Из унылого бизнеса в топы рынка: 7 бизнес-секретов от консультанта McKinsey и HP и автора "От хорошего к великому"

7 советов, чтобы ваша компания стала не середняком, а лучшей из лучших.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Теперь мессенджер Compass можно за 10 минут установить на свой сервер. А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию.

Более 20 лет назад известный бизнес-консультант Джим Коллинз провел масштабное исследование. Он изучил сотни компаний и выбрал 11, которые относились к безоговорочным топам рынка. Изучив, как работают эти компании, Коллинз вместе с командой выявил важнейшие закономерности успеха, а затем описал их в книге «От хорошего к великому».

Эти закономерности можно упростить и превратить в семь советов для руководителей, собственников бизнеса и тех, кто планирует в будущем открыть свое дело. Как раз это мы и сделали — а вам остается только применить.

Суть модели «От хорошего к великому»

Идея модели – в схеме, которую предложил сам автор. Любая великая компания сначала накапливает потенциал, а потом резко и стремительно растет. И для такого перехода есть три базовых условия:

  • дисциплинированные люди;
  • дисциплинированное мышление;
  • дисциплинированные действия.
Из унылого бизнеса в топы рынка: 7 бизнес-секретов от консультанта McKinsey и HP и автора "От хорошего к великому"

Каждому из этих базовых условий соответствует по два принципа, которые мы и переформулировали в советы. А если им следовать, то неизбежно запустится эффект маховика, который приведет к стремительному росту и развитию.

Совет №1: станьте руководителем 5-го уровня

Из унылого бизнеса в топы рынка: 7 бизнес-секретов от консультанта McKinsey и HP и автора "От хорошего к великому"

Коллинз отталкивается от классификации, которая включает 5 уровней сотрудников:

  • 1 уровень. Сотрудник с высокими профессиональными навыками. Много знает и умеет, способен к самоорганизации, обладает внушительным опытом.
  • 2 уровень. Ценный участник команды. Не только многое знает и умеет, но и служит целям компании, умеет выстраивать эффективную коммуникацию с коллегами.
  • 3 уровень. Компетентный менеджер. Ценный участник, который умеет организовывать других людей и грамотно распределять ресурсы под задачи.
  • 4 уровень. Эффективный руководитель. Отлично ставит цели и помогает команде их достигать, поддерживает высокие стандарты качества работы.
  • 5 уровень. Сочетает в себе уникальные личностные качества и профессионализм, волю. Способен привести команду к долгосрочным и исключительным результатам.

У руководителя 5-го уровня есть две важнейшие черты характера: профессиональная воля и скромность. Например, такой человек делает все, чтобы достичь выдающихся результатов, но никогда не присваивает их себе, разделяет успех с командой.

В то же время такой руководитель несет ответственность за свои решения и ошибки, не пытаясь найти виноватых среди других участников команды. Он задает высокие стандарты, окружает себя сильными людьми и позволяет им расти.

Когда Коллинз проводил исследование, он обнаружил интересную закономерность. Практически всегда во главе великих компаний стояли бывшие линейные менеджеры.

Так что задача настоящего руководителя заключается не только в том, чтобы выйти на пятый уровень. Желательно создать условия для карьерного роста своих сотрудников и вырастить из них лучших менеджеров.

Совет №2: действуйте по принципу «Сначала “кто”, а затем — “что”»

Из унылого бизнеса в топы рынка: 7 бизнес-секретов от консультанта McKinsey и HP и автора "От хорошего к великому"

Формат компаний, которыми управляют руководители четвертого уровня, Коллинз называет «Гений и 1000 помощников». Они всегда начинаются с компонента «ЧТО». Сначала руководитель решает, как компания придет к успеху, а уже потом собирает под себя команду надежных помощников («КТО»).

Но по-настоящему великие проекты работают по другой модели. Сначала руководитель пятого уровня набирает специалистов, создает сильную управленческую команду («КТО»), а уже затем совместно с этой командой определяет лучший путь для развития компании («ЧТО»).

Важное условие второй модели — это строгость руководителя в кадровых вопросах. И здесь важно выдержать баланс, не став жестким. Есть три принципа, которые в этом помогут:

  • Если не уверены, что вам нужен конкретный специалист, продолжайте поиски. Не берите на работу людей только по той причине, что устали искать.
  • Если вы понимаете, что сотрудник оказался не на своем месте, не тяните — увольняйте или пробуйте его в новом амплуа. Но для начала убедитесь, что ваше решение основано на фактах.
  • Давайте лучшим сотрудникам перспективные задачи, которые помогают развиваться. Не тратьте их ресурс только на то, чтобы решать проблемы.

