Хроники звездеца. Как изменение НДС повлияет на селлеров маркетплейсов и e-commerce в целом
Привет, меня зовут Максим, аналитик Hooglink.Agency. Наше агентство продвигает товары на Авито и через Я.Директ (4.1 млрд. рублей мы обернули клиентам в прошлом году).
Это наш телеграм-канал, где уже более 5100 предпринимателей, для которых мы рассказываем о продвижении товарного бизнеса, делимся кейсами, делаем обзор свободных ниш. Залетайте.
С 1 января 2025 года государство вводит прогрессивную шкалу налогообложения. А это значит, что всем, кто сейчас на “упрощенке” придется платить НДС. Прикол в том, что это коснется большинство селлеров, которые хоть что-то ощутимое зарабатывают на маркетплейсе.
Бизнесменов с доходом выше 60 миллионов рублей в год обяжут платить НДС. Это 5 млн рублей в месяц. Для товарки цифры, так скажем, невысокие.
У предпринимателей будет выбор:
1. Переход на общий режим со ставкой НДС 20% (или 10% для отдельных видов товаров) с возможностью применять вычеты;
2. Переход на спецрежим со ставкой 5% при доходах до 250 миллионов рублей в год и ставкой 7% при доходах в диапазоне 250–450 миллионов рублей в год, но без права на вычеты.
С 20 до 25% поднимут ставку налога на прибыль компаний . За счёт этого Минфин предлагает отказаться от оборотных сборов, например, курсовых экспортных пошлин, и бессрочно продлить инвестиционный налоговый вычет в регионах (пока он действует до конца 2024 года).
Какой вариант выберут селлеры?
Здесь важно понимать, что любые вычеты оформляются, если у тебя есть все нужные документы. С той же закупки товара, при производстве или при ввозе ты уже оплатил НДС. Вот его можно вычесть. А если ты привозишь из Садовода или через карго, то, естественно, никаких документов не будет. Значит, и вычетов не получить.
Это тоже самое что в УСН доходы минус расходы. Звучит заманчиво, но не для всех.
И вообще все эти вычеты с НДС это более сложная схема. Тут нужно обзавестись нормальным бухгалтером, который знает как получать вычеты.
В общем, для подавляющего большинства селлеров, актуальным будет именно вариант со спецрежимом со ставкой 5 или 7%. С таким вариантом, в общей сложности налог будет от 11 до 13%. Получается, что налоговая нагрузка возрастет где-то в 2 раза.
О дроблении бизнеса
Для многих этот вариант кажется очевидным, чтобы избежать дополнительных налогов.
В законопроекте есть пункт про амнистию. Бизнесу, который выйдет из тени и будет с 2025 работать “в белую” простят все неуплаченные из-за дробления налоги и штрафы за 2022−2024 годы.
По логике вещей с 1 января наверняка приложат больше усилий для выявления всех схем по дроблению бизнеса.
Послушаем эксперта?
Послушаем, что говорят авторитеты в мире ecom. В частности Эдуарда Гуриновича, основателя Caprice, инвестора:
Выводы кратки:
1) Государство осознанно аккумулирует деньги для инфраструктурных проектов и финансирования ВПК. В этих секторах будет рост.
2) Средний класс ужмется в расходах, уклониться от налогов будет нереально. Спрос на ТНП снизится , налоговая нагрузка на малый бизнес возрастет.
Значит нужно быть крупным бизнесом, логично.
А если брать во внимание, что товарный бизнес развивается за счет кредитного плеча, и проценты по кредитам высоки как никогда. Плюс растут комиссии и стоимость рекламы на маркетплейсах. То, по итогу мы получаем не особо радостную картину.
Что будет в следующем году?
1. Переход на рекламные модели:
Модель маркетплейса или как ее еще называют “инфраструктурного бизнеса” (это когда компания получает комиссию за пользование своей инфраструктурой) становится все менее рентабельной как для селлеров, так и для владельцев самих маркетплейсов.
Рентабельней становятся более простые модели. Например, рекламная модель. Большинство компаний все больше будет обращать внимание на Авито, SEO-продвижение и органическое продвижение в соц.сетях. Платить комиссию маркетплейсу, процент по кредитам и НДС, налог на прибыль и т.д. будет просто нерентабельно.
2. Маркетплейсы будут уходить в свой СTM, а средний селлер укрупняться.
Если сейчас на площадке много мелких игроков, то в будущем для них будет все меньше и меньше места. Оставатся будут большие компании, которые будут стараться захватить выдавить мелких из бизнеса, прочно заняв виртуальные полки WB, Ozon и Я.Маркет.
Селлерам на заметку. Я бы уже сейчас начал подыскивать альтернативные площадки. Об этом мы рассказываем в своем телеграм-канале. Подписывайся.