Из унылого бизнеса в топы рынка: 7 бизнес-секретов от консультанта McKinsey и HP и автора "От хорошего к великому"
7 советов, чтобы ваша компания стала не середняком, а лучшей из лучших.
Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.
Теперь мессенджер Compass можно за 10 минут установить на свой сервер. А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию.
Более 20 лет назад известный бизнес-консультант Джим Коллинз провел масштабное исследование. Он изучил сотни компаний и выбрал 11, которые относились к безоговорочным топам рынка. Изучив, как работают эти компании, Коллинз вместе с командой выявил важнейшие закономерности успеха, а затем описал их в книге «От хорошего к великому».
Эти закономерности можно упростить и превратить в семь советов для руководителей, собственников бизнеса и тех, кто планирует в будущем открыть свое дело. Как раз это мы и сделали — а вам остается только применить.
Суть модели «От хорошего к великому»
Идея модели – в схеме, которую предложил сам автор. Любая великая компания сначала накапливает потенциал, а потом резко и стремительно растет. И для такого перехода есть три базовых условия:
- дисциплинированные люди;
- дисциплинированное мышление;
- дисциплинированные действия.
Каждому из этих базовых условий соответствует по два принципа, которые мы и переформулировали в советы. А если им следовать, то неизбежно запустится эффект маховика, который приведет к стремительному росту и развитию.
Совет №1: станьте руководителем 5-го уровня
Коллинз отталкивается от классификации, которая включает 5 уровней сотрудников:
- 1 уровень. Сотрудник с высокими профессиональными навыками. Много знает и умеет, способен к самоорганизации, обладает внушительным опытом.
- 2 уровень. Ценный участник команды. Не только многое знает и умеет, но и служит целям компании, умеет выстраивать эффективную коммуникацию с коллегами.
- 3 уровень. Компетентный менеджер. Ценный участник, который умеет организовывать других людей и грамотно распределять ресурсы под задачи.
- 4 уровень. Эффективный руководитель. Отлично ставит цели и помогает команде их достигать, поддерживает высокие стандарты качества работы.
- 5 уровень. Сочетает в себе уникальные личностные качества и профессионализм, волю. Способен привести команду к долгосрочным и исключительным результатам.
У руководителя 5-го уровня есть две важнейшие черты характера: профессиональная воля и скромность. Например, такой человек делает все, чтобы достичь выдающихся результатов, но никогда не присваивает их себе, разделяет успех с командой.
В то же время такой руководитель несет ответственность за свои решения и ошибки, не пытаясь найти виноватых среди других участников команды. Он задает высокие стандарты, окружает себя сильными людьми и позволяет им расти.
Когда Коллинз проводил исследование, он обнаружил интересную закономерность. Практически всегда во главе великих компаний стояли бывшие линейные менеджеры.
Так что задача настоящего руководителя заключается не только в том, чтобы выйти на пятый уровень. Желательно создать условия для карьерного роста своих сотрудников и вырастить из них лучших менеджеров.
Совет №2: действуйте по принципу «Сначала “кто”, а затем — “что”»
Формат компаний, которыми управляют руководители четвертого уровня, Коллинз называет «Гений и 1000 помощников». Они всегда начинаются с компонента «ЧТО». Сначала руководитель решает, как компания придет к успеху, а уже потом собирает под себя команду надежных помощников («КТО»).
Но по-настоящему великие проекты работают по другой модели. Сначала руководитель пятого уровня набирает специалистов, создает сильную управленческую команду («КТО»), а уже затем совместно с этой командой определяет лучший путь для развития компании («ЧТО»).
Важное условие второй модели — это строгость руководителя в кадровых вопросах. И здесь важно выдержать баланс, не став жестким. Есть три принципа, которые в этом помогут:
- Если не уверены, что вам нужен конкретный специалист, продолжайте поиски. Не берите на работу людей только по той причине, что устали искать.
- Если вы понимаете, что сотрудник оказался не на своем месте, не тяните — увольняйте или пробуйте его в новом амплуа. Но для начала убедитесь, что ваше решение основано на фактах.
