Архитектура 2024: что в тренде, а что уже в прошлом? Откровения от URBAN

Как меняются тренды и стандарты в жилой застройке

Анализ от команды URBAN за 2022 и 2024 годы выявил ключевые инновации в строительстве жилых комплексов.

Архитектура 2024: что в тренде, а что уже в прошлом? Откровения от URBAN

Свежие данные показывают, что все 100% номинантов премии в области жилой недвижимости URBAN теперь создают уникальный бренд для своих проектов, более 70% вводят мультиформатность в свои объекты, а каждый второй привлекает крупные архитектурные бюро для проектов благоустройства. Какие еще тренды и антитренды определят облик жилых комплексов? Сергей Пергаев, основатель и креативный директор Pergaev Bureau, член жюри премии URBAN 2024, поделился эксклюзивными наблюдениями в этом направлении. Встречайте пул самых значимых архитектурных тенденций и их влияние на качество жизни в крупных городах.

Итак, поехали!

Тренды

Брендинг

100% участников, подавших заявки на URBAN, строят не просто ЖК, а комплексы, у которых есть бренд — в широком смысле. Комплексный подход к звучному названию, фирменному стилю, легенде комплекса (привязке к городу) или известным историческим личностям задают идентификацию застройщика и ЖК среди остальных. Такие проекты раскупаются быстрее. Покупатель готов платить немного больше за более привлекательный проект, даже если изменения не касаются возрастания классового показателя. Например, более интересные фасады комплекса комфорт-класса, в которые заложено больше идеи и средств девелопером, выиграют на фоне тривиально преподнесенного бизнеса.

 Проект жилого комплекса "Заря"
 Проект жилого комплекса "Заря"

Мультиформатность

Одними из главных трендов премии текущего года стали мультиформатность и смешение различных функций. Более 70% застройщиков стараются создать максимально комфортные условия для будущих жильцов, используя мультиформатный подход. ЖК перестают быть просто местом для ночлега и превращаются в среду, включающую в себя: коворкинги, лобби с местами ожидания для курьеров, детские комнаты, переговорки, кинотеатры для жильцов, кофе-поинты, спортзалы и многое другое. Эти дополнительные сервисы становятся конкурентным преимуществом для девелоперов, привлекая даже требовательных клиентов. Такие концепции набирают популярность среди региональных девелоперов. Конечно, большее количество сервисов присуще бизнес- и премиум-классам, однако в «комфорте» девелоперы также внедряют релевантные для своей аудитории «фишки», тем самым повышая планку для премиальных проектов.

Проект жилого комплекса "Парк столиц"
Проект жилого комплекса "Парк столиц"

Внимание к благоустройству

Огромное внимание участники премии стали уделять благоустройству дворов. Более 50% девелоперов привлекли к проектам благоустройства известные архитектурные мастерские, что демонстрирует повышенный интерес к созданию комфортных пространств в жилых комплексах. Это очень важный и положительный тренд, который поможет улучшить качество жизни горожан.

Проект жилого комплекса "Струны"
Проект жилого комплекса "Струны"

Изменение концепции застройки

В заявках номинантов можно наблюдать изменения в концепциях жилой застройки. Заметно увеличилось количество проектов, где предпочтение отдается уличным перспективам, отходя от традиционной квартальной застройки в пользу более свободной и живой архитектуры. Корпусы в таких проектах смотрятся более органично, а пространство между ними превращается в уютные дворовые оазисы.

Проект жилого комплекса "Домашний 1"
Проект жилого комплекса "Домашний 1"

Антитренды

Массинг как слабое место

В отличие от 2022 года, в заявках участников URBAN 2024 наблюдается очевидная тенденция на эксперименты в области градостроительства. Но у подавляющего большинства проектов это слабое место: им не хватает новых подходов к массингу, выбору формы здания, а также слишком мало внимания уделяется посадке объектов на участок. Интересное объемно-пространственное решение, даже с недорогим фасадом будет всегда выглядеть харизматичнее. Свет и тень сделают свое дело.

