Освойте школьную программу и не будьте задротом — нужна ли копирайтеру 100% грамотность?

По статистике копирайтер в день видит порядка 116 000 букв, поэтому и должен спать в обнимку со словарём. Эта статистика выдуманная, а мнения известных редакторов и журналистов в этой статье — нет. Читайте, чтобы узнать, насколько экспертам по текстам нужно знать язык.

Освойте школьную программу и не будьте задротом — нужна ли копирайтеру 100% грамотность?

Автор статьи: Полина Ларионова — копирайтер, автор Телеграм-канала «Гугл-доки не горят».

Считаю, что 100% грамотность для копирайтера больше приятный бонус, чем необходимость. Мне нравится сразу замечать ошибки, понимать, где ставить тире, а где — двоеточие, делать финты ушами, искусно нарушая правила, но обязательно ли знать их в совершенстве?

Узнаем, что думают по этому поводу опытные редакторы и журналисты.

Алина Трофимцова — лид ux-редакторов Авито, автор телеграм-канала «Дольче вита в Авито»

Копирайтер должен быть грамотным настолько, чтобы не усложнять себе жизнь. Например, опечатки и ошибки в тестовом задании — это часто последняя капля, которая склоняет чашу весов к решению «отказать». Здесь речь уже не о грамотности, а о подходе к работе и мотивации.

Освойте школьную программу и не будьте задротом — нужна ли копирайтеру 100% грамотность?

Тестовое — это безопасная среда. На человека не давят ни дедлайны, ни коллеги, которым нужно скорее, ни юридические ограничения, ни технические возможности сервиса. Если даже в таком комфортном режиме появляются опечатки и ошибки, которые человек не увидел или не проверил заранее, то дальше будет совсем тяжело.

При этом опечатки в статьях, которые коллеги приносят на проверку, не вызывают у меня вообще никаких эмоций — это просто рабочий момент, который нужно исправить. И случаются они очень редко.

Как думаете, у более грамотного копирайтера больше манёвров для «игры с текстом»?

Для игры с текстом нужны насмотренность и креативность, чтобы перешагнуть через «правильное» и попробовать сделать своё — так что грамотность здесь может даже мешать.

Мой любимый пример — отчепяточный язык от Яндекс Лапки: марожемное ямблочько и тунепц. Кошмар корректора, но как же классно получилось.

Освойте школьную программу и не будьте задротом — нужна ли копирайтеру 100% грамотность?

Взяли ли бы на работу копирайтера с уровнем грамотности ниже среднего?

Важно, чья это проблема. Когда копирайтер понимает, что с правилами у него так себе, и выделяет время на самопроверку — это ок, и я готова взять в команду такого специалиста.

Например, можно пользоваться «Орфограммкой» или другими похожими программами. Или в конце концов применять золотое правило «не уверен, как пишется — переформулируй так, чтобы был уверен».

Другое дело, когда текст пишут по принципу «я сделяль и сразу пришёл показывать» — нет, мы так не работаем.

Нужно ли копирайтеру рассчитывать, что в проекте будет корректор?

Рассчитывать — точно нет. Чисто гипотетически где-то может быть команда, в которой уровень декомпозиции задач настолько высокий, а темп настолько медленный, что каждый текст после автора может отсматривать корректор, но я таких не видела.

Сейчас многие стремятся быть специалистами полного цикла. Не «я пишу тексты», а: «я созваниваюсь с заказчиком, получаю информацию, задаю вопросы, планирую цикл работы и точки контроля, бью задачу на итерации, презентую первую итерацию заказчику» и дальше, до самого финала.

На этой волне подход, когда автору нужен корректор, чтобы получить более-менее готовый продукт, выглядит совсем нежизнеспособным.

А как вы оцениваете свой уровень грамотности?

Уже давно не оцениваю: с тех пор, как стала тимлидом, количество задач, в которых нужно писать текст, снизилось до 10%. В основном я занимаюсь стратегическим планированием, аналитикой, пипл-менеджментом, хотя и называюсь редактором.

Думаю, что есть много гораздо более грамотных в академическом смысле людей, чем я, но это мне не мешает. При этом на стартовом уровне грамотность была той базой, которая помогла мне продвинуться дальше.

Антон — редактор, автор телеграм-канала «Пиши Касука»

Копирайтеру нужно быть грамотным настолько, насколько безграмотный редактор. И наоборот. В идеале знания одного должны дополнять и подстраховывать знания другого.

Освойте школьную программу и не будьте задротом — нужна ли копирайтеру 100% грамотность?

Косяки могут быть, это норма, но они должны сохраняться на том уровне, где всем комфортно. Если каждое слово за человеком нужно перечитывать — это тупо профнепригодность.

Поможет ли суперграмотность создавать уникальный контент и «играть с текстом»?

Крайность: задроты и граммарнаци — люди душные и некреативные. Ни о каких каламбурах и юморе тут речи не идёт. А человек грамотный, юморной, умеющий играть с текстом, скорее всего уже не копирайтер, а если копирайтер, то ненадолго.

Найти грамотного человека просто — отличников как говна за баней. А найти человека креативного и чтобы он не скурился, не сдолбился и не спился — это задача посложнее.

