Всё, что нужно знать про успешный ребрендинг. Как избежать ошибок и быстрее получить результаты?
Тема корректировки и адаптации бренда сейчас особенно актуальна. Меняются ценности, условия рынка и выходит на первый план стратегия развития.
Конкурентная среда в быстро адаптируется и становится более качественной – делается всё, чтобы удержать клиентов и привлечь новых.
Очень многие бизнесы пришли к выводу, что не уделяли должного внимания всестороннему восприятию бренда.
Давайте рассмотрим несколько версий, почему и когда делается ребрендинг.
Любой продукт / услуга имеют жизненный цикл, и даже если когда-то продукт был инновационным, то со временем из инновационного он может стать традиционным – это означает, что продукт вошел в традицию потребления конкретных людей, и эту традицию менять обычно люди не хотят.
С одной стороны это придает силу бренду, с другой стороны — позволяет конкурентам догнать бренд и сработать на опережение.
Бренду нужно обновляться и всегда создавать задел на будущее. Вместе с тем ребрендиг — это хороший шанс привлечь новых клиентов, скорректировать ценности и продукты бренда привязав их к общему обновлению.
Другой вариант — изменение условий рынка, кризисы, новые возможности. В этой ситуации полюбившийся клиентам бренд может как сам изменить стратегию, позиционирование и стать более доступным, так и дополниться новыми продуктами, доверие к которым будет таким же высоким как и к основному бренду. Стратегий множество, ведь главное — это успех.
Ребрендинг — это комплекс действий по актуализации бренда к рынку, корректировки ценностей, впечатлений бренда под текущие и будущие тренды и запросы целевой аудитории. Это формирование и видение нового будущего бренда на 5–7 лет.
10 шагов к успешному ребрендингу
Шаг 1.
Как и создание нового бренда, ребрендинг начинается с аналитики и сбора данных. Как правило, рынок уже сформирован, известна конкурентная среда, известны тренды. Ребрендинг представляется более понятным и прозрачным процессом, чем создание бренда с нуля. Но важно не поддаваться этой видимой легкости, ведь конкуренты не спят, а смотрят вперед и ищут новые возможности.
Что вы можете сделать? Вы должны еще раз понять, спрогнозировать и смоделировать, какая потенциальная аудитория, изучить тренды и представить будущее, а еще принять во внимание локальные особенности и предпочтения ваших клиентов, ведь от региона к региона — они могут сильно различаться.
В итоге вы должны сделать бренд-меппинг и «расположить всех конкурентов на один лист». Важно подумать и смоделировать паттерны потребления. Понять, что происходит со схожими брендами в других странах. Впитать лучший опыт со всего мира, и перейти к шагу 2.
- Внутренний и внешний аудит бренда
- Анализ конкурентов
- Анализ целевой аудитории
- Анализ паттернов потребления
- Анализ лучших мировых практик
- Выявление потребностей целевой аудитории
- Изучение трендов категории рынка
Шаг 2.
Вторым шагом важно продумать необходимость корректировки бренд-стратегии и платформы бренда.
Инструменты управления брендом, которые необходимо скорретировать или уточнить:
- Ценности
- Позиционирование
- Видение бренда
- Платформа бренда
- Рациональные и эмоциональные преимущества бренда
- Мотивы выбора
- Визуальный стиль и характер бренда
Что такое платформа бренда и почему она нужна?
Платформа бренда подводит к четко сформированной тональности восприятия, характеру и дизайну бренда. Это ключевой инструмент управления брендом и фактически всеми его проявлениями.
Эта понятная логическая структура, где вписаны рациональные и эмоциональные преимущества. Точки паритета — это базовые свойства продукта или услуги, которыми обладают все игроки сегмента рынка.
На вершине платформы находится емкая квинтэссенция бренда — описание его в двух словах, которое мы стараемся сформировать в головах потребителей.
Идеальный бренд всегда можно описать коротко и емко. Это ключ к успеху. Это тот самый инсайт бренда — его уникальность. Это рекомендация, как правило, эмоционально окрашенная. Нам нужно ее сформировать — чтобы в головах клиента сложился наш желаемый образ. Который они смогут легко и без искажений передать другим.
Почему я так рекомендую использовать этот понятный инструмент?