Не стремитесь к тому, чтобы все в команде думали одинаково. Несогласие и даже ожесточенные споры в момент поиска решений — это хорошее топливо для развития. Но любые трения должны прекращаться, когда решение принято. В эту секунду хорошая команда становится единым организмом и работает на достижение целей.

Еще одна рекомендация из наблюдений Коллинза: не делайте ставку исключительно на опыт, образование и знания. Всегда смотрите на характер и способности сотрудников. Иногда пробивной и упрямый добивается успеха там, где не может профессионал.

Friendly Reminder: Приведите коммуникацию в порядок в мессенджере Compass. Можно использовать облачную версию или развернуть мессенджер на своем сервере всего за 10 минут.

№3: смотрите суровым фактам в лицо

Из унылого бизнеса в топы рынка: 7 бизнес-секретов от консультанта McKinsey и HP и автора "От хорошего к великому"

Игнорировать реальность и неприятные факты — большая ошибка любого лидера. Если вы хотите, чтобы ваше дело стало по-настоящему великим, вам нужно создать в коллективе такой климат, при котором каждый сможет высказать свое мнение. В книге «От хорошего к лучшему» предлагается четыре принципа, на которые можно опираться:

  • задавать вопросы, а не давать готовые ответы;
  • вовлекать сотрудников в споры, но исключать конфликты;
  • детально изучать, обсуждать и анализировать ошибки, но избегать обвинений, наказаний;
  • использовать метод «красных флажков».

Метод «красных флажков» — это инструмент обратной связи, который нельзя игнорировать ни при каких условиях. Например, руководитель может создать отдельную беседу, куда можно написать о проблеме, если она не решается долгое время или не может решиться стандартными способами. Каждое сообщение, которое сотрудники оставляют в этой беседе, гарантированно рассматривается руководителем.

Интересно, что харизма лидера нередко работает против него же. Поддаваясь обаянию руководителя, многие сотрудники даже не сомневаются в его идеях и действиях. Внешне все выглядит очень красиво, ведь лидер и команда находятся на одной волне. Но на практике это приводит к большим ошибкам и даже провалам. Чтобы этого избежать, нужно целенаправленно создавать такие условия, при которых любое решение будет начинаться с анализа реальности.

Совет №4: придерживайтесь «концепции ежа»

Из унылого бизнеса в топы рынка: 7 бизнес-секретов от консультанта McKinsey и HP и автора "От хорошего к великому"

Руководителей четвертого уровня Коллинз назвал «лисами», а руководителей пятого уровня — «ежами». Разница в том, что «лисы» часто идут по пути усложнения. Они как будто становятся заложниками своего ума и опыта. «Ежи» находятся на следующем уровне: они много знают и умеют, но могут упростить эту информацию так, чтобы получить наилучший результат из возможных.

«Концепция ежа» по Коллинзу — это ответ на вопрос «что делать?» с помощью элементарной схемы. Она включает три вопроса:

  • В чем моя компания (команда) может быть лучшей в мире? К этому вопросу предлагается добавить противоположный: в чем она НЕ может быть лучшей в мире?
  • Как работает моя экономическая модель? Иными словами, как можно максимизировать заработок в выбранной сфере.
  • Что мне и моей команде особенно нравится делать? По-настоящему великие компании строятся только на страсти к конкретному делу или результату.
Из унылого бизнеса в топы рынка: 7 бизнес-секретов от консультанта McKinsey и HP и автора "От хорошего к великому"

Выработка «концепции ежа» — это процесс. Нельзя один раз заполнить предложенную схему и понять, каким будет план на ближайшие годы. Придется постоянно возвращаться к этой идее и проверять, как вы отвечаете на перечисленные вопросы снова и снова.

Чтобы упростить задачу, Коллинз предлагает создать Совет: собрать несколько руководителей и ведущих специалистов, которые будут периодически обсуждать поставленные вопросы. На выработку собственной концепции команда может потратить несколько лет. Но зато потом ее работа будет последовательной и результативной.

