TAM, SAM, SOM — три главных слова для инвестора. Как считать объём рынка и где брать данные

SOM. SAM-SOM. TAM-SAM-SOM. PAM-TAM-SAM-SOM — да-да, это он, прямо как Жан-Клод ван Дамм, тот-самый-метод-для-оценки-рынка, который так любят инвесторы.

Слайд с ним должен быть в каждой презентации стартапа, но вот с подсчётами часто возникают сложности.

Метод хорош для понимания, надо ли вкладывать в проект силы и время, и для убеждения боженьки инвестора дать вам деняк

Отличный момент напомнить, что «в нашей сфере куча бабла» или «астролог сказал, что наш продукт порвёт рынок» или «такого никто не делал, миру это очень надо» и подобные аргументы не имеют к оценке ничего общего. Ну и «сейчас мы кабанчиком докодим и потестим, а потом посчитаем всё, как следует» — тоже не работает.

Подробно о каждом показателе можно прочитать на картинках, а я на примере покажу два способа подсчёта — сверху вниз и снизу вверх.

Расчёт сверху вниз строится на данных из открытых источников: исследованиях, общедоступных объёмах рынка и тэдэ.
Расчёт снизу вверх строится на собственных данных, то есть у нас должны быть цифры именно нашего бизнеса: средний чек, цена за единицу товара, сколько человек в отделе продаж и тэпэ. Проще говоря, нам есть, на что опереться, чтобы получить более точный расчёт.

— Как быть, если у нас есть только гипотезы и нет никаких своих данных?
— Тогда мы идём сверху вниз
— А если у нас есть свои цифры, зачем тогда считать два раза?
— Для самопроверки на адекватность. Если всё посчитано верно, то цифры где-то посередине должны сойтись

Ну всё, погнали считать пример!

Пример расчёта по методу TAM-SAM-SOM

🦄 Природа настолько очистилась, что по улицам мира зацокали… единороги с белыми гривами. Стоп, почему с белыми — подумали мы и решили замутить производство радужного спрея «ГривоГлэм».

1 ОЦЕНКА СВЕРХУ ВНИЗ (данные из исследований)

Гуглим мировой рынок единороговых бьюти-продуктов для грив и видим красивую цифру — $10 млрд. Ищем, как распределяется потребление по миру — на Россию приходится 5 %. В Прекрасной России Будущего доллар стоит 10 ₽, так что отечественный рынок единорожьего потребления товаров для роскошной гривы составит:

👉 TAM = $10 млрд x 10 ₽ x 5 % = 5 млрд ₽

Чтобы определить SAM, убираем из оценки непрофильные сегменты. The Unicorn Times опубликовал новенькое исследование, что только
8 % рынка приходится на средства для укладки, а все остальные 92 % — на тонны шампуня. И среди средств для укладки — только 30 % это модные тренды из рилсов, остальное — скучная прозрачная база, сами понимаете.

👉 SAM = 5 млрд ₽ x 8 % x 30 % = 120 млн ₽

Затем сокращаем рынок SAM с учётом нашей возможности конкурировать и продавать. На рынке есть гиганты-производители — «Радужная прелесть» и «Прелестная радуга», и бюджеты у них такие, что ах и ох. Объективно, мы можем отжать у них примерно 10 % рынка.

👉 SOM = 120 млн ₽ x 10 % = 12 млн ₽

2 ОЦЕНКА СНИЗУ ВВЕРХ (собственные реальные показатели)

Гуглим мировую популяцию единорогов и выясняем, что к 2034-му году их наплодится до 5 млн, и 13 % однорогого населения придётся как раз на Прекрасную Россию Будущего, потому что уже сейчас Госдума в первом чтении обсуждает единороговый капитал. Одного флакончика «ГривоГлэма» хватает на год, а стоить на сиреневом маркетплейсе он будет нескромные 8 000 ₽.

