Новый мир: как коронавирус изменит рынок онлайн-продаж

Коронавирус COVID-19 пришел и все изменил. Людям страшно, их пугает не столько сам вирус, сколько неопределенность. Что будет с бизнесом, будет ли завтра работа, что делать, если привычные магазины и сервисы закрылись?

Самый простой и правильный способ перестать бояться - знать правду, владеть информацией. Когда люди видят статистику и понимают, что происходит, им легче принимать правильные решения и идти вперед.

Мы в CloudPayments хорошо знаем рынок, видим тренды. И готовы делиться с рынком этой информации. Прежде всего, чтобы рынку помочь, обозначить точки роста и уберечь от ошибок.

CloudPayments
CloudPayments

Что уже случилось?

Новая ситуация уже начала менять рынки. Оффлайн-продажи пострадали очень серьезно, что и неудивительно. Люди на удаленке, в карантине, на самоизоляции.

Меняется и рынок онлайн-продаж. Мы в CloudPayments проанализировали, что происходит у наших партнеров (более 6500 компаний) и уже сейчас можем говорить о наметившихся трендах.

Наши аналитики сравнили два двухнедельных периода: до всеобщей удаленки - с 24 февраля по 8 марта и после - с 9 по 22 марта.

Мы видим, что оборот существенно снизился в следующих отраслях:

  • туризм (- 73%)
  • цветочные магазины (-73%)
  • театральные агентства (-70%)
  • магазины подарков и сувениров (-56%)
  • услуги отдыха и развлечений (-45%)
  • магазины компьютерного программного обеспечения (-41%)

И если с цветами все просто - это сезонность, эффект 8 марта, то проседания в других отраслях обусловлены изменением поведения людей. Скорее всего, долгосрочным.

Для того, чтобы увидеть полную картину, посмотрим, в каких отраслях происходит рост:

  • специализированные магазины и супермаркеты (+ 41%)
  • медицинские услуги (+70%)
  • автозапчасти, аксессуары и услуги для автобизнеса (+60%)
  • магазины электронной техники составил (+37%)
Рост оборота по отраслям​ CloudPayments
Рост оборота по отраслям​ CloudPayments

По этим данным четко видна тенденция: люди отказываются от развлечений и роскоши в пользу товаров первой необходимости. Здесь работают сразу два фактора: самоизоляция и неуверенность в будущем. То есть нужно как можно реже выходить из дома и как можно бережнее расходовать семейный бюджет, покупая только самое необходимое. При этом по стране уже прокатилась волна увольнений и люди чувствуют неуверенность в завтрашнем дне.

Повышенный спрос на автоуслуги и электронику также вполне объясним. Меняется сезон, автомобили должны быть на ходу, так как в общественном транспорте передвигаться небезопасно с точки зрения возможности подхватить вирус. Электроникой пришлось запасаться тем, кто до этого не работал или не учился из дома. Ноутбуки, планшеты и другая техника необходимы людям для создания полноценного рабочего места у себя дома.

Добить рынок возвратами

Многие отрасли столкнулись не только с падением спроса, но и с необходимостью возвращать деньги покупателям за ранее проданные товары и услуги. И в некоторых сегментах экономики ситуация с возвратами просто катастрофическая.

Посмотрим, в каких отраслях увеличилось количество возвратных транзакций:

  • железнодорожные перевозки - рост в 4 раза
  • театральные агентства - рост в 3 раза
  • цветочные магазины - рост в 2 раза
  • туризм - рост в 1,5 раза
  • магазины косметики - рост в 1,5 раза
  • магазины обуви - рост на 54%
  • магазины мужской и женской одежды - рост на 7%
​Доля возвратов CloudPayments
​Доля возвратов CloudPayments

Сильнее всего пострадали ж/д-транспорт, театральные агентства, цветочные магазины, туризм и магазины косметики. Эти отрасли получают “двойной удар” от коронавируса: значительное снижение или даже приостановка продаж и необходимость возвращать деньги, часть из которых уже вложена. Компании, стараясь выжить, предлагают клиентам не выводить деньги, а перевести их в депозит: билеты с открытой датой, отложенные средства на будущие покупки, заселение в отель, когда будет возможно по эпидемической ситуации и удобно клиенту.

Кстати, сейчас самое время проявить лояльность к любимому магазину, артисту или перевозчику и пойти на его условия, отменив возврат. Такие меры позволят им пережить сложные времена. А некоторым просто выжить.

Что будет?

Уже сейчас можно сказать, что однозначно будут расти продажи в категориях: фастфуд и доставка готовых блюд, доставка провизии и товаров первой необходимости, супермаркеты, электронная техника. Будет рост и по спорттоварам: фитнес-центры закрыты, приходится заниматься дома, а для этого необходимо оборудование.

Растет и будет расти онлайн-образование. Люди оценят простоту и удобство занятий по Интернету и вряд ли откажутся от этого после отмены карантина.

Еще один интересный тренд: растет благотворительность. Люди, оказавшиеся в тяжелом положении, не забывают о других. По обозначенным выше двухнедельным периодам мы видим прирост оборота по благотворительным онлайн-платежам на 8%. Прирост оборота относительно марта прошлого года составил 16%. Это стало возможным также за счет удобных платежных инструментов: реккурентные (повторяющиеся) платежи, удобные формы онлайн-оплаты, оплата по QR-коду.

Серьезно пострадавшая event-индустрия также постепенно переходит в онлайн. Многие театры и отдельные исполнители провели онлайн-концерты, собрав большую аудиторию. И тут на помощь приходят сервисы онлайн-чаевых, позволяющие собирать деньги просто и быстро. Тем самым позволяя артисту пережить сложные времена.

Рынок уже начал меняться и мы стоим в самом начале этого процесса. Выживут те, кто сможет быстро перестроиться в пользу онлайн- и цифровых сервисов. Мир станет другим: лучше, технологичнее. За онлайн-сервисами будущее! И за онлайн-платежами, естественно. Тем более, я уже об этом предупреждал!

2424
3 комментария
Комментарий удалён модератором

Категория "здоровье" сейчас реально растет и это вполне объяснимо! Успехов вам!

1
Ответить

Рост мед услуги, аптеки понятно, но вот "автозапчасти (+60%)"
Люди, что перед страхом болезни побежали свое авто чинить?))

1
Ответить

Сезонность еще. Сейчас подготовка перед летним периодом, замена шин, ТО, все дела. Ну и да, иметь машину на ходу сейчас - преимущество.

Ответить