- Давайте лучшим сотрудникам перспективные задачи, которые помогают развиваться. Не тратьте их ресурс только на то, чтобы решать проблемы.
Не стремитесь к тому, чтобы все в команде думали одинаково. Несогласие и даже ожесточенные споры в момент поиска решений — это хорошее топливо для развития. Но любые трения должны прекращаться, когда решение принято. В эту секунду хорошая команда становится единым организмом и работает на достижение целей.
Еще одна рекомендация из наблюдений Коллинза: не делайте ставку исключительно на опыт, образование и знания. Всегда смотрите на характер и способности сотрудников. Иногда пробивной и упрямый добивается успеха там, где не может профессионал.
Friendly Reminder: Приведите коммуникацию в порядок в мессенджере Compass. Можно использовать облачную версию или развернуть мессенджер на своем сервере всего за 10 минут.
№3: смотрите суровым фактам в лицо
Игнорировать реальность и неприятные факты — большая ошибка любого лидера. Если вы хотите, чтобы ваше дело стало по-настоящему великим, вам нужно создать в коллективе такой климат, при котором каждый сможет высказать свое мнение. В книге «От хорошего к лучшему» предлагается четыре принципа, на которые можно опираться:
- задавать вопросы, а не давать готовые ответы;
- вовлекать сотрудников в споры, но исключать конфликты;
- детально изучать, обсуждать и анализировать ошибки, но избегать обвинений, наказаний;
- использовать метод «красных флажков».
Метод «красных флажков» — это инструмент обратной связи, который нельзя игнорировать ни при каких условиях. Например, руководитель может создать отдельную беседу, куда можно написать о проблеме, если она не решается долгое время или не может решиться стандартными способами. Каждое сообщение, которое сотрудники оставляют в этой беседе, гарантированно рассматривается руководителем.
Интересно, что харизма лидера нередко работает против него же. Поддаваясь обаянию руководителя, многие сотрудники даже не сомневаются в его идеях и действиях. Внешне все выглядит очень красиво, ведь лидер и команда находятся на одной волне. Но на практике это приводит к большим ошибкам и даже провалам. Чтобы этого избежать, нужно целенаправленно создавать такие условия, при которых любое решение будет начинаться с анализа реальности.
Совет №4: придерживайтесь «концепции ежа»
Руководителей четвертого уровня Коллинз назвал «лисами», а руководителей пятого уровня — «ежами». Разница в том, что «лисы» часто идут по пути усложнения. Они как будто становятся заложниками своего ума и опыта. «Ежи» находятся на следующем уровне: они много знают и умеют, но могут упростить эту информацию так, чтобы получить наилучший результат из возможных.
«Концепция ежа» по Коллинзу — это ответ на вопрос «что делать?» с помощью элементарной схемы. Она включает три вопроса:
- В чем моя компания (команда) может быть лучшей в мире? К этому вопросу предлагается добавить противоположный: в чем она НЕ может быть лучшей в мире?
- Как работает моя экономическая модель? Иными словами, как можно максимизировать заработок в выбранной сфере.
- Что мне и моей команде особенно нравится делать? По-настоящему великие компании строятся только на страсти к конкретному делу или результату.
Выработка «концепции ежа» — это процесс. Нельзя один раз заполнить предложенную схему и понять, каким будет план на ближайшие годы. Придется постоянно возвращаться к этой идее и проверять, как вы отвечаете на перечисленные вопросы снова и снова.
Чтобы упростить задачу, Коллинз предлагает создать Совет: собрать несколько руководителей и ведущих специалистов, которые будут периодически обсуждать поставленные вопросы. На выработку собственной концепции команда может потратить несколько лет. Но зато потом ее работа будет последовательной и результативной.
Совет №5: создайте культуру дисциплины
В спорте часто говорят: «порядок бьет класс». А создать культуру, в которой каждый будет дисциплинированным, можно на основе следующих идей:
- опирайтесь на принципы ответственности и свободы — ищите баланс;
- сначала ищите дисциплинированных людей, а уже потом их мотивируйте — не рассчитывайте, что мотивация сработает сама по себе;
- не путайте дисциплину и тиранию;
- откажитесь от лишнего и составьте списки необходимых действий, задач, опираясь на «концепцию ежа».