Платформа бренда позволяет не гадать «какой дизайн больше нравится», она позволяет подвергнуть анализу дизайн-язык, подчинить его логике и управлять им осознанно. Это особенно важно, когда мы смотрим далеко вперед, должны сохранять «силу и суть» бренда и без искажений транслировать их как клиентам, так и внутри компании.
Шаг 3.
После корректировки, а бывает и после создания новой платформы бренда, формируется новое видение бренда. Оно может стать новым дескриптером или слоганом. А иногда вы можете прийдти к необходимости корректировки названия бренда.
- Корректировка названия или разработка нового имени бренда
- Разработка названия для подбренда
- Проверка на патентную чистоту
- Создание слогана или дескриптора бренда
Шаг 4.
Весь процесс ребрендинга — это имаджинарум, визуализация будущего, и прежде чем приступить к дизайну бренда и айдентике важно сделать еще один шаг — разработать стратегию запуска ребрендинга.
Коммуникационная стратегия — это долгосрочная программа достижения стратегических целей через информационно-коммуникационные взаимодействия с внешней и внутренней средой.
Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
- Какое сообщение будем рассказывать разным группам нашим текущих клиентов
- Какое сообщение будем рассказывать разным группам нашим новых клиентов
- В каких каналах коммуникации мы будем транслировать сообщение
- Как быстро мы обновим бренд во всех точках присутствия
- Будет ли отличаться стратегия в отдельных регионах, и каким из них мы отдадим приоритеты
- Составить план запуска бренда
Шаг 5.
Теперь мы подошли к визуальной стороне ребрендинга. Важно не путать понятия брендинга и айдентики.
У вас уже готовы инструменты моделирования нового бренда, и опираясь на них, вы можем понять, что и как именно нужно скорректировать в дизайне бренда. Когда мы говорим «дизайн» – я говорю не только о логотипе или стиле, я имею ввиду все многообразие точек контакта с клиентом. Их могут быть как несколько, так и сотни в зависимости от сферы бизнеса.
Айдентика — это визуальная коммуникация бренда с потребителем, его визуальная идентичность, эстетичная и продающая сторона продукта. Это визуальный бренд-мир, который создает эмоции от контакта с брендом.
Как правило, дизайн бренда обновляется по одному из двух путей:
1. Последовательное улучшение дизайна — в случае если платформа бренда идет по пути качественного роста и следует за своей текущей аудиторией.
2. Новый дизайн бренда (100% редизайн) — когда требуется поменять язык, стать моложе, переориентироваться на новые рынки и предстать в инновационном образе.
Концепция айдентики включает в себя:
- Концепцию фирменного стиля
- Разработку логотипа
- Типографику
- Фирменную тональность фото и видео-материалов
Шаг 6.
На этом этапе создается уникальный дизайн для каждой точки контакта с брендом, тем самым формируется мир впечатлений 360°.
Нельзя просто скопировать логотип на все виды рекламных, печатных или иных носителей — такой образ воспринимается клиентом как скучный, а на практике ведет к потери лояльности клиентов. Поэтому для достижения запоминающейся целостной картинки в сознании потребителей, необходимо сделать дизайн каждого носителя уникальным, с учетом особенностей восприятия.
Самая главная задача айдентики и ее части «фирменного стиля» — сформировать незримую схожесть во всех каналах коммуникации. Вы должны создать интересный и запоминающийся бренд.
У всех точек контакта, форматов и рекламных носителей есть свои особенности как технические, так и коммуникационные. Мы не сразу берем в руки стаканчик кофе, сначала мы видим рекламу, вывеску, открываем дверь в кафе, обращаем внимание на интерьер, чувствуем приятный запах, видим меню, бариста и только потом в руках оказывается стаканчик с кофе, а потом мы чувствуем вкус, тепло, новые эмоции. В разных точках контакта мы рассказываем об уникальных преимуществах бренда. Каждая точка контакта должна быть связана единой визуальной линией дизайна и восприятия, оставаясь при этом самостоятельной.
Фирменный стиль бренда всегда соответствует потребностям сегмента. Ниже элементы фирменного стиля, из которых есть смысл делать только то, что действительно нужно:
- Материалы для продажи
- Униформа и корпоративный стиль
- Упаковка продуктов
- Визуальные стандарты
- Транспорт
- Наружная и печатная реклама
- Сувенирная продукция
- Документация
Шаг 7.
На этом этапе прорабатывается дизайн интерьеров и формируются визуальные стандарты оформления точек продаж и навигации. Это еще один важный способ коммуникации бренда с потребителями, который также должен быть выдержан в едином стиле, в соответствии с платформой бренда.
