Если все время подсказывать сотрудникам, то можно вырастить болванчиков
Да, это так. Почему это опасно и как этого избежать — рассказал в статье.
Привет, это Дмитрий, операционный директор Логомашины. Все, кто работает с людьми, сталкивается с таким явлением как «коридорный вопрос».
Вы ставите кому-то задачу, например, заказать воду для кулера. Потом вы пересекаетесь с сотрудником, и он как бы невзначай начинает рассказывать, как тяжело выполнить задачу: доставка воды не берет трубку, не могут доставить в нужную дату, бухгалтерия не оплачивает.
Худшее, что вы можете сделать в ответ на «коридорный вопрос» — подсказывать решение задачи:
— Воду не смогут доставить завтра, не знаю, что делать.
— Ну, погугли другие доставки воды.
— Я уже гуглил, никто не доставляет в эти даты.
— Ну тогда я не знаю...
Что поделать, если уж руководитель не знает решения? Начиная подсказывать, вы берете на себя часть ответственности за задачу:
— Воду не смогут доставить завтра.
— Позвони вот сюда, они нам раньше доставляли.
— Класс, спасибо! Вы супер босс!
Даже если вы сходу придумаете хорошее решение, сотрудник будет отвечать только за его реализацию и в случае неуспеха ответственность будет на вас:
— Почему воды нет?
— Я позвонил по номеру, который вы дали, они только через неделю доставят.
Как разобраться с «коридорным вопросом»
В зависимости от ситуации, с «коридорным вопросом» можно разбираться так:
1. «Агрессивное слушание» — этот прием подходит, если на вас явно хотят спихнуть сложную задачу. Просто молчите в ответ, пока сотрудник сам не поймет, что перегибает палку. Это тонкий, но интересный прием:
— Воду не смогут доставить завтра, не знаю, что делать.
— ...
— Обзвонил уже 10 доставок, у всех праздники.
— ...
— Пойду поищу еще варианты.
2. Можно просто слушать, не включаясь в решение:
— Воду не смогут доставить завтра, не знаю, что делать
— Да, с ними такое бывает. Нужно что-то придумать до завтра, иначе всех подведешь.
3. Часто нужно поддержать эмоционально. Бывает, что сотрудник ищет не столько помощи в решении, сколько поддержки:
— Воду не смогут доставить завтра, не знаю, что делать.
— Останемся без воды?
— Не, я решу вопрос, просто другие задачи горят.
— А есть вариант, чтобы все успеть?
— Только если поручить уборку в офисе Саше. Иначе не успею.
— Ты считаешь, он справится?
—Да, он классно организовал перестановку в прошлый раз.
— Если считаешь, что это хорошее решение, действуй.
В зависимости от ситуации, варианты могут варьироваться. Главное в «коридорном вопросе» — не вписываться в решение задачи. Кроме того, что это мешает выполнению задачи, это еще и тормозит развитие сотрудников.
Нас всех развивают только сложные задачи: сегодня заказываешь воду для кулера, а завтра руководишь отделом снабжения.
Как поставить задачу сотруднику, чтобы обойти «коридорный вопрос»
Я знаю три способа постановки задач:
1. По алгоритму: «Держи деньги, сходи вон в тот магазин, купи молоко».
2. По результату: «Надо купить молоко».
3. По проблеме: «Молока вечно не хватает, надо что-то придумать».
Способ зависит от уровня: новичкам надо давать алгоритм, топы умеют решать проблемы. Я чаще всего ставлю задачи по результату, потому что у этого способа есть много преимуществ:
- Вам не нужно искать способ решения.
- Придумывая решение, сотрудники развиваются.
- Сотрудник берет на себя ответственность за решение задачи и результат.
Тонкое место — ставя задачу по результату, не надо скатываться в алгоритм
Не так:
— Надо купить молоко. Возьми в бухгалтерии деньги, найди ближайший магазин и сходи на обеде.
А так:
— Надо купить молоко.
— Хорошо.
— Какой план?
— Схожу в ближайший магазин на обеде.
— А деньги где возьмешь?
— Потрачу свои, потом покажу чек в бухгалтерии.
— Отличный план.
Не скатывайтесь в алгоритм — это останавливает развитие сотрудников.
P.S. Подсказывать и направлять сотрудника — нормально, это рабочий процесс, который необходим для роста команды. Однако нужно помнить, что это не должно быть систематически. Если не давать сотруднику думать, то он не будет думать. Простые истины :)
Еще больше об управлении командой я рассказал в этих статьях:
А посмотреть, где я работаю можно здесь: сайт Логомашины