то наблюдает, слушает разговоры, ищет интересные темы для заходов.
— Как вы пришли к тому, что в субботу и воскресенье совсем не работаете?
— После выгорания. Был жуткий темп в проекте, приходилось работать на выходных и по ночам. У нас даже в чате писали: «Я иду сегодня в ночь» – это значит, что ребёнка укладываешь, садишься и пишешь.
В один прекрасный момент я поняла, что всё, больше так не могу. Когда подходила к компьютеру, начинало физически тошнить. Сидела и тупила в экран – что, о чём писать, за какую задачу браться.
Умение не работать в выходные, отстаивать свои границы далось мне дорогой ценой. И сейчас я это охраняю, как дракон свои яйца. Конечно, бывают случаи, когда где-то что-то в запуске поломалось, тогда я подключаюсь в любое время.
— Где вы находите идеи для постов на своем канале? А для рубрики #субботнееувеселительное ?
— В работе и нахожу. Я же каждый день пишу, работаю с копирайтерами, вижу, где у них тексты хромают. Также подписчики подкидывают темы. На консультациях часто задают вопросы, и я понимаю, что это волнует далеко не одного человека. Вспоминаю себя, что мне было интересно, важно и нужно, когда я только начинала.
А #субботнееувеселительное я обычно пишу либо в пятницу, либо в субботу. Ловлю ассоциации, что из жизни обычных людей можно переложить на копирайтинг. Например, нормальные люди слушают музыку. Если песня цепляет, значит в ней есть какая-то их боль, либо желание. И я начинаю разгонять эту мысль, из этого рождается пост.
Вот недавно я писала про профилакторий для копирайтеров. Это была та неделя, когда я очень сильно подзадолбалась от созвонов, а отпуск только через неделю. Думаю – как было бы здорово сейчас в какой-нибудь профилакторий для копирайтеров отправиться…
Как и с любыми текстами, ты хватаешь какую-то ассоциацию, метафору и начинаешь её разгонять. Если она в нужное русло идёт – это прекрасно, берёшь её и пишешь. Нет – откладываешь на потом и ищешь другую.
Как стать «дорогим» специалистом
— Как думаете, сейчас легче войти в профессию? Почему?
— С одной стороны, легче, потому что сейчас огромное количество курсов, на которых всё объяснят, разжуют и в рот положат.
С другой – выпускников этих курсов много, а брать в проект совсем зелёного новичка и докручивать тексты, может себе позволить не каждый проект.
Ещё большой минус, что большинство учат писать по шаблону. По вылизанным, без живых примеров текстам в портфолио видно, что людям дали какие-то базовые формулы. Но помимо формул должно быть понимание – как написать так, чтобы цепляло. А когда на своей шкуре, даже на той же бирже, прочувствовал всё – это другое. Очень редко бывает, чтобы с нуля человек сразу начал круто писать.
Всё зависит от изначальных скилов человека – насколько он текст чувствует, насколько умеет погружаться в ЦА, от его коммуникативных навыков. Кому-то и 15 лет назад было сложно войти в эту профессию…
— Какие навыки нужно развивать, чтобы стать успешным копирайтером и редактором?
— Естественно практиковаться, чем больше пишешь, тем лучше будет получаться. Во-вторых, развивать наблюдательность, насмотренность, внимательность.
Хорошая память очень важна – прочитаешь что-то интересное, и в нужный момент информация выскочит, как чертик из табакерки, поможет подобрать метафору или сравнение.
Без маркетинговых скилов далеко в копирайтинге не уедешь. Если просто пишешь, но не понимаешь, для чего нужен текст – он не будет работать. Поэтому надо тренировать навык анализа ЦА, продукта клиента, других текстов, воронок и т.д.
Развивать востребованные навыки. Сейчас топят за Telegram – учиться писать для этой платформы, вести каналы, создавать контентные воронки. Это нужные рынку скилы, и за них хорошо платят. Просто писать – конечно, хорошо, но в текстах всё равно рано или поздно упрёшься в потолок.
Ну и хотя бы базовую психологию изучать. На ней много чего строится в копирайтинге, маркетинге.
Удобное рабочее место также очень важно,
т.к. за ним вы будете находиться много времени)
— Что вы посоветуете новичкам?
— Не бояться практиковаться, браться за новые для себя задачи, изучать смежные области – маркетинг, психологию потребителя. Если вы хотите работать копирайтером, понимаете насколько это ответственная профессия, но тем не менее горите – просто берите и делайте.