В комфорт-классе подзабыли о фасадах

В комфорт-классе начинают игнорировать творческую работу с фасадами. И здесь дело даже не в их стоимости, а в отсутствии креативного подхода к их формированию. Есть множество способов сделать фасады привлекательными, почти не увеличивая смету, если уделить внимание расстекловке, кладке, расположению балконов или добавить, например, французские балкончики. Это сильно смазывает общее впечатление, ведь среда, которая нас окружает, состоит не только из того, что под ногами, но и из того, какого вида улицы и районы нас окружают, какую геометрию они имеют и какие пространства формируют.

Рынок новостроек в обозримом будущем ждут следующие тенденции: благодаря повышению качества региональных проектов вырастут насмотренность и требовательность покупателя к жилым объектам. Перед архитекторами будут вставать новые вызовы по созданию уникальных и самобытных объектов, такие решения в архитектуре и благоустройстве будут еще сильнее повышать ценность объекта. Это окажет содействие в развитии городов, улучшит качество городской среды в регионах, сформирует индивидуальный облик каждого города

Сергей Пергаев
Основатель Pergaev Bureau

От себя добавлю, что стремление к инновациям и внимание к деталям в архитектуре — ключ к созданию не просто жилых пространств, а среды, где каждый чувствует себя частью большего и важного. В URBAN мы выделяем лучших за их способность превращать обыденные проекты в места, которые вдохновляют и улучшают качество жизни. Наша цель — поощрять проекты, которые не только соответствуют текущим трендам, но и задают новые стандарты в архитектуре, делая наши города более живыми, доступными и гармоничными для всех жителей.

Ольга Хасанова 
CEO и учредитель проектов Urban

Подписывайтесь на тг-канал, где я регулярно делюсь эксклюзивным контентом, аналитикой и полезными советами, которые помогут вам быть в курсе последних трендов и возможностей в области недвижимости.

2323
22 комментария

Считаю крайне необходимым поднимать вопрос архитектурной проработки проектов эконом и комфорт классов. Проекты зачастую однотипные и напоминают коробки, хоть и нужно отметить, что в том же ПИКе этот момент пытаются компенсировать местами грамотным дизайном облицовки фасада (чаще всего клинкерным кирпичом, который как-то да спасает внешний облик).
В некоторых районах Москвы дома по реновации выглядят несколько интересней, несмотря на то, что проект по сути государственный, а у девелоперов, как правило, с креативом получше дела обстоят.
Было бы здорово, если бы массовая застройка была внешне максимально приближена к более сложным проектам того же бизнес класса, который активно реализуют в районах у ТТК Москвы

4
Ответить

Хотелось бы конечно выразить пожелания будущих новостроек не только в сторону дизайна, но и в сторону качества. Как жителю Москвы весьма понятен текущий тренд на желание и потребность в виде интересного дизайна новостроек, особенно это желание ярковыраженно «путешествуя» в пробках по столичным дорогам, когда глаз начинает смотреть в большей степени по сторонам. Однако жилье — это изначально не сколько про внешний вид, сколько про качество и надежность изнутри. Поэтому хотелось бы не забывать про эти факторы в «погоне за модой».

5
Ответить

Согласна, и не только в Мск)) очень хочется добавить креатив и качество в некоторые проекты. Работа над дизайном и разнообразием форм может существенно улучшить городскую среду

4
Ответить

Вы абсолютно правы

Ответить

Дворы в новостройках и в правду стали красивее и функциональнее. Чаще стал видеть зоны отдыха и хорошие детские площадки. Но вот в комфорт классе по моему мнению все еще не решена проблема с парковочными местами. Я думаю, что основное внимание застройщиков нужно уделить именно этой проблеме

4
Ответить

Действительно, большие подземные паркинги становятся все более популярными, особенно в проектах жилья комфорт-класса в Москве. Это учитывает возрастающие потребности в парковочных местах в условиях ограниченного городского пространства. В некоторых случаях, интеграция слишком обширных паркингов может влиять на стоимость жилья и нарушать баланс между доступностью и комфортом жителей.

2
Ответить