Как мы говорили ранее, ваша главная задача — создать единый комплекс впечатлений бренда, целостный бренд-мир, c вниманием к ощущениям гостей и клиентов. Интерьеры, точки продаж – часто ключевые каналы этих впечатлений.
Особое внимание в офлайн пространствах нужно уделять эстетике навигации и дизайну второстепенных элементов оформления, брендированию помещений и точек контакта. Вывеска, интерьеры, приятные мелочи. Ведь то, что не заметно сразу, всегда запоминается как удивительная находка.
- Навигация в помещениях и брендирование пространств
- Разработка рекомендаций дизайнерам интерьера
- Совместная работа с архитекторами
- Дизайн улчиного оформления и брендирования вывесок, входных групп
Шаг 8.
Сфера диджитал меняется быстрее оффлайн. Новый бренд обязательно должен скорретировать весь диджитал-кит: веб-сайт, мобильную версию, мобильное приложение и сервисы доставки — все это требует не просто «натягивания» дизайна на привычный скелет, а осознанного коммуникационного подхода через призму бренд-платформы.
Через диджитал у вас есть уникальный шанс рассказать о преимуществах бренда, ценностях с помощью видео и нестандартных подходов. Возможности диджитал позволяют тестировать эффективность и достичь взаимопонимания с клиентами на 99%.
- Разработка диджитал стандартов бренда
- Разработка шаблонов дизайна веб-сайта
- Дизайн мобильного приложения
- Дизайн рекламных носителей в диджитал
- Дизайн всех digital-каналов бренда
Шаг 9.
Разработка гайдбука или брендбука включает в себя описание дизайна каждой точки контакта с правилами использования. Он может быть выполнен как в виде печатной и электронной презентации, так и в формате видео-ролика.
Задача брендбука — четко и легко транслировать бренд-концепцию и стандарты бренда внутри компании и при работе с подрядчиками. Видео-формат позволяет зарядить людей эмоциями и быстрее донести особенности бренда, донести настроение бренда.
Идеальный брендбук — это не толстая дорогая книга — это квинтэссенция сути и видения бренда, инструмент управления брендом и его масштабирования, в котором собраны только те материалы, которые нужны для развития. Все лишнее в сторону — только то, что будет работать.
- гайдбук (руководство по использованию единого узнаваемого стиля)
- брендбук (руководство по бренд-стратегии, включая стандарты стиля).
- Видео-брендбук или видео-ролик, который удобно и эффектно показывать партнерам и сотрудникам.
Шаг 10.
Финальный этап — это запуск бренда и авторское сопровождение агентства, которое заключается в чекапе и надзоре. Бренду нужно время раскрыться, первые два-три года нельзя вносить изменения, необходимо строго следовать платформе бренда и разработанному стилю. Так будет сформирован ценный устойчивый образ у клиентов и потребителей.
В моей практике на ежеквартальной основе я консультирую заказчиков в развитии бренда, вопросах внедрения в нестандартных ситуациях, форматах, иногда мы вносим корректировки в некоторые материалы и дизайны, понимая, как их можно улучшить.
А что с эффективностью?
Бренд меняет жизни клиентов в моментах контакта. Любой проект — это построение впечатлений, и настраивая детали, вы меняете настроение людей. Красивый и осмысленный дизайн — это эмоция, дающая удовольствие и радость от контакта с брендом.
Основываясь на собственном опыте в ребрендинге известных Российских сетевых проектов могу сказать, что некоторые сети сразу после запуска ребрендинга показывали рост до +30%.
Мы разработали свою методику расчёта вложений в ребрендинг исходя из среднего чека. Она позволяет разумно подойти к обновлению бренда и быстро приносит результаты.
Задайте ваши вопросы в комментариях или узнайте подробнее о кейсах агентства GN10 на сайте www.gn10.ru
Никита Горбунов. Креативный директор и основатель GN10 branding & design agency.
Из исследований на выходе должны быть какие-то артефакты? А как вы смотрите на старт ребрендинга через диджитал каналы?
Исследования будут наиболее полезными, если в результате вы получите реалистичные паттерны потребления целевой аудитории. Могут быть неожиданные открытия.
По поводу каналов – все зависит от сегмента, коммуникационная стратегия делается в начале процесса ребрендинга именно для того, чтобы понять наиболее эффективные каналы.