Нужно ли копирайтеру рассчитывать, что в проекте будет корректор?

Если копирайтер рассчитывает, что в проекте должен быть корректор, то копирайтер охуел. Рядовой копирайтер — не та позиция, чтобы что-то рассчитывать за кадровиков, бухгалтерию и вышестоящее руководство.

А как оцениваете свой уровень грамотности?

Свой уровень грамотности оцениваю, как его оценивала моя учительница по русскому языку: 4 за грамотность, 5 за содержание.

Иван Козлов — делает медиа в Волгограде, автор телегам-канала «Это Козлов»

Школьных знаний грамматики вполне достаточно, потому что филологическое образование — тоже не образование про грамматику, это образование про культуру языка. То же самое с журналистикой, курсами или практикумами — это всё не про грамматику.

Освойте школьную программу и не будьте задротом — нужна ли копирайтеру 100% грамотность?

Единственное, стоит больше изучать чистоту устной и письменной речи, чтобы не оставлять текст с тысячей ошибок редактору и, возможно, читателю. У меня, например, с этим есть проблемы.

Нужно уделить внимание словам-паразитам, лишним вводным, элементарному пониманию, как работать с причастными и деепричастными оборотами. Но и это уже возвращение к школьной программе, поэтому интуитивной грамотности, как я уже говорил, в 99% случаев хватит.

На что вы больше обращаете внимание, если грамотность не так важна?

Когда к нам в журнал приходили стажёры и люди без опыта, я всегда больше учитывал, что человек за собой несёт. Например, к нам приходила девочка, которая шарит в нетривиальной архитектуре, в эстетике таких старых заброшенных домов. Для городского модного медиа это оказалось интересной, прикольной темой и рубрикой.

И в то же время у нас работала другая девушка, которая закончила журфак, прошла курсы, побывала в лагерях для журналистов, но, при всём уважении, она писала суперпостные и пресные тексты. Сама по себе она классная, поэтому мы просто перенаправили её в медиа, которое специализируется на социально-политической повестке. И там она себя до сих пор прекрасно чувствует — кажется, уже работает редактором. Но в креативных текстах она была не сильна.

Как вы думаете, у кого больше шансов удачно «поиграться с текстом»: у более грамотного или менее грамотного копирайтера?

Вопрос всё-таки в креативе, в чувстве стиля и юмора, а не в грамотности. Больше манёвров у человека с более гибким умом и бэкграундом в поп-культуре.

Например, я обожаю делать отсылки сам, обожаю, когда коллеги делают отсылки к литературе, фильмам, книгам, играм, к чему-то объективно понятному. Мы делаем отсылки часто и в визуальном оформлении, и в материалах.

Более того, мы даже для фотографов составляем референсы не из работ других фотографов, а из фильмов и сериалов.

Когда я сам пришёл работать в медиа — это было не какое-то модное городское лайфстайл-медиа, а обычное СМИ, которое гонется за трафиком. Я начал работать там ещё в 11 классе, , и у меня залетали абсолютно ужасные заголовки из разряда «жительницы области показали свои большие вареники» про конкурс вареников.

Не горжусь этим заголовком, но тем не менее он собирал огромное количество просмотров и трафика на сайт. Больше, чем у людей с профессиональным опытом, которые писали что-то вроде «в городе N прошёл конкурс».

Взяли ли бы на работу копирайтера с уровнем грамотности ниже среднего?

Я бы взял себе журналиста, который пишет плохо, но приносит интересные темы, но не взял бы копирайтера, который пишет плохо именно коммерческие темы, публикации, статьи. Потому что копирайтер — это в первую очередь руки, и скорее всего, он пишет не то, что думает. Он пишет по ТЗ и отрабатывает правки.

Покупая миксер, я хочу, чтобы он молотил. Нанимая создателей миксеров, я хочу, чтобы они сделали работающий миксер. Тут тоже самое. Журналист — это голова, копирайтер — это руки. Журналиста найму, и пусть он пишет «жы-шы», но переносит гениальные темы. Копирайтера — нет.

Стоит ли автору рассчитывать, что его подстрахует корректор?

Думаю, вообще везде должен быть корректор. Это лучшее изобретение мира, медиа, СМИ и копирайтинга. Но рассчитывать на него не нужно, потому что их мало где можно встретить, к сожалению. Я видел корректоров только в крупных, иногда кондовых СМИ, в коммерческих проектах. Например в Сбере, Яндексе, MTS, с ними я работал. На text.ru можно рассчитывать, наверное, только.

А себя как оцените?

Свой уровень грамотности оцениваю объективно — я не смогу преподавать русский язык. Если мне дадут учебник за 7 или 8 класс среднеобразовательной школы, какие-то правила для меня станут открытием. Но точно есть какая-то интуитивная грамотность. Я вообще редко задумываюсь о правилах, о том, почему пишу вот так.

Короче, ребят, вывод такой — пишите вне рамок, будьте креативнее и знайте, где если что проверить запятые. А, и смелые заголовки не забудьте. И душнилой не будьте. И тестовые проверяйте.

Ну, вы поняли.

44
1 комментарий

Забавно, что все одинаково активно топят за креативность))

Ответить