👉 TAM = 5 млн x 13 % x 8 000 ₽ = 5,2 млрд ₽

Продавать мы планируем через единороговые бьюти-бары. Смотрим на 2гис — всего в России 500 таких салонов, но мы-то знаем, что есть ещё «ноготочки на дому», которые никуда не делись и быстренько отучились на курсах по гривоукладке (до собственного сайта руки у них так и не дошли, ибо запись на три недели вперёд по предоплате на карту). Поэтому пусть бьюти-баров будет не 500, а 750.

Средний чек в салоне — 200 000 ₽, на дому — 50 000 ₽ (много банок некуда ставить, ещё ж единорог).

👉 SAM = 500 x 200 000 ₽ + 250 x 50 000 ₽ = 112 млн ₽

Смотрим реально достижимую часть. Наши менеджеры по продажам — Дюша, Никита и Стас покроют где-то 75 салонов в год, даже если мы оплатим им все курсы «Бизнес Молодости».

👉 SOM = 112 млн ₽ x 10 % = 11,2 млн ₽

3 ВЫВОДИМ ВЫВОД

Смотрим на результаты двух методов оценки. В идеале, значения должны быть сравнимы, если сильно разнятся — значит, где-то мы перегнули с фантазиями.

Дальше смотрим на каждый показатель и берём тот, который максимально приближен к реальности и где делали меньше всего допущений.

  • TAM = 5,2 млрд ₽ (взяли данные, полученные с использованием знаний о российском рынке, потому что глобальные данные могут приводить к погрешности измерений)
  • SAM = 112 млн ₽ (по обоим методам значение почти одинаковые, возьмем из метода Снизу-вверх, потому что он учитывает нашу бизнес-модель)
  • SOM = 11,2 млн ₽ (самое реалистичное значение, связанное с измеримым ограничением нашего ресурса — отдела продаж)

Итак, наш TAM-SAM-SOM готов, и мы СЧАСТЛИВЫ 😂 Но где же мне брать данные и информацию для расчётов, спросите вы.

Правильный вопрос, вот вам такой список.

Сразу предостерегу вас от набегов за готовенькими рисёрчами в поисках нужных цифр. Подобные отчёты создаются для лидогенерации рисёрческих агентств, и нам они не подходят по одной простой причине — мы не знаем методологии подсчёта рынка и понятия не имеем, кого включали в исследование, а кого нет. Для примера:

www.marketsandmarkets.com

www.grandviewresearch.com

www.alliedmarketresearch.com и подобные 🎩

👍 ПРИМЕРЫ ДЛЯ B2C (данные и статистика из исследований)

👍 ПРИМЕРЫ ДЛЯ B2B

➡ количество компаний в отраслях: Росстат

➡ показатели и динамика в торговле, услугах населению или бизнесу и других отраслях: Росстат

➡ списки компаний, их выручка и связи между ними:

➡ статистика по малому и среднему бизнесу: мсп.рф

👍 ПРИМЕРЫ ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИТИКИ ДЛЯ B2C и B2B

➡ ритейл и e-commerce

➡ IT

➡ телеком: TMT Consulting

👍 ТРАФИК САЙТОВ

Semrush (через VPN)

Serpstat (через VPN)

👍 ТРАФИК МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

👍 РАЗНОПЛАНОВАЯ СТАТИСТИКА (150 стран и 170 областей): Statista.com

👍 СТАТИСТИКА ПО ЗАПРОСАМ В ИНТЕРНЕТЕ (для оценки уровня спроса)

Ну что, Светка сделала своё дело — объяснила вам, как считать TAM-SAM-SOM — Светка может уходить, но на дорожку приглашаю в мою уютную ТГ-шечку, куда я пишу почаще о всяких штуках из мира продуктового маркетинга.

Не забудьте поставить лайк! За каждое сердечко я танцую так, будто меня никто не видит 😂

66
2 комментария

Как сейчас говорят - "там сям, туда сюда и миллионер")

1
Ответить

ахаах
ох, если бы это так работало :)

Ответить