Совет №5: создайте культуру дисциплины

Из унылого бизнеса в топы рынка: 7 бизнес-секретов от консультанта McKinsey и HP и автора "От хорошего к великому"

В спорте часто говорят: «порядок бьет класс». А создать культуру, в которой каждый будет дисциплинированным, можно на основе следующих идей:

  • опирайтесь на принципы ответственности и свободы — ищите баланс;
  • сначала ищите дисциплинированных людей, а уже потом их мотивируйте — не рассчитывайте, что мотивация сработает сама по себе;
  • не путайте дисциплину и тиранию;
  • откажитесь от лишнего и составьте списки необходимых действий, задач, опираясь на «концепцию ежа».

Многие путают дисциплину с бюрократией — и это большая ошибка. Как раз исследование Коллинза показывает, что великие компании уходят от бюрократической культуры. Да, у системы должны быть правила и законы, которые можно представить в виде регламентов. Но внутри должно быть достаточно свободы.

В идеале каждый сотрудник понимает, какие решения он может принимать самостоятельно и какую ответственность за это будет нести.

Совет №6: используйте технологии в качестве ускорителей

Из унылого бизнеса в топы рынка: 7 бизнес-секретов от консультанта McKinsey и HP и автора "От хорошего к великому"

Многие компании придают слишком большое значение современным технологиям, а часто даже идут на поводу у моды. Другие бизнесы незаслуженно игнорируют те возможности, которые уже есть на рынке и могут упростить, автоматизировать, усовершенствовать процессы. Оба варианта — большая ошибка.

Чтобы компания стала великой и достигла уникальных результатов, можно и нужно использовать те технологии, которые соответствуют «концепции ежа» и целям бизнеса. Прежде чем внедрить какую-либо технологию, ее нужно тщательно изучить, проанализировать и сравнить с другими решениями, которые уже есть на рынке. Только после этого выбранные инструменты можно брать в работу.

Конечно, Коллинз проводил свое исследование более 20 лет назад, а тогда ситуация с технологиями была совершенно другой. Сейчас время ускорилось, поэтому принимать решения нужно намного быстрее, а сами технологии гораздо сильнее влияют на бизнес.

Но все же суть остается прежней: чтобы не ошибиться, откажитесь от бездумного применения инструментов и начните с анализа.

Совет №7: ждите, пока заработает маховик

Из унылого бизнеса в топы рынка: 7 бизнес-секретов от консультанта McKinsey и HP и автора "От хорошего к великому"

Если руководитель и команда придерживаются описанных рекомендаций, то через время начинает работать эффект маховика. Сначала система накапливает потенциал, а затем идет в рост.

Из унылого бизнеса в топы рынка: 7 бизнес-секретов от консультанта McKinsey и HP и автора "От хорошего к великому"

Плохая новость в том, что большое количество ошибок, а также игнорирование проблем приводят к обратной ситуации. Образуется так называемый порочный круг — ситуация, при которой компания не растет, а постепенно деградирует. Чаще всего это происходит, когда команда рассчитывает на мгновенный рост, поэтому пропускает этап накопления потенциала.

Из унылого бизнеса в топы рынка: 7 бизнес-секретов от консультанта McKinsey и HP и автора "От хорошего к великому"

Понимать разницу между этими двумя процессами — ответственность руководителя и настоящего лидера. Если вы рассчитываете на выдающиеся результаты, то должны быть готовы к долгой, упорной и целенаправленной работе, которая приведет к фантастическим результатам только через годы.

А делать первые шаги можно уже сейчас. Например, начать с технологий, которые упрощают работу команды и решают множество больших и маленьких проблем:

Сделайте общение в команде эффективным и безопасным в мессенджере Compass. Создайте изолированное рабочее пространство в быстром приложении, где команда фокусируется только на важном.

Для команд до 10 человек всегда бесплатно. Для команд побольше есть бесплатный пробный период на 30 дней. Самое приятное – мессенджер можно установить на своем сервере всего за 10 минут или использовать в облаке.

Еще больше полезного для руководителей и не только ищите на нашем сайте Compass:

6161
41 комментарий

Пишем отличный корпоративный мессенджер.
Цель достигнута!

Ну или можно идти длинным путём из материала (-:

4
Ответить

Вадим, привет 🤗
Спасибо за теплые слова. Перефразируем классику: мессенджер нужно делать отличный, не отличный делать не нужно 🙃

2
Ответить

Седьмой совет звучит как "терпение и труд всё перетрут"

3
Ответить

Скорее, так

Не суетитесь. Если вы что-то сделали и не добились мгновенного успеха, не принимайте поспешных решений.

Ответить

Великие слова

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Вы меня опередили, мем идеально подходит)

1
Ответить