Как выбрать ментора
1. Определите свои цели
Определите свои цели: что именно Вы хотите изменить или достичь. Задайте себе вопрос - “что бы что?”.
2. Определите запрос на менторинг
Определите какую именно помощь в достижении цели Вы хотели бы получить от ментора.
Важно! Оцените свою готовность к менторингу: ментор предлагает лишь рекомендации и делится опытом, а ответственность за изменения лежит на Вас и зависят от Вашей самостоятельности и активной позиции.
3. Определите критерии выбора ментора, исходя из своих целей.
Учитывайте такие факторы, как:
сфера деятельности, в которой хотите развиваться и найти ментора;
релевантный опыт и знания;
и др.
Например:
1) Для цели “карьерный рост от middle Project manager'а до COO в сфере IT”, критерием для поиска может быть релевантный карьерный трек (“COO с бэкграундом IT-Project’а”) или целевая позиция в нише (COO в IT-интеграторе).”.
2) Для цели “стать экспертом в области AI”, критерием может быть:
- Опыт и образование в области AI;
- Участие в проектах AI;
- Наличие публикаций или исследований;
- Обучение и консультирование.
3) Для цели “освоить новый язык программирования”:
- опыт работы в выбранном языке программирования;
- уже обучал других студентов или имеет опыт в тьюторстве по этому языку программирования.
4. Найдите профили нескольких менторов, соответствующих критериям
и соберите о них информацию (сведения об их компетенциях и опыте; отзывы и рекомендации). Соберите информацию из открытых источников, от других менти или коллег ментора, предварительно найдя их (например, в помощь - linkedin и perplexity.io), поинтересуйся о менторе у своего нетворка (мир тесен 🙂 ).
5. Выберите несколько кандидатов, которые наилучшим образом соответствуют Вашим критериям, и проведите тестовые занятия с каждым из них.
Во время тестового задания:
- Расскажите о своих целях и ожиданиях от менторства.
- Выслушайте мнение ментора и как он готов Вам помочь.
- Попросите ментора поделиться своим опытом менторства и оцените, подходит ли Вам его методика.
- Уточните - готов ли он продолжить сотрудничество и на каких условиях.
Оцените результаты встречи:
- Наличие навыков: в дополнение к hard&soft skills, релевантных твоему запросу, ментор должен иметь навыки активного слушания и создания доверия.
- Структурированность: насколько встреча прошла структурирована, не превратилась ли она в болтовню без смысла.
- Менторство, а не навязывание: ментор не должен навязывать свою картину мира и не должен говорить «делай так-то», «на твоем месте я бы сделал то-то». Он должен лишь делиться своим опытом и давать рекомендации (“в подобной ситуации я поступал так-то, поскольку понимал такие-то риски”).
- Эмпатия и понимание: чувствуете ли Вы, что ментор слушает и понимает Вас, проясняет Ваши цели и путь к их достижению.
- Уверенность: чувствуете ли Вы уверенность после встречи с ментором? Если после встречи с ментором Вы чувствуете себя менее уверенно или твоя самооценка упала, это может быть признаком того, что ментор не создает благоприятной атмосферы или не обеспечивает конструктивной обратной связи. В таких случаях, стоит задуматься о том, является ли этот ментор подходящим для Вас.
- Конструктивная и развивающая обратная связь: ментор не должен критиковать, а должен давать конкретные, полезные и мотивирующие комментарии с фокусом на развитии.
6. Когда принимать решение о начале работы с ментором
зависит от индивидуальных предпочтений и уровня комфорта каждого. Некоторые готовы принять решение быстро, еще до первой встречи, в то время как другим нужно время чтобы "переспать" с полученной информацией. Я советую - “переспать” с мыслями после тестового занятия.
7. Зафиксируйте цели и ожидаемые результаты, формат взаимодействия
После того, как Вы приняли решение о начале работы с конкретным ментором, советую зафиксировать между вами цели и ожидаемые результаты от менторинга, а также договориться о формате и частоте взаимодействия.
Это будет способствовать эффективности.
➡ Интересуетесь темой развития карьеры и бизнеса? Загляните в мой Telegram-канал — буду рада поделиться своими опытом и инсайтами от оптимизации процессов до выхода на новые рынки.
Самый главный вопрос в самом начале «Чтобы что?».
Задумалась…