Заруба между маркетплейсами и государством. Как она повлияет на рынок?
Как Ozon и Wildberries оказались под прицелом антимонопольной службы? Какая судьба ждет маркетплейсы? Разбираемся в статье.
Привет, меня зовут Максим, аналитик Hooglink.Agency. Наше агентство продвигает товары на Авито и через Я.Директ. Это наш телеграм-канал, где уже более 4500 предпринимателей, для которых мы рассказываем о продвижении товарного бизнеса, делимся кейсами, делаем обзор ниш, обозреваем новости ecom.
В последнее время гиганты-маркетплейсы в центре внимания государственных органов. Что мы только не слышали за последний год: “Национализировать маркетплейс”, “Поставить под внешнее управление” и тд и тп.
Как мы до этого докатились?
Вопрос регулирования маркетплейсов остро встал после мартовской забастовки ПВЗ Wildberries в 2023, которую вызвала новая система штрафов.
Новые правила предполагали, что с сотрудников удержат полную стоимость вещи, если покупатель возвращает ее из-за брака или в посылке оказалась не та вещь. В компании сослались на результаты исследования внутреннего алгоритма, которые говорили, что в 98% случаев виноват сотрудник ПВЗ. А оспорить это решение невозможно.
После многочисленных жалоб, Wildberries оказался на радаре ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба). Хотя уверен, что Ozon и WB давно были под пристальным наблюдением, но именно после этого события пошли все разговоры о национализации и регулировании маркетплейсов.
Предупреждения ФАС
В мае 2023 экспертный совет при ФАС предупредил, что конфликты с контрагентами могут привести к введению госрегулирования интернет-магазинов.
В ответ основательница Wildberries Татьяна Бакальчук попросила отложить введение госрегулирования электронной торговли. «Там, где появляется госрегулирование, там прекращается рост», — заявила Бакальчук, выступая на «Неделе российского ретейла — 2023».
В июне 2023 заместитель главы Минпромторга признал, что острой необходимости регулировать маркетплейсы пока нет.
Заметили ключевое слово?
ПОКА.
Активизация контролирующих органов
Маркетплейсы Wildberries и Ozon занимают доминирующее положение на рынке с суммарной долей около 80%. Об этом 24 января 2024 заявил глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский.
Мы в декабре завершили проведение анализа состояния конкуренции на этом рынке и, естественно, установили коллективное доминирующее положение Wildberries и Ozon. Вместе они занимают около 80% рынка,
По его словам, потребители и компании малого и среднего бизнеса жалуются на работу маркетплейсов из-за завышения логистических затрат, навязывание невыгодных условий и начисление штрафов.
Сейчас действует 448-е постановление, и мы для исключения в дальнейшем негативных последствий проводим с компаниями работу по добровольному устранению нарушений — изучаем практики, направляем письма, проводим совещания/
Что стоит на самом деле за этими словами?
448 постановление - это указ правительства, о котором объявили через месяц после начала СВО. Он запрещает терроризировать IT-бизнес всякими проверками.
Другими словами, у ФАС отсутствовали реальные рычаги давления на крупные маркетплейсы. Максимум, что могла сделать Антимонопольная служба это провести профилактические мероприятия в виде консультирования, информирования, самообследования.
Основная задача, которую преследовала ФАС, создавая инфоповод о доминирующих маркетплейсах, это вывод конкретных маркетплейсов из под 448 постановления.
И у них получилось
28 марта вступил в силу указ о правительство отменило мораторий на проверку IT-компаний, что это значит?
Это значит, что скоро начнется прессинг главных маркетплейсов.
ФАС прилагала все силы прилагала, чтобы правительство отменило этот мораторий. Теперь она может наведываться в гости WB и Ozon со своими проверками.
Что они, собственно, и сделали…
9 апреля ФАС уличила Wildberries в нарушении антимонопольного законодательства. И выдала предупреждение за навязывание невыгодных условий для селлеров.
Wildberries необходимо устранить нарушения, иначе ФАС имеет право возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Возможно, сначала обойдутся штрафами.
Что будет с маркетплейсами?
На фоне обострения отношений госорганов и мп в Госдуму внесли законопроект об основах госрегулирования деятельности маркетплейсов.
В законопроекте выделяют 2 категории маркетплейсов по экономическому положению.
Если коротко, то для тех, которые победнее будут действовать универсальные требования, единые для всех маркетплейсов. Для крупной рыбы (однозначно Wildberries и Ozon) будут более жесткие и существенные ограничения.
Кроме того, законопроектом установлена обязанность владельцев агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, уведомлять об изменении договора, ухудшающем положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов, за тридцать дней до его вступления в силу.
Законопроектом также устанавливается правовой статус продавцов и владельцев пункта выдачи заказов, определяется круг их прав и обязанностей.
Хорошо все это или плохо?
С одной стороны нужно защищать продавцов от давления монополистов. С другой стороны чрезмерное вмешательство государства в бизнес-процессы и ограничения обычно выливаются в новые проблемы. Тут очень важно соблюсти баланс.
Как мы видим, отношения между контролирующими органами и маркетплейсами достаточно напряженные. Но будем следить за динамикой. Возможно, им удастся прийти к общему знаменателю.
Подписывайтесь на канал - делимся цифрами, лайфхаками, рассказываем о продвижении товарного бизнеса.