Многие путают дисциплину с бюрократией — и это большая ошибка. Как раз исследование Коллинза показывает, что великие компании уходят от бюрократической культуры. Да, у системы должны быть правила и законы, которые можно представить в виде регламентов. Но внутри должно быть достаточно свободы.
В идеале каждый сотрудник понимает, какие решения он может принимать самостоятельно и какую ответственность за это будет нести.
Совет №6: используйте технологии в качестве ускорителей
Многие компании придают слишком большое значение современным технологиям, а часто даже идут на поводу у моды. Другие бизнесы незаслуженно игнорируют те возможности, которые уже есть на рынке и могут упростить, автоматизировать, усовершенствовать процессы. Оба варианта — большая ошибка.
Чтобы компания стала великой и достигла уникальных результатов, можно и нужно использовать те технологии, которые соответствуют «концепции ежа» и целям бизнеса. Прежде чем внедрить какую-либо технологию, ее нужно тщательно изучить, проанализировать и сравнить с другими решениями, которые уже есть на рынке. Только после этого выбранные инструменты можно брать в работу.
Конечно, Коллинз проводил свое исследование более 20 лет назад, а тогда ситуация с технологиями была совершенно другой. Сейчас время ускорилось, поэтому принимать решения нужно намного быстрее, а сами технологии гораздо сильнее влияют на бизнес.
Но все же суть остается прежней: чтобы не ошибиться, откажитесь от бездумного применения инструментов и начните с анализа.
Совет №7: ждите, пока заработает маховик
Если руководитель и команда придерживаются описанных рекомендаций, то через время начинает работать эффект маховика. Сначала система накапливает потенциал, а затем идет в рост.
Плохая новость в том, что большое количество ошибок, а также игнорирование проблем приводят к обратной ситуации. Образуется так называемый порочный круг — ситуация, при которой компания не растет, а постепенно деградирует. Чаще всего это происходит, когда команда рассчитывает на мгновенный рост, поэтому пропускает этап накопления потенциала.
Понимать разницу между этими двумя процессами — ответственность руководителя и настоящего лидера. Если вы рассчитываете на выдающиеся результаты, то должны быть готовы к долгой, упорной и целенаправленной работе, которая приведет к фантастическим результатам только через годы.
А делать первые шаги можно уже сейчас. Например, начать с технологий, которые упрощают работу команды и решают множество больших и маленьких проблем:
Сделайте общение в команде эффективным и безопасным в мессенджере Compass. Создайте изолированное рабочее пространство в быстром приложении, где команда фокусируется только на важном.
Для команд до 10 человек всегда бесплатно. Для команд побольше есть бесплатный пробный период на 30 дней. Самое приятное – мессенджер можно установить на своем сервере всего за 10 минут или использовать в облаке.
Еще больше полезного для руководителей и не только ищите на нашем сайте Compass:
- Сквозная аналитика: как повысить эффективность бизнеса
- Приложение для заработка: варианты от 10 копеек в день до десятков тысяч в месяц
- Профессиональное выгорание: 5 советов, как преодолеть личный кризис
- Коллтрекинг: как повысить эффективность рекламных кампаний бизнеса
- 7 вредных советов по обратной связи: как растоптать самооценку коллег
Пишем отличный корпоративный мессенджер.
Цель достигнута!
Ну или можно идти длинным путём из материала (-:
Вадим, привет 🤗
Спасибо за теплые слова. Перефразируем классику: мессенджер нужно делать отличный, не отличный делать не нужно 🙃
Седьмой совет звучит как "терпение и труд всё перетрут"
Скорее, так
Не суетитесь. Если вы что-то сделали и не добились мгновенного успеха, не принимайте поспешных решений.
Великие слова
Комментарий удалён модератором
Вы меня опередили, мем идеально подходит)